Дэвид Гаррик с супругой. 1757. 132,7х104. Королевское собрание, Виндзор

I. Исторические условия.

      18 век - время расцвета английского искусства. Общий подъем культуры был обусловлен политическим и экономическим развитием страны.

Для развития Англии огромное значение имела буржуазная революция 1640-1660 годов.

В этой революции победу одержала буржуазия:

  • Была ограничена власть короля;
  • Буржуазия заняла господствующее положение в союзе с земельной аристократией.
  • Ликвидирована феодальная раздробленность.
  • Рост производительных сил.
  • Создаются предпосылки для промышленного переворота.
  • Мировоззрение приобрело более трезвые, реалистические формы.

II. Культура.

      Развиваются точные науки

Материалистическая философия

Классическая политэкономия.

Получают распространение идеи Просвещения (которые получили воплощение, например, в произведениях Дефо и Свифта).

Выдающихся достижений добилась живопись, особенно портретная. Её успехи были заложены в 16 веке – Гансом Гольбейном Младшим, в 17 веке – Антонисом ван Дейком.

 

III. Уильям Хогарт (1697-1764).

      Создатель политической и социальной сатиры, портретист, теоретик искусства.

Родился в Лондоне в семье учителя латинского языка. Учился гравюре у Э.Геймбла, а также с 1720 года посещал Академию Джеймса Торнхилла, помогая ему выполнять заказы (впоследствии Хогарт женился на дочери Торнхилла). Рано потерял отца, поэтому пришлось работать и зарабатывать себе и матери с двумя сестрами на жизнь. С 1726 года работает самостоятельно, создал иллюстрации в технике резцовой гравюры к сатирической поэме С.Батлера «Гудибрас». Несколько позже начал писать живописные портреты.

 

Автопортрет с собакой. 1745. 90х70. Галерея Тейт, Лондон.

Изображена любимая собака художника Трамп. Книги Мильтона, Шекспира, Свифта. На палитре надпись: «Линия красоты и привлекательности»

 

Серии.

Серии картин на социальные животрепещущие темы, которые художник переводил в гравюры.

Карьера шлюхи. 1732. 6 композиций.

      Главная героиня серии имеет и реальный (Кейт Хэкэбаут), и литературный (героиня романа Даниэля Дефо «Молл Флендерс») прототип. Карьера начинается по приезду девушки в Лондон, где она сразу попадает в руки сводни и заканчивается в 23 года, когда она умирает от дурной болезни, т.е. название серии ироническое.  Серия наполнена символическими деталями, поясняющими суть, и включает в себя реальных людей (судья Джон Гонсон, который арестовывает девицу в №3). Картины, которые стали основой серии, утрачены.

  1. В ловушке сводницы.
  2. Ссора с евреем-покровителем.
  3. Арест.
  4. Сцена в Брайдвелле.
  5. Умирает, пока доктора спорят.
  6. Похороны.

1. Только что приехавшая в Лондон провинциалка (ее скарб в правой части гравюры и ее костюм об этом точно говорят) попадает в руки сводни. Символическая гора падающих кастрюль в левой части. Возможности резцовой гравюры на металле: передача фактуры тканей в костюме сводни (шелк) и в костюме Молл (матовая фактура).

2. Героиня, ставшая содержанкой, устраивает скандал, чтобы дать возможность скрыться своему любовнику.

3.

4. В числе других героиня отбивает пеньку (для веревок палача). Манерное движение рук, держащих киянку.

5.

6. В композиции помещает свой автопортрет в парике в правой части, изображая себя в виде мужчины, у которого девка крадет носовой платок. В картине «Ворота Кале» он также поместил свой автопортрет (в Кале – французский порт - его схватили и выдворили из страны за то, что он рисовал ворота).

 

Карьера мота. 1732-1735. Серия из 8 картин. 62,5х75. Музей сэра Джона Соуна, Лондон.

  1. Получение наследства..
  2. Утренний прием.
  3. Сцена в кабачке.
  4. Арест за воровство.
  5. Женитьба на вдове.
  6. Сцена в игорном доме.
  7. Тюрьма.
  8. Сумасшедший дом.

Модный брак. 1743-1745. Серия из 6 картин. 68,5х89. Национальная галерея, Лондон.

  1. Брачный договор.
  2. Утро в доме новобрачных..
  3. Визит к знахарю.
  4. Утренний прием у графини.
  5. Убийство графа.
  6. Самоубийство графини.

 

Выборы в парламент. 1753-1754. Серия из 4 картин. 101,5х127. Музей сэра ДжонаСоуна, Лондон. 4 картины.

     Критика продажной выборной системы. Возможно, что к созданию этой серии Хогарта подтолкнули выборы 1754 года, которые он наблюдал в Оксфорде (Оксфорд и другие «гнилые местечки» прославились как торжища голосов). Но место, где все происходит, не конкретизируется, это образ обобщенный.

  1. Предвыборный банкет.

Порезанный портрет короля Георга II свидетельствует о том, что это банкет вигов – сторонников буржуазно-демократических преобразований и расширения полномочий парламента. За окном идет демонстрация тори – сторонников власти короля, откуда в кабак летят кирпичи, в ответ на это пирующие собираются забросать противников табуретками. Слева можно видеть, как немолодая женщина обнимает молодого кандидата, но ее муж в это время поджигает его парик, а дочь снимает кольцо с его пальца.

  1. Вербовка голосов.
  2. Голосование.

Голосуют больные и психически

  1. Триумф избранных в парламент.

 

Гравюры.

Две гравюры, в которых Хогарт изображает следствия пьянства.

Улица пива. 1751

      Пиво в 18 веке в Англии имело репутацию здорового напитка, т.к. в Лондоне лучше было пить пиво, чем грязную воду. За видимым благополучием скрывается, однако, постепенный развал.

Переулок джина. 1751.

    Напиток, изобретенный в Нидерландах и завезенный в Англию в связи с восшествием на престол голландца Филиппа Орлеанского. Во времена Хогарта был весьма дешев, и поэтому доступен даже простым людям. Главная мысль гравюры – потеря человеческого облика и полное разложение общества:

Изображены трагические ситуации: мать, роняющая своего ребенка; человек, опустившийся до скотского состояния и грызущий кость вместе с собакой; повесившийся человек. Рушатся дома

 

Произведения критического характера строит на основе точных жизненных наблюдений и гротеска.

 

 

Портреты.

Писал портреты в основном близких людей и знакомых.     

Портрет миссис Элизабет Солтер. 1744. 76х63,5. Галерея Тейт, Лондон.

Портрет отличается выдающимися живописными качествами.

Портрет слуг. 1750-1755. 62х75. Галерея Тейт, Лондон.

      Этюд портретов слуг, которые работали в доме Хогарта.

Дэвид Гаррик с супругой. 1757. 132,7х104. Королевское собрание, Виндзор.

Портрет известного актера, который был реформатором театра: играл в исторических костюмах, ввел рампу (освещение спереди и снизу), играл, как жил на сцене – естественно.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: