Поликлет. Дорифор (Копьеносец)

Впервые понято движение фигуры, поставленной с опорой на одну ногу (в контрапосте, или хиазме). Скульптор занимался также изысканиями в области пропорций и написал книгу «Канон». Пропорции по Поликлету: голова - 1/7 от роста, лицо, кисть 1/10 от роста, ступня - 1/6 от роста.

ПОЗДНЯЯ КЛАССИКА.

Скульптура развивается в двух направлениях, отражающих психологическое состояние человека: 1. драматическое и 2. лирическое.

I. Скопас. Менада.

Спутница бога Диониса. Круговая композиция, сложное спиральное движение. Складки подчеркивают движение фигуры.

 

Скопас. Голова раненого воина.

Мотив страдания: откинута голова, подняты кверху глаза и брови, полуоткрыт рот. Мотив нашел широкое применение не только в древнегреческой скульптуре, но и гораздо позже в европейском искусстве.

Скопас. Рельефы Галикарнасского мавзолея «Битва греков с амазонками».                                  Горельеф, свободное расположение фигур на плоскости свидетельствуют о том, что рельефы располагались достаточно высоко. Динамичная композиция, построенная на диагональном ритме, волнообразное движение голов, сложные развороты фигур, сталкивающееся движение.

2. Пракситель. Гермес с младенцем Дионисом. Мрамор.

Фигура Гермеса поставлена с дополнительной опорой, что передает состояние расслабления. Младенец Дионис несомасштабен с Гермесом. Совершенство скульптуры дает возможность предположить подлинник.

 

Пракситель. Афродита Книдская.

Первое изображение обнаженной богини. Сделано для города Книда, который благодаря скульптуре стал местом паломничества.

Леохар. Аполлон Бельведерский.

В левой руке держал лук. Плат выполняет конструктивную функцию: поддерживает руку, а также художественную: подчеркивает гладкость тела.

В процессе развития скульптуры древнегреческими скульпторами были решены основополагающие проблемы:

1. композиции, рассчитанной на круговой обход;

2. изображения разнообразного движения;

3. постановки фигуры с опорой на одну ногу;

4. анатомии, пропорций;

5. складок, подчеркивающих движение;

6. передачи психологического состояния человека;

Гармонии духовного и физического.

Греческая скульптура стала основой и образцом для европейской скульптуры.

ИСКУССТВО ЭПОХИ ЭЛЛИНИЗМА

              3 - 1 века до н.э.

1. Эллинизм (от Эллада - Греция, эллины - греки) - распространение традиций древнегречес­кого искусства на Востоке вследствие походов Александра Македонского.

2. История.

Уже царь Филипп (отец Александра Македонского) предпринимал усилия для укрепления Македонии (область северной Греции). Его дело продолжил Александр Македонский. Обладая незаурядными способностями: целеустремленностью, силой воли, военным талантом, - он под­чинил себе всю Грецию и завоевал огромные территории на Востоке: Малую Азию, Ближний Восток, Междуречье, Северный Египет, Иран, дошел до границ Индии. Столицей своей импе­рии он сделал Вавилон.

Александр был окружен выдающимися людьми: его воспитателем был Аристотель, при его дворе работал скульптор Лисипп. В конце своей недолгой жизни (он прожил 32 года) он велел воздавать себе почести как богу. После смерти Александра в течение 50 лет шли войны за на­следство, империя распалась на несколько государств, во главе которых встали его бывшие во­еначальники: Северный Египет (династия Птолемеев), государство Селевкидов (Сирия), Пергам (Малая Азия), остров Родос.

3. Особенности культуры эллинистических государств:

1. соединение традиций культуры греческой и культуры Востока;

2. утверждение монархического государственного строя;

3. искусство служит монарху, верхушке общества;

4. в каждом государстве существует своя художественная школа (Александрия, Пергам, Родос);

5. новое мировоззрение отразилось в появлении новых тем (социальных, лирических, бытовых);

6. усиливается интерес к личности конкретного человека, появляется жанр портрета;

7. в искусстве получают развитие противоположные тенденции: изображается идеаль­ное и индивидуальное, прекрасное и уродливое;

8. в скульптуре получают дальнейшее развитие традиции Скопаса и Праксителя.


Старые культурные центры уступают место новым. Строится много новых городов, искусство градостроительства на очень высоком уровне.

3. ШКОЛА АЛЕКСАНДРИИ.


Александрия.

Основана Александром Македонским, построена по регулярному плану (Гипподамова систе­ма) родосским архитектором Дейнократом. Периметр 24 км. Город занимал выгодное географи­ческое положение, удобное для защиты города; имел большую гавань, защищенную островом Фарос и искусственными дамбами. В городе находились: знаменитая библиотека на 200 тыс. рукописей, научный центр Мусейон, где жили и работали ученые Архимед, математик и физик, гео­метр Эвклид, Аристарх Самосский, автор гелиоцентрической системы.

Фаросский маяк.

Ярусное сооружение высотой 140 метров стояло на мощном пьедестале, увенчано скульптурой Посейдона. Внутри находилась дорога, по которой на осликах наверх доставлялось топливо. Свет усиливался с помощью бронзовых зеркал и был виден за 48 км.

СКУЛЬПТУРА.

  Афродита Киренская. Начало 2 века до н.э.

Высота 1,52м. Один из самых распространенных образов.

Демосфен. Скульптор Полиевкт. 280 г. до н.э.

Высота 1, 52м. Индивидуальные черты выражены и в изображении тела.

Мальчик с гусем. Скульптор Боэф. Конец 3 - начало 2 века до н.э.

Такие скульптуры дарились в храм бога здоровья Асклепия, украшали дворики жилых домов, служили надгробиями. Точное физическое и психологическое изображение ребенка.

Старик-горбун.

Бронза, высота 15 см. Подобные скульптуры служили украшением интерьера.

Камея Гонзага. 100 г. до н.э.Сардоникс, высота 17 см.                                                  Портреты Птолемея и Арсинои, его жены. В создании изображения использована слоистость камня.

2. ШКОЛА ПЕРГАМА.

Расцвет пергамской школы относится к первой половине 2 века до н.э.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: