Ордерная система, разработанная греками, стала основой архитектуры Древнего Рима и классической европейской архитектуры

                          

 

                                                    

АРХИТЕКТУРА ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ

Расцвет архитектуры и изобразительного искусства относится к периоду классики - 5-4 века дон.э.

РАННЯЯ КЛАССИКА

  Храм Посейдона (Геры II) в Пестуме

Дорический периптер 6x14 (формула соотношения колонн еще не установилась). Мощные пропорции, сильный энтазис.

ВЫСОКАЯ КЛАССИКА. СЕРЕДИНА 5 ВЕКА ДО Н.Э.

Расцвет искусства обусловлен следующими причинами:

1. победа в войне с персами;

2. рост полисов;

3. Афины среди полисов играли ведущую роль (возглавляли Афинский союз);

4. как следствие предыдущих причин – господство гражданских героических идеалов.

В таких условиях была осуществлена перестройка Афин, в том числе Афинского акрополя, который в период войны был разрушен персами.

Афинский акрополь.                                                                                                      Акрополь с греческого - верхний город. Он находится на вершине скалы, которая поднимается на 156 метров и имеет 300 метров в длину и 130 метров в ширину.                                                                               Здесь находился древнейший культовый центр города. Перестройка была проведена в 449 - 421 годах до н.э. под руководством Фидия, скульпто­ра и архитектора.

1. Пропилеи

2. храм Ники Аптерос

3. Парфенон

4. Эрехтейон

5. статуя Афины Промахос

Здания ансамбля располагались в пространстве относительно друг друга свободно, что зависело в первую очередь от рельефа местности, а так же давало возможность увидеть здания с разных точек зрения.

Пропилеи. 437-432 г.г. до н.э. Архитектор Мнесикл.

Здание обрамляло проход на акрополь, здесь находились библиотека и картинная галерея. Наружные портики были дорическими, по внутреннему проходу стояли ионические колонны. Высота дорических колонн была 8,5 метров. Наружные портики находились на разных уровнях.

Храм Ники Аптерос. 449-421 г.г. до н.э. Архитектор Калликрат.

Храм посвящен бескрылой богине победы, построен в честь победы над персами. Храм поставлен под углом к оси Пропилей справа для равновесия. Стоит на искусственном основании - пиргосе, на котором крепили военные трофеи (оружие). Малый размер храма (высота колонн 4метра) обусловил использова­ние ионического ордера.

Парфенон. 447-438 г.г. до н.э. Архитекторы Иктин, Калликрат.

Храм посвящен Афине Парфенос (Деве). Площадь 31x70 метров, высота колонн 10,5 метров. Дорический периптер 8x17, внутри ионические колонны. В архитектуру храма внесены тончайшие поправки, рассчитанные на зрительное восприятие:

1. угловые колонны поставлены ближе к соседним, что придает зданию большую                                                                                                                                                       компактность;

2. оси колонн слегка наклонены к центру (сходятся на высоте 2км), что делает здание более стройным;

3. легкий изгиб горизонтальных линий (антаблемента, стереобата) кверху - курватуры – также для стройности.

Эрехтейон. 421-406 г.г. до н.э. Архитекторы Архилох, Филокл.

    Храм посвящен Афине и Посейдону (по легенде именно на этом месте происходил спор между ними за обладание Аттикой). Назван в честь легендарного правителя Афин Эрехтея (явился основателем праз­дника Панафинеи в честь Афины). Поскольку стоит на склоне и имеет два святилища, поэтому имеет сложный план и портики на разных уровнях. Здание контрастно Парфенону по плану, размеру и ордеру (построен в ионическом ордере). В сторону Парфенона обращен портик кариатид (высота 2,3м). Симмет­ричная постановка фигур (согнутая в колене нога). Длинные одежды со складками, напоминающими каннелюры, делают фигуру устойчивой, самое слабое место - шея - укреплено прической.

'


 

История. 5 век до н.э. Парфенон превращен в церковь Софии Премудрости. Вход по канонам право­славия с запала, на восточном фронтоне прорублено окно, разбиты статуи.

1204 год.       Константинополь разгромлен крестоносцами. Афинское герцогство вошло в состав Латинской империи. Парфенон превращен в католическую церковь, Эрехтейон- в герцогский дворец.

1458 год.  Акрополь взят турками. Парфенон становится мечетью, в Пропилеях устроен арсенал, в Эрехтейоне гарем.

1687 год. Во время борьбы турок с Венецией храм Ники превращен в крепостную башню, в Парфеноне устроен пороховой склад. Во время военных действий снаряд по­пал и Парфенон, и в результате взрыва храму были причинены самые сильные раз­рушения. После этого в развалинах снова была устроена мечеть.

Конец 18в. Английский посол в Константинополе лорд Эльджин (поклонник Винкельмана, историка искусств) испросил у турецких властей разрешение на вывоз «старых мраморных камней». Он выломал рельефы Парфенона, и с 1816 года они хранят­ся в Британском музее.

1830 год.  Начинается восстановление построек. На средства Шлимана была

             разобрана крепостная башня и заново сложен храм Ники (работами

             руководил Дерпфельд)

70-е г.г. 19 в.  Восстановлен Эрехтейон.

Сейчас стоит проблема сохранения ансамбля в условиях крупного города (обилие машин, кислотные дожди).

ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА

Происходит рост рабства и имущественного неравенства. Это мешает развитию свободного труда. Усиливается борьба полисов друг с другом. В этих условиях в искусстве формируются новые тенденции:

1. утрата гражданских идеалов;

2. искусство служит личности, а не полису;

3. трагическая борьба полисов отражается в трагических образах искусства;

4. появляется интерес к человеческим чувствам и быту.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: