Найдите и исправьте смысловую ошибку в приведенном ниже отрывке. Объясните значение найденного слова

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП

ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ШКОЛЬНИКОВ

ПО ЛИТЕРАТУРЕ

Учебный год

Класс

 

1.   Из какой сказки эти предметы.

А) шарманка, деревянные башмаки, семихвостая плетка, три корочки хлеба, бутылочка с касторкой, перо и чернильница.

Б) Лук со стрелами, мягкий белый хлеб, ковер с хитрыми узорами, клубочек, сундук, игла.

Ответ.

(По 0,5 балла за название сказки; максимальное количество баллов за задание 1 балл)

А «Буратино»

Б «Царевна – лягушка»

Перед вами отрывки из нескольких литературных произведений. Что объединяет эти отрывки?

(1 балл) Как называется этот элемент композиции? (1 балл) Максимальное количество баллов – 2)

1. … Долго не стали,

Думать, честным пирком да за свадебку; съехались гости,

Свадьбу сыграли; я там был, там мед я и пиво

Пил; по усам текло, да в рот не попало. И все тут.

2 Я там был; мед, пиво пил –

Ответ.

Отрывки из сказок. Элемент композиции сказок называется концовка.

 

3. Определите по портретной характеристике литературного героя. О каком персонаже, из какого произведения и какого автора идёт речь.

А) Из числа челяди барыни самым замечательным лицом был дворник, мужчина гигантского роста, сложенный богатырём и глухонемой от рождения. Одарённый необычайной силой, он работал за четверых – дело спорилось в его руках, и весело было смотреть, когда он либо пахал, либо так сокрушительно действовал косой, что хоть бы молодой берёзовый лесок смахивать косой…славный он был мужик. Постоянное его безмолвие придавало торжественную важность его работе.

Б) Первому, старшему изо всех, Феде, вы бы дали лет 14. Это был стройный мальчик, с красивыми и тонкими чертами лица, кудрявыми белокурыми волосами, светлыми глазами и постоянной полувесёлой, полурассеянной улыбкой. Он принадлежал, по всем приметам, к богатой семье и выехал-то в поле не по нужде, а так, для забавы. На нём была пёстрая ситцевая рубаха с жёлтой каёмкой; небольшой новый армячок, надетый внакидку, чуть держался на его узеньких плечиках… У второго мальчика, Павлуши, волосы были всклокоченные, чёрные, глаза серые, скулы широкие, лицо бледное, рябое, рот большой, но правильный, вся голова огромная, как говорится с пивной котёл, тело приземистое, неуклюжее…

Ответ. (По 0,5 балла за героя, название произведения и автора; максимальное количество баллов за задание 3,5 балла)

А) Герасим, «Муму», И.С.Тургенев

Б) Федя, Павлуша, «Бежин луг», И.С.Тургенев

4. Определите писателя по биографическим фактам.

(По 1 баллу за фамилию, имя и отчество писателя; максимальное количество баллов – 4 балла)

 

А) Воспитывала его бабушка, учился в Московском университете, поступил в школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, за одно свое произведение был сослан на Кавказ, погиб на дуэли.

 

Б) Родился в Москве, его дядя Василий Львович был известным поэтом, на мальчика оказала большое влияние няня, учился в Царскосельском лицее. В.Жуковский подарил ему свой портрет с надписью «Победителю ученику от побежденного учителя».

 
В) Большую часть своей жизни провел в Ясной Поляне, участвовал в Крымской войне, открыл школу для крестьянских ребятишек, про него говорят, что он «гордость русского народа».

 

Г) Родился в Москве. Мать рано приучила его к чтению. Журналист, писатель, баснописец. Он стал первым писателем, которому в России поставили памятник по подписке. 12 мая 1855 года памятник работы П.К. Клодта был поставлен в Летнем саду в Петербурге.

Д) Родился в Архангельской губернии в семье крестьянина – рыбака. Без ведома отца ушёл в Москву. Поступил в Славяно-греко-латинскую академию. Сделал много научных открытий в области физики, химии, астрономии. Провел реформу стихосложения.

А. Михаил Юрьевич Лермогтов 

Б Александр Сергеевич Пушкин

В. Лев Николаевич Толстой

Г. Иван Андреевич Крылов

Д. Михаил Васильевич Ломоносов

5. Назовите фамилии 5 иллюстраторов русских народных сказок и художников, создателей картин на темы русских народных сказок.     

  (По 1 б. за каждую фамилию, максимальное количество баллов – 5)

 


Тестовые задания

1) Найдите среди пословиц поговорку.
А) Сказывай тому, кто не знает Фому, а я родной брат ему.
Б) Худая та птица, которая гнездо своё марает.
В) Чужими руками жар загребать.
Г) Засыпь правду золотом, а она всплывёт.

2) Не является произведением древнерусской литературы
А) «Сказание о белгородском киселе»
Б) «Песнь о вещем Олеге»
В) «Повесть о Петре и Февронии Муромских»
Г) «Повесть и разорении Рязани Батыем»

3) «Четвёртое лишнее»
А) «Свинья под дубом»
Б) «Листы и Корни»
В) «Муха»
Г) «Осёл и Соловей»

4) Не является элементом композиции
А) Эпиграф

Б) Экспозиция
В) Развязка
Г) Кульминация

5) Автор повести «Уроки французского»
А) Ф. А. Искандер
Б) В. М. Шукшин
В) В. Г. Распутин
Г) В. П. Астафьев

6) Жанр произведения «Кладовая солнца»
А) Притча
Б) Повесть
В) Сказка-быль
Г) Рассказ

7) Найдите ошибку в определении понятия эпическое произведение.
А) Выражает душевное состояние, мысли автора о мире и человеке.

Б) Произведение художественной литературы.
В) Рассказывает о людях, окружающем мире, событиях.
Г) Жанры эпических произведений: роман, повесть, басня, сказка.

 





























Соотнесите жанровое определение с названиями произведений, приведенными ниже

1. Летопись      А «Лошадиная фамилия»

2. Басня            Б «Кубок»

3. Баллада        В «Повесть временных лет»

4. Сказка          Г «Каша из топора»

5. Рассказ         Д «Мартышка и очки»

6. Стихотворение Е «Белая береза»

 

1 – В, 2 – Д, 3 – Б, 4 – Г, 5 – А, 6 – Е

Максимальное количество баллов-6

 

 

Соотнесите термин и его определение.

1) Описание природы в литературном произведении. а) рифма

2) Разговор двух и более лиц.                                   б) пейзаж

3) Созвучие концов строк.                                        в) диалог

4) Иносказательно описывает предмет, учит

угадывать задуманное.                                               г) басня

5)Небольшое художественное произведение,

изображающее отдельное событие в жизни человека. д) загадка

6)Иносказание, с помощью которого отвлеченное

понятие передается с помощью конкретного образа. е) антитеза

7)Небольшое произведение повествовательного

характера с нравоучительным содержанием.          ж) аллегория

8)Стилистическая фигура, основанная

на противопоставлении понятий, образов.               з) рассказ.

 

1 – Б, 2 – В, 3 – А, 4 – Д, 5 – З, 6 –Ж, 7 – Г, 8 – Е

По 1 баллу за факт (8 баллов).

 

Найдите и исправьте смысловую ошибку в приведенном ниже отрывке. Объясните значение найденного слова.


И только небо засветилось,

Все шумно вдруг зашевелилось,

Сверкнул за строем строй.

Полковник наш рожден был братом:

Слуга царю, отец солдатам...

Да, жаль его; сражен булатом,

Он спит в земле сырой.

М.Ю. Лермонтов «Бородино»

Ответ. Полковник наш рожден был хватом.

ХВАТ - ловкий, расторопный человек, исполненный удальства.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: