Предмет и задачи учебного курса «История отечественной культуры»

Тема 1. Теоретические основы курса.

Понятие «культура». История культурологической мысли.

Предмет и задачи учебного курса «история культуры».

Понятие «культура»

1.1. Происхождение понятия «культура». Из всего многообразия социальных процессов, отношений и фактов, существовавших в прошлом и существующих ныне, мы выделяем некую особую сферу, именуемую культурой. Большинство людей убеждено, что именно культура – то главное, основное, что отличает человеческое и социальное бытие от существования дикой природы. Объяснения и доказательства этого тезиса приводятся самые различные – в зависимости от понимания культуры.

Слово «культура» – латинского происхождения, буквально обозначавшее обработку, уход, улучшение, возделывание. Оно впервые было упомянуто в трактате Марка Порция Катона «De agri cultura» (III в. до н.э.), посвященном заботам землевладельца. Свободные римляне обрабатывали землю с использованием рабского труда. Заботы соответствовали духу времени: автор рекомендовал держать рабов впроголодь, загружать их и в будни, и в праздники работой без меры, чтобы удержать от воровства и легкомысленных занятий. Хозяину предписывалось быть скупым и осмотрительным, не впадать в излишества и никому не доверять. Суровые «культурные» требования излагались как заветы славной старины. Катону противны были современные ему нравы Рима, заимствованные из Греции и стран Востока.

Такой смысл слова «культура» не совпадает с современными представлениями. Гораздо ближе нашему пониманию культуры трактовка римских ученых Марка Варрона и Луция Колумеллы (I в. до н.э.). Они предлагали такие способы организации сельского хозяйства, которые повысили бы производительность труда, заинтересованность рабов. Многозначность слова «культура» была замечена знаменитым римским оратором и публицистом Марком Цицероном. В одном из своих писем он говорит о «культуре духа» (cultura animi), то есть о развитии умственных способностей, воспитании души, что является достойной задачей для свободного человека и дается благодаря занятиям философией. Душа человека, подобно плодородному полю, «без возделывания не даст урожая», но будет поражена пороками.

Сыграв роль универсального языка в средневековой Европе, латынь донесла до нас слово «культура» через тьму столетий. За это время переносные значения данного слова усилились. Правда, употреблялось оно только в словосочетаниях и обозначало, в частности, степень мастерства в какой-либо области, приобретение умственного навыка (например, cultura juris – выработка правил поведения, cultura scientiae – усвоение науки, cultura literarum – совершенствование письма). В вульгарной латыни средневековья «культура» уже не только «возделывание чего-либо», но и «внимание», «почтение» к кому-то или чему-то.

Такое разнообразие контекстов употребления не прошло бесследно. За многие столетия совершился процесс превращения смысла данного термина: перестав быть «функцией чего-то», он приобрел способность «передавать что-то». К XVIII веку, по свидетельству немецкого лингвиста Нидермана, слово «культура» стало отдельной, самостоятельной лексической единицей, обозначая просвещенность, образованность, воспитанность – все то, что и сейчас отождествляют с культурностью. Как синоним к нему, в это время используется также понятие цивилизации. Новое слово «цивилизация» возникло во французском языке на основе латинских слов («город», «городской»), но сразу же, с легкой руки маркиза Мирабо, автора «Трактата о цивилизации» (1758 г.), стало обозначать «степень общественного развития». Культурность, цивилизованность противопоставлялись дикости и варварству. Очевидно, интеллектуальная потребность в этих понятиях была столь велика, что и древнее слово «культура», и неологизм «цивилизация», иногда конкурируя между собой, стали широко использоваться мировой научной мыслью. Таким образом, благодаря усилиям философов и историков, за последние три столетия скромное латинское слово «культура», наряду со словом «цивилизация», вошло во все европейские языки, приобрело универсальное значение, превратилось в философское понятие и стало объектом многочисленных научных исследований.

Установив корни современного понятия культуры, мы сталкиваемся с некоторыми интересными вопросами. Пытались ли мыслители прошлого размышлять о нем, когда еще не существовало самостоятельных слов «культура» и «цивилизация»? Какими словами они пользовались? Характерны ли такие размышления только для европейцев или они могут быть близки и понятны людям независимо от места жительства? Современные исследователи ищут аналоги (подобия) понятия «культура», резонно полагая, что одно и то же мыслительное содержание человек способен выразить разными словами, описательно или предметно, целостно или частично. Так, в древнегреческом употреблялось слово «пайдейя», обозначавшее воспитание гармоничной личности в ребенке, в китайском языке – «жень» и «вень» (качества благородного человека), в древнеиндийской литературе говорилось о «дхармашастре» (учении о жизненных правилах поведения и обязанностях верующего). В европейских языках будущее представление о культуре передавалось с помощью слов «организация», «человечность», «гуманность», «образованность», «вежливость», «воспитание», «просвещение», «духовная жизнь» и др., содержание которых затем уточнялось и суживалось, включалось в новый понятийный круг. Этими обстоятельствами оправдывается использование понятия «культура» для изучения разнообразных исторических фактов.

1.2. Определение понятия «культура». Культурные процессы и явления отличаются сложностью и многоплановостью. Поэтому в современной науке насчитывается несколько сотен определений культуры. Некоторые из них широко известны: культура – это совокупность достижений человечества; все богатство материальных и духовных ценностей; это собирательное понятие, объединяющее науку, искусство, мораль, религию и другие формы человеческого творчества. В таких определениях содержится описание и перечисление элементов культуры, как свидетельств усовершенствования человеческого рода. Несмотря на привычность и общеупотребимость этих представлений, все же нельзя не заметить их ограниченности: в них изначально присутствует субъективная оценка культуры.

Философско-научное познание стремится раскрыть сущность и социальное предназначение культуры в целом ряде определений. Например, культура – это: 1) надбиологический способ адаптации (приспособления) человеческого сообщества к изменяющейся природной среде; 2) формы и способы коммуникации людей; 3) социальная память человечества; 4) нормативно-преемственное программирование общественного поведения людей; 5) характеристика типа общества или определенной стадии его развития; 6) единство человеческих действий, отношений и учреждений, обеспечивающих социальную стабильность. Несмотря на видимое разнообразие, эти определения принципиально не противоречат одно другому, их смыслы взаимодополнимы.

Если отвлечься от содержания культуры, то ее можно определить как совокупность знаков, объединенных в системы. Знаки – это предметы, выступающие в роли сигналов, носителей значения. Смысл, или значение знаков устанавливается сообществом в совместной практической жизнедеятельности. Вряд ли человечество смогло бы потреблять плоды культуры, если бы знаковое отношение устанавливалось исключительно индивидуально, без учета интересов больших и малых групп людей. Соответственно, более точным будет определение культуры как совокупности знаков и знаковых систем коллективного и универсального назначения. Среди культурных знаков различают знаки как бы «естественные», то есть возникшие стихийно, постепенно (звуки речи, обозначения письма и счета и др.), и искусственные, специально придуманные людьми для достижения сознательно поставленных целей (например, математические формулы или знаки дорожного движения). Правила возникновения знаков и манипулирования ими познаваемы, но не всегда осознаваемы нами. Реальные связи вещей и процессов отражаются во взаимосвязях знаков. Благодаря системной организации, которая присуща всем знакам общего пользования, социальная информация сохраняется, накапливается и передается от человека к человеку, от поколения к поколению. В связи с тем, что объем социальной памяти не бесконечен, культуру также определяют как способ организации и отбора знаков в соответствии с их значимостью для будущей деятельности людей.

Однако, как и предыдущие, знаковое определение опирается лишь на внешние стороны бытия культуры. Представим себе, что вследствие какой-то страшной эпидемии люди исчезли. Все созданные человечеством и зафиксированные в знаках культурные объекты превращаются в «мертвое символическое тело» (О. Шпенглер). Иначе говоря, объективное существование культуры как царства знаков оправдывается только тогда, когда живут люди, которые их создают, воспроизводят и, главное, понимают их значение. Поэтому в философском смысле слова, культура – это универсальный способ творческого самовыражения человека, способность человека изменять природу, общество и самого себя, а также наделять продукты своей деятельности общезначимыми функциями.

Значительную роль в постижении сущности культуры играют и религиозно-философские определения, в которых она предстает как соборность, духовная связь поколений, как возможность преодоления смертной природы человека, возможность победы добра над злом, добровольное исполнение людьми их нравственных обязанностей, деятельное проявление любви к Богу. Так, Н. К. Рерих говорил, что культура есть «орудие света», «сочетание жизни и красоты», «спасение», «синтез возвышенных и утонченных достижений».

Таким образом, культура – это многогранное, неисчерпаемое понятие, отражающее богатство и своеобразие бытия человека и общества, их творческую активность, направленную на преобразование мира и самосовершенствование.

 

Контрольные вопросы:

(1) Как формировалось понятие культуры?

(2) Существуют ли в языках народов мира слова, подобные слову «культура»?

(3) Можно ли ограничиться одним единственным определением культуры?

(4) В чем достоинства и недостатки различных определений культуры?

Проблемные вопросы:

(1) В одном из толковых словарей начала ХIХ века авторы заявляли, что слово «культура» излишне в русском языке. Почему они так считали?

(2) Является ли символизация окружающего мира (наделение предметов значением) исключительным свойством человека как культурного существа?

 

Предмет и задачи учебного курса «История отечественной культуры».

Культура изучается многими науками, как конкретными и прикладными, так и философскими. Каждая из наук воссоздает облик культуры в соответствии со своими задачами и методами. Ведущая роль здесь принадлежит историко-филологическому циклу наук. Поэтому учение о культуре, по необходимости, выступает как комплексное междисциплинарное исследование, использующее результаты многих гуманитарных наук в качестве своих источников. Основными задачами и ступенями этого исследования являются: 1) описание фактов культуры (прикладное культуроведение); 2) теоретическое объяснение культурных процессов (культурология, теория культуры); 3) построение универсальных моделей и научный прогноз перспектив культуры (философия культуры, футурология); 4) выработка рекомендаций для практической деятельности; 5) воспитание уважительного и заботливого отношения к отечественной и мировой культуре.

Опираясь на данные археологии, этнографии, палеоантропологии, исторической географии и других вспомогательных исторических дисциплин, культурология выдвигает предположения о происхождении культуры, о первичных фактах культуры и их значении. Хронологические изменения в культуре фиксируются гражданской историей, историей техники, науки, искусства, религии и другими историческими науками. Культурология осмысливает сущность, движущие силы, причины и последствия этих культурных изменений. В ее задачи входит также консультирование культурных проектов, что подразумевает использование краеведческих, архивных, библиографических источников.

Таким образом, предметом культурологии является генезис культуры, сущность и формы культурного бытия человека и общества, способы реализации творческих способностей людей в социокультурном времени и пространстве, содержание социокультурной коммуникации, тенденции (закономерности) и процессы динамики культуры, а также варианты будущего состояния различных систем и объектов, составляющих культуру.

Разработка общих проблем теории и истории культуры требует привлечения понятийного и методологического аппарата, создаваемого философией, социологией, психологией, этикой, эстетикой, информатикой. Тем самым достигается объединение эмпирического и теоретического уровней изучения культуры. При этом используются общенаучные, философские и специальные методы познания. Например, наблюдение, описание фактов культуры и измерение, по возможности, их параметров, является необходимым исходным пунктом их познания. Непременным условием этого процесса является использование процедур анализа и синтеза, логической дедукции и индукции. До сих пор популярен в культурологии древний метод познания по аналогии. В последние десятилетия широко применяются методы моделирования культурных процессов, в частности компьютерного.

Следует отметить, однако, что использование общенаучных методов в культурологии оспаривается представителями некоторых философских направлений. Так, в учениях неокантианцев ХІХ ст. (Г. Риккерт, Э. Кассирер и др.) было предпринято резкое противопоставление методов наук о природе методам наук о культуре. Первые, так называемые генерализующие, направлены на изучение повторяющихся признаков, сходных моментов в многообразных явлениях природы с целью установления их общего закона. Методы наук о культуре принципиально отличны: они призваны исследовать уникальные, неповторимые культурные феномены. В результате, эти методы оказываются исключительно описательными (индивидуализирующими, идеографическими).

Практика последующих культурологических работ показала, тем не менее, что различение методов двух групп наук не стоит абсолютизировать, так же как и преувеличивать уникальность культурных объектов. Здесь оправдано сочетание различных методов и методологических установок. Например, среди философских методов особое значение имеют диалектические (восхождение от абстрактного к конкретному, сочетание исторического и логического подходов), феноменологические, а также структурно-функциональные методы (выявление элементов системы, установление их взаимосвязей). К специальным методам культурологии можно отнести 1) сравнительно-исторический метод (последовательное изучение изменяющегося культурного объекта путем сравнения его состояний); 2) типологический метод (исследование культурных объектов с целью выявления типичного, общего для них свойства); 3) герменевтический метод (интуитивно-художественное постижение культурных смыслов, дополняющее объективное рациональное знание чувственными образами, эмоциональными переживаниями). Следовательно, культурология не ограничивается узким кругом методов и приемов. Методологическая широта имеет свои достоинства при изучении всего многообразия аспектов культуры.

Междисциплинарный характер культурологии определяет предмет, структуру и задачи учебного курса «История отечественной культуры». Его первая часть посвящена вопросам теории культуры, в частности, соотношению общества, личности и культуры, культурной политике. Основное содержание курса составляет история культуры во всем ее пространственно-временном многообразии. Этот раздел несет также основную педагогическую нагрузку, так как развивает эрудицию учащихся и воспитывает уважение к творческому наследию человечества. Чувство патриотизма и национальное самосознание формируются благодаря изучению отечественной культуры и ее места в контексте мировой культуры.

Контрольные вопросы:

(1) Какие науки изучают культуру?

(2) Какие уровни культурологического исследования можно выделить?

(3) Почему изучение культуры требует применения различных методов?

(4) В чем заключаются задачи курса «Мировая и отечественная культура»?

Проблемные вопросы:

(1) Является ли культурология самостоятельной наукой или она играет роль вспомогательного раздела историко-филологических наук и философии?

(2) Может ли художественный образ иметь самостоятельное значение в научном познании культуры?

 

Культура и общество.

Субъекты культурного творчества. В философии субъектом называется носитель предметно-практической деятельности и познания, то есть источник активных социокультурных действий. Для культуроведения существенно то, что субъект культуры – будь то общество, коллектив или индивид – не задан природой в готовом виде, как продукт биологической эволюции. Субъекты культурного творчества являются продуктами исторического процесса, активными агентами которого они становятся по мере овладения орудийной деятельностью, развития языка и мышления, общения с помощью символов и знаков.

Учитывая это, можно утверждать, что ведущим субъектом культуры является все человечество, народные массы прошлого, настоящего и будущего времени, как творец культурных универсалий. Трудно представить себе существование эпохи человеческих сообществ, которые обходились бы без труда, языкового общения, тех или иных форм социальной организации и культурных норм. Их изобретение в принципе не может быть делом одного человека или ограниченного коллектива: здесь неизбежно прикладывались усилия многих поколений. Общечеловеческое начало присутствует в культурном творчестве всегда, коль скоро плодами этого творчества может воспользоваться кто-то еще помимо самого творца.

Однако в реальной истории человечество не представляет собой некий единый массив наподобие гигантского муравейника с жесткой программой действий каждой особи. Разнообразие природных и социальных условий деятельности людей заставляет конкретизировать понятие субъекта культуры, выделяя в качестве последнего большие или малые группы. Так, в силу влияния этнических факторов можно говорить о нациях и народностях, как субъектах национальной культуры. Их отдаленными предшественниками являются родовые и племенные объединения, в которых этническая близость людей была непосредственной культурной силой.

 Как известно, нации – это сложные общности людей, в которых кровное единство уже не является доминантой. Они складываются в процессе культурного освоения этносом определенной территории («родная земля», «Родина»), налаживания устойчивых связей в сфере материальной культуры (экономических, технологических), а также в процессе преодоления местных диалектных различий и выработке единого языка. Специфика духовной жизни этих больших коллективов выражается с помощью понятия национального характера, национального менталитета. В наивысшей степени творческая оригинальность наций концентрируется в народной культуре. Зримым воплощением особенностей народной культуры является фольклор, типичные для данного народа жилища, костюм, хозяйственные и художественные промыслы. Народная культура анонимна, построена на традициях и потому выглядит архаичной, застойной даже в молодых национальных объединениях. Впрочем, сила ее воздействия на национальное сознание не зависит напрямую от времени, поскольку в ней символически воплощены базисные духовные ценности данного народа. Дифференциация (внутренние различия) народной культуры – это следствие тех исторических событий, с которыми столкнулись нации в своем становлении, взаимодействия с другими народами.

Чтобы подчеркнуть активную роль некоторых культурных институтов в жизни общества, их также наделяют чертами субъекта культуры. В частности, говоря о культуре России, Франции или Украины, имеют в виду деятельность государства; ведь большинство современных наций в своем движении к культурному единству добиваются политико-правового оформления этого процесса. Если же речь идет о мусульманской, католической или православной культуре, субъектом здесь следует считать религиозную организацию верующих, церковь. Творческая сторона деятельности такого рода субъектов культуры является условной. 

Так, очевидно, что этнические, политические и религиозные факторы культуры далеко не всегда согласуются между собой. Например, в многонациональном государстве, будь то Индия, Россия или США, на межэтнические различия в поведении людей накладываются отличия, связанные с их религиозной принадлежностью или политической ориентацией. Если государство чрезмерно репрессивно, не обеспечивает равноправия всех субъектов культуры, это может приводить к серьезным общественным конфликтам, подавлению творческой инициативы. Этим объясняется мнение некоторых культурологов о принципиальной враждебности государства свободе и разнообразию культурного творчества. Соответственно, хорошо известна рутина и косность, непримиримость ко всему новому ортодоксальных церквей.  

Национальная, территориальная и языковая общность людей не исключают множества отличительных моментов, которые сказываются на их культурной деятельности. Так, в любом сообществе существуют разнообразные социальные и социодемографические группы (классы, страты). Очевидно, что творческие возможности свободных людей и рабов, крестьянства и пролетариата, феодалов и буржуазии не тождественны. Здесь имеют значение место и роль группы в общественном производстве, отношение к собственности, уровень дохода, политическое влияние. Экономически господствующие группы стремятся монополизировать культурное творчество, навязать всему обществу свои идеалы, чтобы тем самым оправдать и защитить свои особые социально-экономические интересы.

Возрастные или гендерные (по половому признаку) особенности, ограничения или преимущества культурной активности заставляют говорить, например, о молодежной субкультуре или о культурных отличиях между мужчинами и женщинами. История знает немало примеров культурного противостояния поколений (движение хиппи в 60-е годы ХХ в.). Женщины, как известно, ведут активную борьбу за равноправие полов во всех сферах общественной жизни. 

Таким образом, большие группы людей, как социальные субъекты культурного творчества могут конфликтовать, быть разобщенными и даже непримиримыми. В этом смысле, всегда следует выяснять, кому выгоден тот или иной культурный продукт, на какую социальную группу он рассчитан. Есть сферы культурного творчества – политика, право, например, где суть любой проблемы можно объяснить, используя так называемый классовый подход.

Существуют в обществе и такие группы, в которых конфликтность социокультурных интересов не является доминантой творчества. Так, важную роль в культуре играют профессиональные объединения и семья, которые обеспечивают наиболее устойчивые механизмы передачи культурной информации общего и специального назначения. В семейном воспитании благодаря связи поколений ребенок усваивает родной язык и другие важнейшие ценности. В этом творческом процессе усилия семейного коллектива обеспечивают основу всей последующей жизни человека в обществе. Став взрослым, каждый из нас подчиняется общественному разделению труда. Через существующую номенклатуру профессий мы видим как бы распределение культурных обязанностей между группами людей. Специализация не только экономит силы общества, но и повышает эффективность культурных установлений. Свидетельством тому служит распространение специализации не только в сферах материальной, но и духовной культуры (особенно в науке).

Непосредственным и относительно автономным субъектом культурного творчества является отдельная личность, а также особые социокультурные группы, называемые элитой. Индивидуальные творческие возможности людей не одинаковы, хотя они присущи всем. Творческие по своей сути задачи постоянно приходится решать каждому человеку (освоение речи, письма, счета, выбор профессии, умение общаться с другими людьми и т.д.). Высшую степень проявления творческих сил мы привыкли соотносить с одаренностью, гениальностью человека. Физиологическая или психологическая основа этих качеств не исследуется в культурологии. Здесь важно понять их статус в конкретной культурной ситуации, иными словами, выявить те обстоятельства, которые заставляют людей воспринимать некую личность как выдающегося человека. Древние афиняне осознавали мудрость Сократа, что не помешало им осудить его, римляне восхищались Цезарем, но это не предотвратило его гибели. Мирская слава преходяща, говорит народная мудрость, но память о некоторых гениях сохраняется веками, а их творчество признается общечеловеческим достоянием. В современном мире личный творческий вклад связывают с авторством, что подразумевает оригинальность, новизну и неповторимость культурного продукта. В наибольшей степени эта черта характерна для искусства; важна она также в науке и технике Нового времени.

Элита (небольшая группа выдающихся личностей) призвана сохранять преемственность, традиции высокого культурного творчества и осуществлять отбор его наиболее значимых образцов. В принципе, это наиболее продуктивная часть общества. Различают элиту политическую, производственно-хозяйственную, научную, художественную, спортивную и т. п. Как правило, элиты занимают привилегированное положение в обществе, что отчасти оправдано ответственностью их задач. Уничтожение элиты в социальных конфликтах, как учит нас опыт, ведет к трагическим последствиям, вызывая упадок и деградацию общества. Однако и в таких условиях социальная необходимость в управлении культурными процессами сохраняется, а, следовательно, постепенно воспроизводится и элита. Способ формирования элит (по заслугам, по способностям, по принадлежности к той или иной группировке) обуславливает эффективность их деятельности. Наибольшую опасность для культуры представляет самоизоляция, «закрытость» элит, что приводит к противопоставлению так называемой массовой и элитарной культур.

Изучение вопроса о носителе культуры во всей его сложности и многообразии заставляет сделать вывод о том, что отдельный человек или группа вполне могут выступать не только как субъекты, но и в качестве социальных объектов действия. Ведь люди зависят друг от друга, и в частной и в общественной жизни. Культурная зависимость реализуется в воспитании, образовании, управлении и многих других процессах. Отчасти она является необходимым компонентом становления субъектов культурной деятельности, отчасти – условием социального сосуществования. Однако встречаются и аномальные формы зависимости (например, в некоторых религиозных сектах, радикальных политических организациях, в тоталитарных государствах), когда люди добровольно или принудительно ограничивают свою творческую свободу.   

Виды и формы культуры. На протяжении социальной истории люди освоили, сделали своим домом весь земной шар, вышли в космос, изобрели невероятное по количеству и качеству число способов деятельности. Если попытаться их сгруппировать по сфере приложения, то можно выделить такие основные формы культуры, как материальная, духовная. Некоторые исследователи выделяют как отдельную форму физическую культуру.

Материальная культура. Это преобразование природных материалов и энергии в соответствии с человеческими целями, создание искусственной среды обитания. Сюда включается также необходимый и достаточный набор технологий для сохранения и развития этой среды. Материальная культура создает и задает уровень жизни общества, формирует материальные запросы людей и предлагает средства их удовлетворения.

Понятие материальной культуры включает в себя три основные группы компонентов. Биогенными являются такие из них, как породы животных и сорта растений, подвергшиеся обработке почвы и вещества природы. В этом аспекте материальной культуры человек все еще сильно зависим как от закономерностей природы, так и от ее стихий. Однако грядущая «зеленая революция», внедрение генной инженерии и научно-техническое переоснащение сельского хозяйства помогут ослабить эту зависимость. В материальную культуру включаются также социогенные компоненты, предметно обеспечивающие взаимосвязь и взаимодействие многих людей. Это всевозможные здания и сооружения, пути сообщения и средства транспорта, связь и средства связи. К группе техногенных компонентов относятся средства и способы преобразующей деятельности людей. Это, прежде всего, инструменты и оборудование любого вида и назначения, искусственные материалы, а также технологии.

Духовная культура. Это продукты духовной деятельности человека, существующие по преимуществу в идеальном виде, как понятия, представления, верования, чувства и переживания, доступные сознанию и пониманию всех людей. Духовная культура создает особый мир ценностей, формирует и удовлетворяет наши интеллектуальные и эмоциональные потребности. Духовная культура – это продукт общественного развития, основное предназначение которого состоит в производстве индивидуального и коллективного сознания как основного интегративного фактора человечества. Вместе с тем, в духовной культуре выражается отношение человека к миру, оценка всего окружающего и самооценка, формируются образы прошлого и проекты будущего.

Благодаря закреплению в знаках, символах, организационных и предметных формах, а также в семиотической (компьютерной) технике, духовная культура становится относительно самостоятельной по отношению к своему творцу, человеку. В ней объективируются и выделяются особые сферы духовного творчества. Духовное и духовно-практическое освоение всей реальности оформляется в философии, искусстве, разнообразных науках; духовно-практическое освоение (включая регулирование) общественной жизни осуществляется в политике, праве, морали; универсальные духовные функции, как мировоззренческие, так и нормативно-регулятивные, выполняют миф и религия. В будущем, возможно, произойдут революционные изменения духовной культуры в связи с развитием экологического сознания и освоением космоса.

Физическая культура. Это преобразование природного начала в самом человеке; формирование социально необходимых навыков и умений человеческого тела. Анализ состава русского языка, например, показывает, что слова-обозначения врожденных телесных действий составляют не более 0,9% от общего количества глаголов, отражающих действия, усвоенные человеком через обучение.  

В основе физической культуры лежит домашняя физическая подготовка, включающая развитие координации движений всего тела ребенка (формирование макро-действий) и артикуляционного аппарата (микро-движения челюстно-лицевых мышц, органов дыхания и пищеварения). Иначе говоря, это решение такой ответственной задачи, как обучение речи, прямохождению, перемещению предметов, гигиеническим правилам, культивирование различий в поведении по половым или возрастным признакам.

На этом фундаменте надстраиваются все последующие, более сложные или специализированные, физические навыки и координированные движения, вроде балетного танца, движений рук хирурга или фокусника. Чтобы всему этому научиться, необходимы не столько подходящие физические данные, сколько богатые культурные традиции и воспитанная в человеке способность к совершенствованию применительно к тем или иным профессиональным задачам.  

Виды культуры. Помимо основных форм культуры выделяют также различные виды культуры. Среди большого числа классификаций можно остановиться на той, что опирается на понятие субъекта – творца и носителя культуры, как наиболее обобщенной и универсальной. Применяя все, что мы уже знаем об этом понятии, получаем следующее распределение видов культуры: культура общества, культура коллектива (организации), культура личности. 

Ни один из видов культуры не сводим к двум другим ни в сумме, ни по отдельности. Так, культура общества – это объективная целостность культурного творчества, структура и закономерности которой складываются исторически. Их масштаб, многообразие и сложность не зависят от деятельности отдельного коллектива или личности. Целое в данном случае первично по отношению к своим частям и несводимо к ним качественно.

Культура коллектива представляет собой результат накопления опыта, традиций совместной, целенаправленной деятельности группы людей. Именно этими устойчивыми связями коллектив отличается от толпы, от случайного собрания людей, поведение которых может подчиняться другим, внекультурным факторам.

Культура личности вырабатывается на протяжении жизни человека. Основное влияние здесь оказывают семейное воспитание, школьное образование, круг общения, профессиональные занятия. Человек становится культурным, глядясь в других людей как в зеркало. Становление культуры личности, однако, определяется не только степенью усвоения общественной и коллективной культуры, но и субъективностью, уникальным характером каждого конкретного «Я», которое проявляется в активной жизненной позиции в ситуациях культурного выбора.

Следует отметить, что любая классификация форм и видов культуры, в некоторой степени, относительна, и в реальной действительности они переплетаются, взаимосвязаны друг с другом. Сложность социокультурной реальности обуславливается также исторической изменчивостью (вариативностью) всех ее существенных характеристик. Поэтому введенные теоретические понятия субъекта, видов и форм культуры нуждаются в дальнейшем истолковании с помощью конкретного исторического материала.     

Контрольные вопросы:

(1) Кто является субъектом культурного творчества? Каковы творческие возможности различных субъектов культуры?

(2) По какому основанию можно классифицировать виды и формы культуры?

(3) Что такое материальная, духовная и физическая культура?

Проблемные вопросы:

(1) Каковы пределы самостоятельности индивидуального творчества?

(2) Можно ли разделить всех людей на «творческое меньшинство» и «пассивное большинство»? Может ли общество обойтись без элиты?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: