Творения святых отцов

  1. Афанасий Великий, свт. Слово о пришествии Бога Слова (любое издание).
  2. Василий Великий, свт. Шестоднев (любое издание).
  3. Григорий Богослов, свт. Послания к Кледонию (любое издание).
  4. Григорий Богослов, свт. Слова о Богословии (любое издание)
  5. Иоанн Дамаскин, прп. Точное изложение православной веры (любое издание).
  6. Иоанн Кассиан Римлянин, прп. Собеседования (любое издание).
  7. Максим Исповедник, прп. Амбигвы. Апория 103 (любое издание).
  8. Филарет (Дроздов), свт. Пространный христианский катихизис Православныя Кафолическия Восточныя Церкви (любое издание)

Комментарий к списку литературы

Основная книга для изучаемого курса — учебное пособие иерея Олега Давыденкова «Догматическое богословие». Рекомендуется использование последнего (дополненного и исправленного) издания курса (2006 год). В Учебном пособии собран и в краткой форме изложен весь основной, необходимый материал по изучаемому предмету. Книга дает необходимые минимальные знания по дисциплине. Полезно также будет воспользоваться трудами митр. Макария (Булгакова) «Православно-Догматическое богословие» и прот. Михаила Помазанского «Православное Догматическое богословие», являющимися классическими образцами изложения традиционной русской догматической системы.

Методические рекомендации по изучению курса

Для успешного освоения курса «Православное вероучение» следует правильно организовать свой труд.

1. В первую очередь следует познакомиться с содержанием основного пособия по курсу, в котором содержится вся необходимая основная информация по предмету. В случае затруднений в понимании содержания пособия, слушателю следует прояснить неясные вопросы в диалоге с преподавателем во время учебных занятий.

2. Следует также обязательно ознакомиться с содержанием ряда святоотеческих произведений и иных богословских текстов. Важнейшие из них указаны в литературе по каждой теме.

3. Дополнительная литература должна привлекаться только после освоения основной.

4. Для адекватного восприятия содержания курса следует обязательно обобщать и проверять восприятие пройденного материала с помощью ответов на предлагаемые в данных учебно-методических материалах вопросы для самопроверки. Следует помнить, что некоторые из них имеют отчасти «провокационный» характер и могут не иметь положительного ответа.

5. Для успешного освоения курса «Православное вероучение» следует постоянно обращаться к содержанию таких курсов программы «Теология» как «Священное Писание Ветхого Завета» и «Священное Писание Нового Завета» (эти предметы — в соответствии с учебной программой — изучаются слушателем одновременно с курсом «Православное вероучение»)

Условия аттестации по курсу

Аттестация проводится в форме экзамена. На аттестации проверяется знание содержания курса в объеме данной учебной программы.

Основное внимание уделяется:

- богословскому смыслу церковных догматических истин, их обоснованию с помощью текстов Священного Писания и произведений святоотеческой традиции;

- способности слушателя выделять и анализировать богословскую составляющую изучаемых текстов, корректно пользоваться богословской терминологией;

- способности слушателя отличать традиционные православные тексты от спорных, инославных и еретических, приобретению навыка проанализировать и оспорить такие чуждые Православному Преданию высказываниями с ортодоксальных позиций.

 

Критерии оценивания:

Оценка «отлично» ставится, если слушатель продемонстрировал умение легко ориентироваться в материале курса; ответил на все дополнительные вопросы.

Оценка «хорошо» ставится в том случае, если слушатель изложил материал билета с некоторыми недочетами, ответил на часть дополнительных вопросов.

Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если слушатель дал неполный ответ (только на один вопрос билета) или при ответе на вопросы билета допускал фактические неточности, демонстрировал поверхностное знание содержания православного вероучения, непонимание некоторых важных положений курса.

 

Требования к уровню освоения курса:

1) Знакомство с содержанием основного учебного пособия.

2) Понимание значения основных терминов и понятий курса:

 «богословие», «догмат», «свойства догматов» («теологичность», «богооткровенность», «церковность», «общеобязательность»), «богословское мнение», «согласие Отцов», «догматическая формула», «ересь», «Откровение», «догматическое развитие», «Священное Предание», «Священное Писание», «формы Священного Предания», «Символ веры», «Собор», «Вселенский собор», «поместный собор», «канон»;

«богопознание», «сущность», «природа», «лицо», «ипостась», «энергия», «благодать», «воля» («природная воля», «ипостасная (гномическая) воля»), «апофатическое богословие», «катафатическое богословие», «свойства существа Божия», «апофатические свойства» (значение каждого из них), «катафатические свойства» (значение каждого из них), «антропоморфизм», «триадология», «Троица», «триадологическая ересь», «Отец», «Сын», «Святой Дух», «ипостасное свойство» («нерожденность», «рождение», «исхождение»), «единосущие», «подобосущие», «монархия», «монархианство», «динамизм», «модализм», «арианство», «евномианство», «аномейство», «духоборчество», «filioque»;

«творение», «зло», «пантеизм», «дуализм», «Промысл», «Предведение», «Предопределение», «Образы Промысла», «Виды Промысла», «ангел», «ангелология», «иерархия», «человек», «антропология», «образ Божий», «подобие Божие», «черты образа Божия», «свобода», «дихотомия», «трихотомия», «дух», «душа», «тело», «креационизм», «традуционизм», «предсуществование душ», «свойства души», «Рай», «Эдем», «Древо Жизни», «Древо Познания добра и зла», «заповедь», «грех», «личный грех», «первородный грех», «последствия первородного греха», «удобопреклонность ко греху», «проклятие», «смерть», «диавол», «сатана», «кожаные ризы»;

 «сотериология», «Спасение», «Искупление», «Искупительная Жертва», «Спаситель», «христология», «христологическая ересь», «Воплощение», «Вочеловечение», «кенозис», «ипостасное соединение», «воипостасность», «аполлинарианство», «несторианство», «монофизитство», «моноэнергизм», «монофилитство», «афтатртодокетизм», «взаимообщение свойств», «Богородица», «чудо», «силы и знамения», «теория Искупления» («юридическая», «нравственная», «органическая»), «Гефсиманское борение», «Крест», «сошествие во ад», «Воскресение», «Вознесение», «Пятидесятница»;

«экклесиология», «Церковь», «Ветхозаветная Церковь», «новозаветная Церковь», «Существенные свойства Церкви» («единство», святость», «соборность», «апостольство»), «Земная Церковь» («странствующая»), «Небесная Церковь» («торжествующая»), «пелагианство», «синергия», «освящение», «обожение», «виды благодати», «икона», «иконопочитание», «иконоборчество», «мощи», «Таинство»;

«Бог-Судия», «Бог-Мздовоздаятель», «бессмертие», «мытарства», «частный суд», «эсхатология», «антихрист», «антихристы», «Второе Пришествие», «воскресение мертвых», «хилиазм», «Кончина мира», «Всеобщий Суд», «Страшный Суд», «апокатастасис», «вечное блаженство», «вечная мука», «Новое Небо и Новая Земля», «Небесный Иерусалим».

3) Знание: формулировок важнейших догматов; главных мест из Священного Писания, служащих основанием для разделов Православного вероучения и церковных догматов; имен и характеристик учения древних Святых Отцов-догматистов; времени проведения и содержания определений Вселенских соборов; древних ересей и истории их опровержения Вселенскими соборами и Святыми Отцами.

4) Умение отличить православные мнения от еретических и способность привести возражения еретическим суждениям на основании православного догматического исповедания.

 

Вопросы к экзамену


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: