При эксплуатации сельскохозяйственного транспорта не всегда удается использовать на линии весь парк технически исправных транспортных средств. Часть транспортных средств находится на ТО, в ремонте или в ожидании ремонтно-обслуживающих воздействий, некоторая часть подвижного состава, будучи технически исправной, не выполняет перевозки по причинам организационного характера. Поэтому списочный парк транспортных средств (А сп) можно рассматривать как сумму автомобилей и транспортных агрегатов, находящихся в эксплуатации (А э), техническом обслуживании и ремонте (А р) и простаивающих по организационным причинам (А оп):
A сп = A э + A оп + A р.
(6.16)
Для учета использования парка подвижного состава за определенный период времени используют показатель «машино-день».
Использование парка подвижного состава можно оценить при помощи коэффициентов технической готовности и выпуска. Коэффициент технической готовности парка (К тг) является основным показателем, характеризующим готовность подвижного состава к транспортной работе, и может исчисляться как за один день работы автотранспортного предприятия, так и за какой-либо другой период (неделю, месяц, квартал, год). Коэффициент технической готовности парка напрямую зависит от уровня организации, качества выполнения технического обслуживания и ремонта техники, что позволяет предприятию быстро и качественно выполнять грузоперевозки. Поддержание исправности техники, следовательно, и повышение коэффициента технической готовности автомобильного парка в значительной мере зависят от водителей и механизаторов. Обнаружение и своевременное устранение замеченных неисправностей, соблюдение правил технической эксплуатации наряду с умелым вождением существенно сказываются на повышении коэффициента технической готовности. Для определения коэффициента технической готовности подвижного состава используют формулу
|
|
(6.17)
где Kт.г — коэффициент технической готовности подвижного состава; Мд.г — машино-дни в готовом для эксплуатации состоянии; Мд.с — списочные машино-дни подвижного состава в хозяйстве.
Коэффициент выпуска подвижного состава можно определить по формуле
|
|
(6.18)
где Kв — коэффициент выпуска подвижного состава; Мд.г — число машино-дней в эксплуатации.
Указанные показатели можно улучшить за счет повышения уровня технической готовности транспортных средств, постоянно обновляя парк подвижного состава, своевременно проводя профилактические и ремонтные мероприятия.
Производительность и сменная выработка
Транспортная работа. Транспортную работу (грузооборот) определяют количеством груза Q, перевезенного на определенное расстояние. Грузооборот рассчитывают по формуле
(6.19)
где Q — транспортная работа (грузооборот), т-км; Qi — количество перевезенного груза, т; L г i — расстояние грузоперевозки, км.
Наработка транспортного агрегата за смену пропорциональна грузоподъемности Q н, продолжительности смены Т см, транспортной скорости V т, коэффициентам использования грузоподъемности αст, пробега αпроб и времени смены Т см, τ. Ее можно рассчитывать в тонно-километрах W см L или в тоннах W см Q :
(6.20)
(6.21)
где — число ездок с грузом за смену.
Производительность транспортного агрегата определяют количеством транспортной работы, выполненной за единицу времени. Ее измеряют в т-км/ч (WL) или в т/ч (WQ):
(6.22)
(6.23)
Так как то
(6.24)
Показатели использования погрузочно-разгрузочных агрегатов. Основной показатель работы погрузчика — производительность за 1 ч сменного времени (т/ч):
W п = k г W прτ,
(6.25)
где W п — производительность за 1 ч сменного времени, т/ч; W пр — расчетная производительность погрузчика (по технической характеристике), т/ч; k г — коэффициент использования грузоподъемности погрузчика по отношению к грузу, для которого рассчитана W пр; τ — коэффициент использования времени смены.
Количество погрузчиков n п, необходимое для погрузки определенного количества груза Q т, определяют из уравнения
(6.26)
Из уравнения (6.26) можно определить часовую пропускную способность поста погрузки (количество груза, который могут погрузить за 1 ч времени смены n п погрузчиков): Q = W п n п.
Определение потребности в транспортных средствах
- 6.6.1. Механизация погрузочно-разгрузочных работ
- 6.6.2. Оценка эффективности использования транспорта в сельском хозяйстве