АРХИТЕКТУРА ВЫСОКОЙ КЛАССИКИ
Расцвет архитектуры и изобразительного искусства относится к периоду классики - 5-4 века дон.э.
РАННЯЯ КЛАССИКА
Храм Посейдона (Геры II) в Пестуме
Дорический периптер 6x14 (формула соотношения колонн еще не установилась). Мощные пропорции, сильный энтазис.
ВЫСОКАЯ КЛАССИКА. СЕРЕДИНА 5 ВЕКА ДО Н.Э.
Расцвет искусства обусловлен следующими причинами:
1. победа в войне с персами;
2. рост полисов;
3. Афины среди полисов играли ведущую роль (возглавляли Афинский союз);
4. как следствие предыдущих причин – господство гражданских героических идеалов.
В таких условиях была осуществлена перестройка Афин, в том числе Афинского акрополя, который в период войны был разрушен персами.
Афинский акрополь. Акрополь с греческого - верхний город. Он находится на вершине скалы, которая поднимается на 156 метров и имеет 300 метров в длину и 130 метров в ширину. Здесь находился древнейший культовый центр города. Перестройка была проведена в 449 - 421 годах до н.э. под руководством Фидия, скульптора и архитектора.
|
|
1. Пропилеи
2. храм Ники Аптерос
3. Парфенон
4. Эрехтейон
5. статуя Афины Промахос
Здания ансамбля располагались в пространстве относительно друг друга свободно, что зависело в первую очередь от рельефа местности, а так же давало возможность увидеть здания с разных точек зрения.
Пропилеи. 437-432 г.г. до н.э. Архитектор Мнесикл.
Здание обрамляло проход на акрополь, здесь находились библиотека и картинная галерея. Наружные портики были дорическими, по внутреннему проходу стояли ионические колонны. Высота дорических колонн была 8,5 метров. Наружные портики находились на разных уровнях.
Храм Ники Аптерос. 449-421 г.г. до н.э. Архитектор Калликрат.
Храм посвящен бескрылой богине победы, построен в честь победы над персами. Храм поставлен под углом к оси Пропилей справа для равновесия. Стоит на искусственном основании - пиргосе, на котором крепили военные трофеи (оружие). Малый размер храма (высота колонн 4метра) обусловил использование ионического ордера.
Парфенон. 447-438 г.г. до н.э. Архитекторы Иктин, Калликрат.
Храм посвящен Афине Парфенос (Деве). Площадь 31x70 метров, высота колонн 10,5 метров. Дорический периптер 8x17, внутри ионические колонны. В архитектуру храма внесены тончайшие поправки, рассчитанные на зрительное восприятие:
|
|
1. угловые колонны поставлены ближе к соседним, что придает зданию большую компактность;
2. оси колонн слегка наклонены к центру (сходятся на высоте 2км), что делает здание более стройным;
3. легкий изгиб горизонтальных линий (антаблемента, стереобата) кверху - курватуры – также для стройности.
Эрехтейон. 421-406 г.г. до н.э. Архитекторы Архилох, Филокл.
Храм посвящен Афине и Посейдону (по легенде именно на этом месте происходил спор между ними за обладание Аттикой). Назван в честь легендарного правителя Афин Эрехтея (явился основателем праздника Панафинеи в честь Афины). Поскольку стоит на склоне и имеет два святилища, поэтому имеет сложный план и портики на разных уровнях. Здание контрастно Парфенону по плану, размеру и ордеру (построен в ионическом ордере). В сторону Парфенона обращен портик кариатид (высота 2,3м). Симметричная постановка фигур (согнутая в колене нога). Длинные одежды со складками, напоминающими каннелюры, делают фигуру устойчивой, самое слабое место - шея - укреплено прической.
'
История. 5 век до н.э. Парфенон превращен в церковь Софии Премудрости. Вход по канонам православия с запала, на восточном фронтоне прорублено окно, разбиты статуи.
1204 год. Константинополь разгромлен крестоносцами. Афинское герцогство вошло в состав Латинской империи. Парфенон превращен в католическую церковь, Эрехтейон- в герцогский дворец.
1458 год. Акрополь взят турками. Парфенон становится мечетью, в Пропилеях устроен арсенал, в Эрехтейоне гарем.
1687 год. Во время борьбы турок с Венецией храм Ники превращен в крепостную башню, в Парфеноне устроен пороховой склад. Во время военных действий снаряд попал и Парфенон, и в результате взрыва храму были причинены самые сильные разрушения. После этого в развалинах снова была устроена мечеть.
Конец 18в. Английский посол в Константинополе лорд Эльджин (поклонник Винкельмана, историка искусств) испросил у турецких властей разрешение на вывоз «старых мраморных камней». Он выломал рельефы Парфенона, и с 1816 года они хранятся в Британском музее.
1830 год. Начинается восстановление построек. На средства Шлимана была
разобрана крепостная башня и заново сложен храм Ники (работами
руководил Дерпфельд)
70-е г.г. 19 в. Восстановлен Эрехтейон.
Сейчас стоит проблема сохранения ансамбля в условиях крупного города (обилие машин, кислотные дожди).
ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА
Происходит рост рабства и имущественного неравенства. Это мешает развитию свободного труда. Усиливается борьба полисов друг с другом. В этих условиях в искусстве формируются новые тенденции:
1. утрата гражданских идеалов;
2. искусство служит личности, а не полису;
3. трагическая борьба полисов отражается в трагических образах искусства;
4. появляется интерес к человеческим чувствам и быту.