Вавилонская башня. Этеменанки

«Дом основания небес и земли». Зиккурат построен архитектором Арадаххешу. Основание 91,5x91,5м высота 90 м, 7 ступеней. Стены, прочерченные лопатками, шли вертикально. Наверх можно было подняться по сложной системе лестниц. Увенчан зиккурат был голубым храмиком - жилищем бога Мардука. Храмик украшали позолоченные рога быка - символ бога (символ плодородия). Зиккурат был разрушен персидским царем Ксерксом в конце 6 века до н.э. Александр Македонский, желая восстановить башню, повелел разобрать ее до основания. Но ранняя смерть Александра поме­шала осуществить задуманное.

Висячие сады Семирамиды.

Одно из семи чудес света, находившееся в Вавилоне. Строителем сада был Навуходоносор, построив­ший его для своей жены, индийской царицы (легендарная Семирамида правила за 200 лет до Наву­ходоносора). Сад был устроен на террасах с западной стороны Южного дворца. Перекрытия держа­лись на колоннах и устроены были следующим образом: каменные своды, на них- связки тростника, залитые асфальтом, на нем слой обожженного кирпича, затем свинцовые пластины и земля. В безлесной Вавилонии зелень, да еще вознесенная в воздух, была настоящим чудом.

 

 

Поскольку между Древним Востоком и античными государствами существовали торговые связи, а в конце 4 века в Междуречье образовались эллинистические государства, культура Древнего Востока оказала большое влияние на античную культуру

 


                                                  АНТИЧНОЕ  ИСКУССТВО

1. Античное (лат. древний) - термин введен гуманистами эпохи Возрождения в 15 веке.

2. Временные рамки: 3 тыс. лет до н. э. — 5 век н. э.

3. Искусство стран бассейна Средиземного моря, Причерноморье (греческие колонии),

прибреж­ные районы полуострова Малая Азия, Северная Африка.

4. Периодизация:       эгейская культура 3-2 тыс. лет до н. э.;

                                   искусство Древней Греции 11-1 века до н. э.;

                                   культура этруссков 8-2 века до н. э.;

                                   искусство Древнего Рима 8 век до н. э. - 5 век до н. э.

 

                                        ИСКУССТВО ЭГЕЙСКОГО МИРА

                                                                                                                                                        3 - 2  тыс. лет до н.. э.

                                                            (эпоха бронзы)

Эгейский мир - термин географический, культура охватывает бассейн Эгейского моря и                                                                  включает в себя следу­ющие центры культуры: Троя, остров Крит, города материковой Греции -                                                            Микены, Тиринф. Подчеркивая также общность культуры острова Крит и материковых городов,                                                      культуру называют также крито-микенской.


Троя.

Открыта Г.Шлиманом в 1870 году в недрах холма Гиссарлык в Малой Азии. Раскопки                                                             бессистемны, так как Шлиман не был историком и археологом.

Открыто 13 культурных слоев. По мнению Шлимана гомеровская Троя находилась во 2-ом слое.

Археолог Дерпфельд установил, что она была в 6 слое. Здесь жили переселенцы из Греции.

 

Крепостные стены.

«Клад Приама»

  Предметы (9 тыс. предметов) были спрятаны в серебряном сосуде: две диадемы, подвески,                                                                      серьги, вазы (золото, серебро, медь), серебряные слитки, оружие (наконечники копий, медные                                                                        кинжалы).

Клад был вывезен в корзинах с овощами в Европу. Хранился в Берлинском музее, с 1945 - в музее

им. А.С.Пушкина.

Крит.

Изучение культуры началось в 1878 году. На острове жили переселенцы из Азии.                                                                      Связь Крита с материковыми городами подтверждается: мифом о Тезее (Греция платит дань Криту);

линейным письмом Б (древнейший диалект греческого языка, открытие М.Вентриса, 1953 год);                                                     памятниками искусства.

Кносский дворец.

Открыт А.Эвансом. Прообраз легендарного Лабиринта, построенного для правителя Крита                                                              Миноса Дедалом. Дворец погиб в 15 веке до н. э. во время извержения вулкана острова Фера                                                                 (легенда об Атлантиде).

 Площадь 10000 квадратных метров, 1-3 этажа, материал камень (фундамент) и кирпич-сырец.

Традиционное расположение помещений вокруг двора (50x28 м), хотя план дворца гораздо                                                                   более сложный.

 

Кладовые. В кувшинах-пифосах хранились зерно, масло.

Лестничный зал (световой колодец).

Своеобразная форма колонн, расширяющаяся кверху. Стволы колонн были деревянными.

Восстановлены в камне.

Тронный зал. Каменный трон и скамьи.

Ванная. Во дворце была канализация.

ЖИВОПИСЬ.                                                                                                                                                                                                    Росписи Кносского дворца.                                                                                                                                                                                            Особенности: небольшой размер (украшены небольшие помещения),

                 светские сцены,

                 оптимизм.

 Техника фрески, использовались минеральные красители: красный гематит, желтая охра,

 белая известь и другие.

 

Парижанка. Своеобразный профиль.

Игра с быком. Ритуальный характер игры. Часть фриза высотой 37 см.

Царь-жрец. Сочетание рельефа и фрески. Изображение в большей мере восстановлено.

 Высота 2м.

 

СКУЛЬПТУРА.

Жрицы (богини) со змеями. Высота 34,2 и 29,5см. Найдены в тайнике под полом.

 

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.

Керамика стиля Камарес.

       Сосуды разнообразной формы, роспись по форме белой, желтой, красной краской по

черному фону. Элементы росписи: спирали, листья, пальметты (симметричная композиция

из листьев пальмы и спиралей, характерная в дальнейшем для Древней Греции).

Чашечки-яичные скорлупки.

Керамика «Дворцового стиля». Роспись синим по белому фону, элементы – растения и

морские животные.

Фляга с осьминогом. Органическое соединение формы сосуда и росписи.

 

 

Вслед за угасанием культуры Крита следует расцвет городов материковой Греции –

Микен, Тиринфа, Пилоса.

МИКЕНЫ.

Раскопки начал Г.Шлиман в 1876 году.

 

Крепостные стены Микен. Длина 900м, ширина 5-8м. Кладка циклопическая (блоки камня весом

5-6 тонн).

Львиные ворота.

      Проход – стоечно-балочная конструкция, высота проема 3,1м. Выше – ложная арка (проем

арки выкладывается за счет напуска камня в каждом последующем ряду). В проеме арки

известняковая плита с изображением львиц, обрамляющих колонну. Композиция геральдическая,

колонна – символ правителя Микен. По форме напоминает колонны Кносского дворца.

 

Сокровищница Атрея.

      Купольная гробница. Длина коридора-дромоса 36м, диаметр зала-толоса 14,5м, высота

13,2м. Перекрытие – ложный свод. Погребальная камера высечена в скале.

Подобная купольная гробница находится близ Керчи (Царский курган).

 

Мегарон.

      Прообраз древнегреческого храма. Мегарон во дворце в Пилосе. Фасад с двумя колоннами

(колонный портик), затем преддверие и святилище с алтарем в центре, над алтарем – отверстие в крыше. Крыша поддерживается четырьмя колоннами. Под культовые нужды было приспособлено жилое помещение с очагом в центре.


 

ЖИВОПИСЬ.

Женщина, несущая дары. Фрагмент росписи из дворца в Тиринфе. Сходство с росписями Кносского дворца (рисунок профиля, орнаментальные мотивы).

 

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.

Предметы из шахтовых могил Микен.

Маска Агамемнона. Чеканка.

Бронзовые кинжалы и ножны. Инкрустация золотом, серебром, медью. Сцены охоты, морские мотивы. Мужские фигуры схожи по пропорциям с фигурой царя-жреца из Кносского дворца.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: