Тема. Управление персоналом как особый вид профессиональной деятельности (ПК -)
1. История становления и развития кадровых служб организации.
2. Современные кадровые службы: цели, функции*, структура, персонал. (Основные цели и направления деятельности службы управления персоналом.
3. Месторасположение службы управления персоналом в организации.
Управление персоналом – это:
-деятельность, выполняемая в организации, способствующая наиболее эффективному использованию работников для достижения организационных и личных целей;
-область организационного менеджмента, направленная на максимально эффективное использование работников для достижения общих, частных и индивидуальных целей в пределах рассматриваемой организации;
-создание организации, работающей на принципах сотрудничества, в которой оптимально сочетается движение к общеорганизационным, групповым и индивидуальным целям;
-комплексная прикладная наука об организационно-управленческих, технических, правовых, групповых, личностных факторах, способах и методах воздействия на персонал для достижения целей организации.
|
|
Совокупность объектов управления персоналом:
¾ персонал (ключевой объект системы УП);
¾ отдельный работник (личность);
¾ претенденты, рекруты и кадровый резерв;
¾ центры занятости (полезны специалистам по УП из-за огромных объемов баз данных);
¾ СМИ (выступают в роли объектов УП в случае, если организация решила искать персонал собственными силами и ресурсами).
Субъекты управления персоналом:
-руководители различных уровней, выполняющие функции по управлению персоналом, а также специалисты кадровой службы;
-организация как целостный трудовой коллектив.
Предмет науки УП – основные закономерности и движущие силы, определяющие поведение людей и общностей (группы, коллективы, организации в целом) в процессе труда.
ФАКТОРЫ УПРАВЛЕНИЯ ПЕРСОНАЛОМ
Для успешного управления персоналом следует учитывать следующие факторы:
Организационно-экономические
Связаны с разделением и организацией труда, организационно-правовой формой организации, ее организационной структуры, размером системы коммуникации, организацией производства, экономическим состоянием, структурой себестоимости продукции и т.д.
Эти факторы изучаются в комплексе экономических наук и науки управления (организация труда и производства, нормирование, экономика труда);
Административно-управленческие факторы
Связаны с административными методами управления, особенностями реализации функций управления, комплексом нормативных и директивных актов, определяющих обязанности, права, соответствие законам, иерархию системы. Эти факторы исследуются наукой управления (менеджментом, деловым администрированием).
|
|
Технико-технологические факторы
Представляют особенности взаимодействия людей с техникой, воздействие техники на психическое состояние работников, их отношение к труду. Этими проблемами занимаются эргономика, организация труда, психология труда и инженерная психология.
Правовые факторы
Связаны с применением современного законодательства о труде, условиях труда, трудовых отношениях. Эти факторы лежат в компетенции науки юриспруденции, органов власти.
Групповые факторы
Исследуют процесс социализации личности, ее потребности быть в группе, играть социальную роль. Групповые факторы находятся в центре внимания социологии и социальной психологии.
Личностные факторы
Отражают системную сущность личности человека, его уникальность и изучаются психологией.
Система управления организации
В системе управления организации выделяются 4 уровня управления: стратегический, тактический, оперативный и операционный. Каждый уровень характеризуется своим горизонтом планирования и периодичностью контроля:
· стратегический уровень – планирование на период от 5 лет, контроль не реже 1 раза в год
· тактический уровень – планирование на период от 1 до 5 лет, контроль не реже 1 раза в квартал
· оперативный уровень – планирование на период от 3 месяцев до 1 года, контроль не реже 1 раза в месяц
· операционный уровень – планирование на период от 1 дня до 3 месяцев, контроль не реже 1 раза в неделю
Схематичное изображение модели проектно-ориентированной системы управления организации см. ниже:
На стратегичеcком уровне выделяется стратегическое управление, на тактическом — управление портфелями и программами проектов, на оперативном — управление проектами и процессами и на операционном уровне — операционное управление.