Многим не удалось сформировать глубокие эмоциональные связи в раннем детстве. Кто-то решает эту проблему во взрослом возрасте и устанавливает позитивные, продуктивные личные и деловые отношения. Однако завязать необходимые контакты удается не всем, и тогда связи либо отсутствуют вовсе, либо формируются, но только негативного типа. Эмоциональная связь, не дающая чувства безопасности, или привязанность, вызывающая тревогу, проявляют себя тем, что люди не могут справиться с конфликтами, разочарованием, ревностью, досадой, все время ощущают себя зависимыми или неразрывно связанными с кем-то. Постоянно конфликтные люди, как правило, имеют низкую самооценку.
Нехватка психологической поддержки может вызвать ряд последствий, например страх привязанности и избегание любых глубоких эмоциональных контактов. Люди могут слишком бояться разлуки, что порождает сильную зависимость. Подражая отцам или их недоброжелателям, можно отказаться от собственной маскулинности; если же речь идет о матери, возникают трудности с обретением фемининности.
Тревожные люди часто избегают исследования мира и уклоняются от достижения желаемого, испытывая страх и не веря в себя. С ними трудно иметь дело, поскольку они «нетвердо» стоят на ногах, все время ждут неприятностей и постоянно ощущают беспокойство. Их может охватывать паника, и в итоге они оказываются неспособными устанавливать надежные контакты.
Руководители, не могущие служить психологической опорой подчиненным, вероятно, будут провоцировать конфликты, так же как и менеджеры, заинтересованные исключительно в решении производственных задач. Неуспех часто связан со страхом неудачи или, наоборот, с боязнью успеха, и все это – следствие отсутствия опыта контактов, основанных на любви и доверии.
Вот некоторые симптомы отсутствия опоры в жизни:
• низкая самооценка;
• неспособность справляться со стрессом и неприятностями;
• неспособность устанавливать и поддерживать глубокие эмоциональные контакты с людьми;
• асоциальные установки и поведение;
• проблемы с доверием;
• негативизм и цинизм;
• отсутствие способности к сопереживанию;
• болтливость;
• дисциплинарные и учебные проблемы;
• неустойчивая самооценка и сомнения в себе;
• постоянное чувство, что тебя недооценивают на работе;
• мечты об успехе при неспособности к длительным усилиям;
• повышенная отвлекаемость вследствие смены настроения (даже при его улучшении);
• эмоциональная реакция на стресс;
• страх быть отверженным, распространяющийся на повседневные дела;
• отсутствие готовности «раскрыться»;
• навязчивые состояния, связанные с едой.