Форум Траяна. 102 - 113 годы н.э. Архитектор Аполлодор Дамасский

  Площадь 116x95 м. Ансамбль расположился на месте срытого холма. По оси распола­гались: триумфальная арка, на площади - конный памятник Траяну, сама площадь име­ла экседры (глубокие полукруглые ниши), далее - базилика Ульпия (Ульпий - одно из имен Траяна), ориентированная поперек оси. Колонны базилики высотой 38 м, сделан­ные из ливанского кедра, должны были напоминать о срытом на этом месте холме. За базиликой следовала триумфальная колонна, справа и слева от нее находились зда­ния библиотек, за колонной - храм Траяна.

3. ХРАМЫ.

Храмы, которые строились в Риме, были разнообразны по форме, заимствованной в основном в Греции (прямоугольные и круглые). Но некоторые были единственными в своем роде.

Пантеон. 120-125 г.г. н.э. Архитектор Аполлодор Дамасский (?).

Храм всех богов (лат. «пан» - всеобщий, «теос» - бог). Круглое в плане здание имело коринфский портик и вытянутый перистиль перед ним. Диаметр 43,5 м, высота 42,7 м, ширина стен 6,2 м. Сооружение построено из кирпича и бетона, стены представляют собой сложную систему арок и перемычек, сочетающихся со слоями бетона. Толщина стен позволила сделать в них ниши для статуй богов, а также пустоты для облегчения сооружения. Снаружи стены имеют три яруса, внутри -два: наружный третий ярус слу­жит опорой купола. Купол имеет в центре отверстие диаметром 9 м для освещения, а также пять рядов кессонов (кессона- ниша, уходящая в перспективу). Кессоны выпол­няют троякую роль: декорируют купол, облегчают его и подчеркивают его материаль­ность.

Пантеон как купольное сооружение оставался непревзойденным до конца 19 века. Использовался как христианский храм, ас 15 века стал местом захоронения знаменитых

людей Италии (здесь захоронен Рафаэль). С этого момента слово «пантеон» приобрело значение «гробница знаменитых людей».

Квадратный дом в Ниме. 1 в. н.э.

Находится на юге Франции. Имеет квадратное святилище и глубокий портик на фасаде. Эта и другие черты (высокий подиум, лестница на фасаде между двумя выступами) взя­ты из этрусской архитектуры. Тип храма - псевдопериптер (псевдо - ложный), т.к. вдоль стен идут полуколонны.

4. АМФИТЕАТРЫ.

Часть слова «амфи» значит, что театрон располагается с обеих сторон окружности. Римские амфитеатры предназначались для проведения гладиаторских боев, удовлетворяя потребность римского народа в грубых зрелищах.

Колизей. 75-82 г.г. н.э.

Название происходит от слова «колоссальный». Овал 188x156 м, арена 86x54 м, высота стен 48,5 м. Амфитеатр был рассчитан на 50000 зрителей, арена - на 3000 пар гладиато­ров. Четырехъярусное сооружение, снаружи - ярусы аркад: нижние - входы, в проемах верхних стояли статуи. На фоне столбов - колонны (снизу вверх) тосканского, ионичес­кого и коринфского ордеров подчеркивали облегчение стены. Вверху - аттик (монолит­ная стена в верхней части сооружения), на нем кронштейны, в которые вставлялись шес­ты для крепления велария (тент для защиты от солнца). Колоннам нижних ярусов соот­ветствуют пилястры. Внутри зрительские места делились на четыре яруса по социально­му признаку: император, сенаторы - всадники - римские граждане -вольноотпущенники Зрительские места покоились на сводах радиальных коридоров. Подсобные помещения располагались под ареной. Был построен на месте озера в ансамбле дворца Нерона.

5. ТЕРМЫ (БАНИ).

Каждый император считал своим долгом построить для римлян бани, которые зачастую были целыми культурными комплексами.

Термы Каракаллы. 206-216 г.г. н.э.

Ансамбль площадью 353x335 м состоял из: сада, стадиона, библиотеки, залов для му­зыкальных и литературных концертов, помещений для игр и бесед.

Здание бань 216x112 м, по оси располагались: холодная баня (бассейн под открытым не бом), большой зал - теплая баня, горячая баня (бассейн с горячей водой диаметром 35м), вестибюли, залы для гимнастики, раздевалки, бассейны. В помещениях, где необходимо, окна закрыты слюдой.

Большой зал площадью 2 700 кв. м. Крестовые своды опираются на столбы, а колонны композитного ордера служат декорацией. Большой зал и другие помещения бань богато декорировались: мозаичные полы, росписи, скульптура. Помещения, где располагались котлы для нагревания воды, находились в цоколе. Оттуда же по керамическим трубам в верхние залы подавался теплый воздух.

6. ЖИЛЫЕ ДОМА.

Поскольку население Древнего Рима было очень разнообразно по своему социальному уров­ню, типы домов были разные.

 

Инсулы (лат. остров) - 3-4 этажные дома, в которых комнаты сдавались в аренду для неимущих граждан. В первом этаже располагались лавки и таверны. Прообраз доходных домов 19 века.

Домусы – дома богатых горожан.

Снаружи глухие стены. За входом следует парадное помещение - атриум с бассейном и отверстием в крыше, которое поддерживают 4 колонны, стоящие по углам бассейна. Дальше- перистиль, открытый двор, вокруг которого располагались жилые помещения.

Дворцы.

Золотой дом Нерона. 1 век н.э. Архитектор Рабирий.

  Ансамбль дворца занимал склоны трех холмов. Портик здания тянулся на 1 км, в вестибюле стояла огромная ста­туя Нерона. Октогональный (восьмиугольный) зал с отверстием в куполе.

7. ТРИУМФАЛЬНЫЕ СООРУЖЕНИЯ.

В Риме строилось много сооружений, призванных прославлять императоров и их дела.

· АРКИ.

Арка Тита. 81 г. н.э. Высота 15,4 м.

  Построена в честь взятия Иерусалима. Рельефы изображают триумфальное шествие с трофеями.

Арка Септимия Севера. 203 г. н.э. Высота 23 м.

 Построена в честь победы над парфянами и арави­тянами. Имеет три пролета.

Все арки имеют арочный пролет, цоколь, аттик с посвятительной надписью, венчала ар­ку квадрига с фигурой императора. Кроме скульптурного декора был архитектурный: на цоколе стояли колонны, несущие антаблемент.

· ТРИУМФАЛЬНЫЕ КОЛОННЫ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: