«Дом основания небес и земли». Зиккурат построен архитектором Арадаххешу. Основание 91,5x91,5м высота 90 м, 7 ступеней. Стены, прочерченные лопатками, шли вертикально. Наверх можно было подняться по сложной системе лестниц. Увенчан зиккурат был голубым храмиком - жилищем бога Мардука. Храмик украшали позолоченные рога быка - символ бога (символ плодородия). Зиккурат был разрушен персидским царем Ксерксом в конце 6 века до н.э. Александр Македонский, желая восстановить башню, повелел разобрать ее до основания. Но ранняя смерть Александра помешала осуществить задуманное.
Висячие сады Семирамиды.
Одно из семи чудес света, находившееся в Вавилоне. Строителем сада был Навуходоносор, построивший его для своей жены, индийской царицы (легендарная Семирамида правила за 200 лет до Навуходоносора). Сад был устроен на террасах с западной стороны Южного дворца. Перекрытия держались на колоннах и устроены были следующим образом: каменные своды, на них- связки тростника, залитые асфальтом, на нем слой обожженного кирпича, затем свинцовые пластины и земля. В безлесной Вавилонии зелень, да еще вознесенная в воздух, была настоящим чудом.
Поскольку между Древним Востоком и античными государствами существовали торговые связи, а в конце 4 века в Междуречье образовались эллинистические государства, культура Древнего Востока оказала большое влияние на античную культуру
АНТИЧНОЕ ИСКУССТВО
1. Античное (лат. древний) - термин введен гуманистами эпохи Возрождения в 15 веке.
2. Временные рамки: 3 тыс. лет до н. э. — 5 век н. э.
3. Искусство стран бассейна Средиземного моря, Причерноморье (греческие колонии),
прибрежные районы полуострова Малая Азия, Северная Африка.
4. Периодизация: эгейская культура 3-2 тыс. лет до н. э.;
искусство Древней Греции 11-1 века до н. э.;
культура этруссков 8-2 века до н. э.;
искусство Древнего Рима 8 век до н. э. - 5 век до н. э.
ИСКУССТВО ЭГЕЙСКОГО МИРА
3 - 2 тыс. лет до н.. э.
(эпоха бронзы)
Эгейский мир - термин географический, культура охватывает бассейн Эгейского моря и включает в себя следующие центры культуры: Троя, остров Крит, города материковой Греции - Микены, Тиринф. Подчеркивая также общность культуры острова Крит и материковых городов, культуру называют также крито-микенской.
Троя.
Открыта Г.Шлиманом в 1870 году в недрах холма Гиссарлык в Малой Азии. Раскопки бессистемны, так как Шлиман не был историком и археологом.
Открыто 13 культурных слоев. По мнению Шлимана гомеровская Троя находилась во 2-ом слое.
Археолог Дерпфельд установил, что она была в 6 слое. Здесь жили переселенцы из Греции.
Крепостные стены.
«Клад Приама»
Предметы (9 тыс. предметов) были спрятаны в серебряном сосуде: две диадемы, подвески, серьги, вазы (золото, серебро, медь), серебряные слитки, оружие (наконечники копий, медные кинжалы).
Клад был вывезен в корзинах с овощами в Европу. Хранился в Берлинском музее, с 1945 - в музее
им. А.С.Пушкина.
Крит.
Изучение культуры началось в 1878 году. На острове жили переселенцы из Азии. Связь Крита с материковыми городами подтверждается: мифом о Тезее (Греция платит дань Криту);
линейным письмом Б (древнейший диалект греческого языка, открытие М.Вентриса, 1953 год); памятниками искусства.
Кносский дворец.
Открыт А.Эвансом. Прообраз легендарного Лабиринта, построенного для правителя Крита Миноса Дедалом. Дворец погиб в 15 веке до н. э. во время извержения вулкана острова Фера (легенда об Атлантиде).
Площадь 10000 квадратных метров, 1-3 этажа, материал камень (фундамент) и кирпич-сырец.
Традиционное расположение помещений вокруг двора (50x28 м), хотя план дворца гораздо более сложный.
Кладовые. В кувшинах-пифосах хранились зерно, масло.
Лестничный зал (световой колодец).
Своеобразная форма колонн, расширяющаяся кверху. Стволы колонн были деревянными.
Восстановлены в камне.
Тронный зал. Каменный трон и скамьи.
Ванная. Во дворце была канализация.
ЖИВОПИСЬ. Росписи Кносского дворца. Особенности: небольшой размер (украшены небольшие помещения),
светские сцены,
оптимизм.
Техника фрески, использовались минеральные красители: красный гематит, желтая охра,
белая известь и другие.
Парижанка. Своеобразный профиль.
Игра с быком. Ритуальный характер игры. Часть фриза высотой 37 см.
Царь-жрец. Сочетание рельефа и фрески. Изображение в большей мере восстановлено.
Высота 2м.
СКУЛЬПТУРА.
Жрицы (богини) со змеями. Высота 34,2 и 29,5см. Найдены в тайнике под полом.
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.
Керамика стиля Камарес.
Сосуды разнообразной формы, роспись по форме белой, желтой, красной краской по
черному фону. Элементы росписи: спирали, листья, пальметты (симметричная композиция
из листьев пальмы и спиралей, характерная в дальнейшем для Древней Греции).
Чашечки-яичные скорлупки.
Керамика «Дворцового стиля». Роспись синим по белому фону, элементы – растения и
морские животные.
Фляга с осьминогом. Органическое соединение формы сосуда и росписи.
Вслед за угасанием культуры Крита следует расцвет городов материковой Греции –
Микен, Тиринфа, Пилоса.
МИКЕНЫ.
Раскопки начал Г.Шлиман в 1876 году.
Крепостные стены Микен. Длина 900м, ширина 5-8м. Кладка циклопическая (блоки камня весом
5-6 тонн).
Львиные ворота.
Проход – стоечно-балочная конструкция, высота проема 3,1м. Выше – ложная арка (проем
арки выкладывается за счет напуска камня в каждом последующем ряду). В проеме арки
известняковая плита с изображением львиц, обрамляющих колонну. Композиция геральдическая,
колонна – символ правителя Микен. По форме напоминает колонны Кносского дворца.
Сокровищница Атрея.
Купольная гробница. Длина коридора-дромоса 36м, диаметр зала-толоса 14,5м, высота
13,2м. Перекрытие – ложный свод. Погребальная камера высечена в скале.
Подобная купольная гробница находится близ Керчи (Царский курган).
Мегарон.
Прообраз древнегреческого храма. Мегарон во дворце в Пилосе. Фасад с двумя колоннами
(колонный портик), затем преддверие и святилище с алтарем в центре, над алтарем – отверстие в крыше. Крыша поддерживается четырьмя колоннами. Под культовые нужды было приспособлено жилое помещение с очагом в центре.
ЖИВОПИСЬ.
Женщина, несущая дары. Фрагмент росписи из дворца в Тиринфе. Сходство с росписями Кносского дворца (рисунок профиля, орнаментальные мотивы).
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО.
Предметы из шахтовых могил Микен.
Маска Агамемнона. Чеканка.
Бронзовые кинжалы и ножны. Инкрустация золотом, серебром, медью. Сцены охоты, морские мотивы. Мужские фигуры схожи по пропорциям с фигурой царя-жреца из Кносского дворца.