Древнейшее изобретение человечества

ОГЛАВЛЕНИЕ

ОТ АВТОРА.. 6

Введение. 14

ДРЕВНЕЙШЕЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА.. 14

I. УЗЛЫ ДЛЯ УТОЛЩЕНИЯ ТРОСА.. 18

Простой узел (рис. 1). 18

«Кровавый» узел (рис. 2). 19

Восьмерка (рис. 3). 21

Стивидорный узел (рис. 4). 22

Юферсный узел (рис. 5). 23

Устричный узел (рис. 6). 24

Многократная восьмерка (рис. 7). 25

«Пожарная лестница» (рис. 8). 26

II. НЕЗАТЯГИВАЮЩИЕСЯ УЗЛЫ... 28

Простой полуштык (рис. 9). 28

Простой штык (рис. 10). 29

Коечный штык (рис. 11). 30

Простой штык со шлагом (рис. 12). 31

Простой штык с двумя шлагами (рис. 13). 31

Штык с обносом (рис. 14). 32

Рыбацкий штык (якорный узел) (рис. 15). 32

Обратный штык (рис. 16). 33

Мачтовый штык (рис. 17). 34

Буксирный узел (рис. 18). 35

Портовый узел (рис. 19). 36

III. УЗЛЫ ДЛЯ СВЯЗЫВАНИЯ ДВУХ ТРОСОВ.. 37

Дубовый узел (рис. 20). 37

Фламандский узел (рис. 21). 37

Водяной узел (рис. 22). 38

Бабий узел (рис. 23). 39

«Тещин» узел (рис. 24). 41

Прямой узел (рис. 25). 42

Воровской узел (рис. 26). 46

Хирургический узел (рис. 27). 47

Академический узел (рис. 28). 48

Плоский узел (рис. 29). 49

Кинжальный узел (рис. 30). 50

«Травяной» узел (рис. 31). 51

Пакетный узел (рис. 32). 52

Рыбацкий узел (рис. 33). 52

Змеиный узел (рис. 34). 53

Ткацкий узел (рис. 35). 53

Разносторонний узел (рис. 36). 54

Польский узел (рис. 37). 55

Шкотовый узел (рис. 38). 55

Брам-шкотовый узел (рис. 39). 56

Докерский узел (рис. 40). 57

Скорняжный узел (рис. 41). 58

Лиановый узел (рис. 42). 59

Охотничий узел (рис. 43). 59

IV. ЗАТЯГИВАЮЩИЕСЯ УЗЛЫ... 60

Самозатягивающийся узел (рис. 44). 60

Самозатягивающийся узел с полуштыком (рис. 45). 61

Коровий узел (рис. 46). 62

Глухая петля (рис. 47). 63

Выбленочный узел (рис. 48). 63

Задвижной штык (рис. 49). 65

«Констриктор» (рис. 50). 66

Двойной «констриктор» (рис. 51). 67

Питонов узел (рис. 52). 68

Шахтерский узел (рис. 53). 68

Пикетный узел (рис. 54). 69

Гафельный узел (рис. 55). 69

Лисельный узел (рис. 56). 70

Фаловый узел (рис. 57). 70

Щучий узел (рис. 58). 70

Верблюжий узел (рис. 59). 71

Стопорный узел (рис. 60). 71

Качельный узел (рис. 61). 72

Зигзаговый узел (рис. 62). 72

Паловый узел (рис. 63). 73

Битенговый узел (рис. 64). 73

Удавка с полуштыками (рис. 65). 74

V. НЕЗАТЯГИВАЮЩИЕСЯ ПЕТЛИ.. 76

Дубовая петля (рис. 66). 76

Жилковая петля (рис. 67). 76

Фламандская петля (рис. 68). 76

«Хонда» (рис. 69). 77

Эскимосская петля (рис. 70). 77

Совершенная петля (рис. 71). 78

Рыбацкая петля (рис. 72). 78

Бурлацкая петля (рис. 73). 79

Ездовая петля (рис. 74). 80

«Травяная» петля (рис. 75). 80

Беседочный узел (рис. 76). 81

Двойной беседочный узел (рис. 77). 83

Боцманский узел (рис. 78). 84

Французский топовый узел (рис. 79). 84

Топовый узел (рис. 80). 85

«Южный Крест» (рис. 81). 86

VI. ЗАТЯГИВАЮЩИЕСЯ ПЕТЛИ.. 86

Бегущий простой узел (рис. 82). 86

Скользящая восьмерка (рис. 83). 87

Скользящая глухая петля (рис. 84). 88

Бегущий булинь (рис. 85). 88

Силковый узел (рис. 86). 89

Эшафотный узел (рис. 87). 89

Затягивающаяся удавка (рис. 88). 90

«Пьяный» узел (рис. 89). 91

Кандальный узел (рис. 90). 91

VII. БЫСТРОРАЗВЯЗЫВАЮЩИЕСЯ УЗЛЫ... 92

Развязывающийся простой узел (рис. 91). 92

Развязывающаяся восьмерка (рис. 92). 93

Развязывающийся бегущий простой узел (рис. 93). 94

Рифовый узел (рис. 94). 94

Двойной рифовый узел (рис. 95). 95

Развязывающийся ткацкий узел (рис. 96). 96

Калмыцкий узел (рис. 97). 97

Развязывающийся самозатягивающийся узел (рис. 98). 98

Шлюпочный узел (рис. 99). 98

Мельничный узел (рис. 100). 98

«Мокрый» полуштык (рис. 101). 99

Курьерский узел (рис. 102). 99

Ведерный узел (рис. 103). 100

Пиратский узел (рис. 104). 101

VIII. ОСОБЫЕ МОРСКИЕ УЗЛЫ... 101

Гачный узел (рис. 105). 101

Гачный узел со шлагом (рис. 106). 102

«Кошачья лапа» (рис. 107). 102

Бочечный узел (рис. 108). 103

Мешочный узел (рис. 109). 104

Сваечный узел (рис. 110). 105

Амфорный узел (рис. 111). 105

Гинцевый узел (рис. 112). 107

Колышка («баранья нога») (рис. 113). 107

Олимпийский узел (рис. 114). 109

«Мартышкина цепочка» (рис. 115). 110

Лучниковская петля (рис. 116). 110

Крабья петля, или затягивающийся огон (рис. 117). 111

Кабестановая петля (рис. 118). 112

IX. УЗЛЫ ДЛЯ РЫБОЛОВНЫХ СНАСТЕЙ.. 112

Глухой узел (рис. 119). 112

Штыковой узел (рис. 120). 113

Канадская восьмерка (рис. 121). 113

Рыбацкая восьмерка (рис. 122). 113

Черепаший узел (рис. 123). 114

Калифорнийский узел (рис. 124). 114

Ступенчатый узел (рис. 125). 116

Захватный узел (рис. 126). 116

Акулий узел (рис. 127). 116

Лососевый узел (рис. 128). 117

Тунцовый узел (рис. 129). 117

Поводковый на основе простого узла (рис. 130). 117

Поводковый на основе бегущего узла (рис. 131). 118

Поводковый на основе змеиного узла (рис. 132). 118

Роликовый узел (рис. 133). 118

X. ДЕКОРАТИВНЫЕ УЗЛЫ... 120

Королевский узел (рис. 134). 120

Трехпетельный узел (рис. 135). 121

Четырехпетельный узел (рис. 136). 121

Кордовый узел (рис. 137). 121

Турецкий узел (рис. 138). 122

Тройной плетеный узел (рис. 139). 122

ПОЯСНЕНИЯ МОРСКИХ ТЕРМИНОВ, 124

ВСТРЕЧАЮЩИХСЯ В КНИГЕ.. 124

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ... 133


ББК 39.46

С 45

УДК 629.12.014.23

Рецензенты: И. А. Ман, Ю. Н. Шереметьев, Г. В. Смирнов

Скрягин Лев Николаевич

С 45 Морские узлы. — 3-е изд., доп. — М.: Транспорт, 1994. — 128 с.: ил. — Библиогр.: с. 126—127. ISBN 5-277-01807-7

Рассказывается о возникновении и способах вязки около 150 морских уз­лов, которые могут быть использованы при выполнении самых разных работ и в быту. Описание каждого узла, как правило, включает краткий объясни­тельный текст, схемы, показывающие последовательность завязывания, и ри­сунки, иллюстрирующие, где и как применяется узел,

1-е издание книги вышло в 1982 г.

Предназначена для учащихся мореходных школ, ПТУ, осваивающих та­келажное дело. Может служить практическим пособием и справочником по вязке узлов для моряков, рыбаков, яхтсменов, альпинистов, строителей, ры­боловов-любителей, туристов.

 

  3605030000-013

ISBN 5-277-01807-7

© Издательство «Транспорт», 1982

© Л. Н. Скрягин, 1994, с дополнениями

© Оформление и иллюстрации

издательство транспорт, 1994 г.


   





ОТ АВТОРА

 

Светлой памяти Инны Александровны Скрягиной посвящается

Мы ежедневно вяжем узлы. Можно сказать, с них начи­нается наш день: мы завязываем шнурки ботинок, галсту­ки, кушаки. Отправляясь в дорогу, затягиваем веревкой вещи и снова вяжем узлы. Когда мы едем отдыхать, нас опять преследуют узлы — на вещевых мешках, палатках, волейбольных сетках, рыболовных снастях.

Одним словом, веревка (шнур, канат) была и остается важным средством в руках человека. В наши дни даже в космосе люди не смогли обойтись без веревки (это был осо­бый синтетический трос): она применялась в виде страхо­вочного фала при выходе космонавтов из корабля в косми­ческое пространство. Для каких бы нужд ни применялась веревка, она немыслима без узлов, сделанных на ней хит­роумных переплетений, связок и петель. Как только мы берем в руки веревку, мы тут же начинаем думать, как ее завязать.

Существует немало профессий, работа в которых связа­на с вязкой узлов. Возьмите, к примеру, ткача, сапожника, портного. Умение завязывать узлы для них — операция ис­ключительной важности, и они выполняют ее великолепно.

Без умения вязать узлы немыслимо себе представить профессионального моряка, рыбака, горноспасателя, спортсмена-скалолаза и дельтапланериста, строителя, монтажника-высотника, такелажника, пожарного. Эти профес­сии требуют умения вязать особые, необходимые для них узлы. Людей этих профессий видно сразу уже по тому, как они в руки берут веревку.

Два слова о ловкости, которую проявляют умельцы при вязке узлов. Как утверждает «Книга рекордов мира», изда­ваемая ежегодно английской пивоваренной фирмой «Гин­несс», по скорости вязки узлов чемпионом является некий Клинтон Бэйли, американец из города Пасифик-Сити в штате Орегон. В апреле 1977 года на соревнованиях лиги любителей вязки узлов он за 8,1 секунды завязал шесть узлов — прямой, шкотовый, «баранью ногу» (колышку), выбленочный, беседочный и штык с двумя шлагами.

Но, как это ни удивительно, девять из десяти сегодняш­них жителей, не имеющих отношения к перечисленным выше профессиям, в умении вязать узлы совсем неопытны, в этом деле они более наивны, чем первобытные люди. Они в лучшем случае знают три узла и умеют завязывать (хотя и не всегда надежно и красиво) шнурки ботинок, галстук и бант. Но вот попроси их прочно связать две ве­ревки, привязать веревку к столбу или сделать на веревке затягивающуюся петлю, они этого надежно сделать не су­меют. Почему? Да потому, что в каждом из трех отдельных случаев они пытаются применить один и тот же узел, который запомнили еще в детстве: пол-узла и еще пол­узла. Завязанный таким образом узел слаб и даже опасен. Надежность его нисколько не увеличивается, если добавляют еще один полуузел сверху двух.

Нередко мы тщетно пытаемся привязать собаку (едва не удушив ее), если у нас нет под рукой ошейника. Оказав­шись на воде, мы не умеем прикрепить лодку к свае или рыму на причале, не знаем, как надежнее прикрепить к тросу якорь...

Большинство из нас не умеет завязывать простой и на­дежный узел, который в случае необходимости можно было бы легко и быстро развязать. А когда люди видят надежно завязанный, но не знакомый им узел, они восклицают: «О! Завязано морским узлом!»

Однако в наше время технический прогресс на флоте свел к минимуму потребность в узлах и во всевозможных ручных поделках на тросе. Матрос современного торгового судна или военного корабля в своей работе обходится десятком (может быть двумя) узлов. Почему же моряки так беспечно отбросили и забыли наследие прошлого? Почему оказались забытыми узлы, которые еще могут неплохо по­служить им, как и рыбакам, горноспасателям, альпинис­там, строителям, пожарным, яхтсменам и туристам?

Среди пожелтевших, хрупких страниц старинных морских книг живут забытые нами морские узлы. Их при­чудливые названия режут слух и даже сбивают с толку на­шего морского современника. Но в этих узлах таится муд­рость многих предыдущих поколений моряков всех стран, эти узлы воплощают в себе сочетание здравого смысла, простоты и надежности.

Просматривая старинные отечественные руководства по морскому делу и сравнивая их с нашими современными учебниками и пособиями по эксплуатации морского торго­вого флота, невольно замечаешь, что незамысловатый ог­раниченный перечень морских узлов в них не меняется и их схемы и рисунки уже более столетия «кочуют» из книги в книгу. Многие эти схемы и рисунки воспроизведены с ис­кажением и даже с ошибками, а некоторые рекомендации по применению узлов уже давно устарели в связи с внедре­нием в эксплуатацию синтетических тросов и вводом но­вых норм и требований по безопасности судовых работ.

Задумав написать эту книгу, автор отобрал из своей коллекции почти полторы сотни наиболее интересных и полезных для применения в морском деле и в быту узлов. Около ста из них ни разу не были опубликованы в отечест­венной литературе. Очевидно, они заинтересуют не только моряков и рыбаков, но и яхтсменов, альпинистов, строите­лей, пожарных и людей других профессий, чья деятель­ность связана с применением веревок и тросов. Наверняка многие из этих узлов понравятся рыболовам-любителям.

Меня часто спрашивают, как я начал собирать коллек­цию узлов?

... Страсть к коллекционированию у меня проявилась еще в детстве. Мой отец, дед, прадед и прапрадед были кадровыми офицерами Российского военно-морского флота, и в доме, где я жил, хранилось множество интереснейших вещей, связанных с историей флота, судостроения и море­плавания. В дедовских сундуках, помимо истлевших морс­ких мундиров, потускневших от времени эполетов и корти­ков, находились старинные морские карты, атласы, лоции, в шкафах — сотни книг о море и кораблях. Мальчишкой я начал собирать различные изображения парусных кораблей, якорей, маяков, морских узлов, носовых фигур парус­ников.

Интерес к узлам у меня вызвал отец, который тогда служил боцманом на эсминце «Ленин» и в свое время на Балтике считался отличным такелажником. Он оснащал первые советские учебные парусные суда. До школы я умел пользоваться десятком морских узлов, нередко вызы­вая недоумение матери и бабушки.

В военно-морском училище я с увлечением занимался такелажным делом и в свободное от занятий время плел маты, вязал кнопы и оплетки для бутылок. Преподаватель кафедры морской практики и такелажных работ В. П. Цюсевич, который служил мичманом еще в царском флоте, был большим знатоком вязки узлов и, видя мой интерес к этому делу, показал мне, помимо учебной программы, ми­нимум которой предусматривал умение вязать 36 узлов, способы вязки еще примерно 50 узлов. С тех пор, попол­няя свою коллекцию, я стал зарисовывать схему всякого не известного мне узла, встретившегося в пособиях по таке­лажному делу, атласах морских узлов, старых отечествен­ных и иностранных учебниках по морской практике.

Нередко приходилось видеть новые узлы и другие спосо­бы вязки уже известных узлов во время плаваний.

В 1966 году судьба свела меня с замечательным таке­лажником, большим мастером своего дела Георгием Калакатронисом — боцманом греческого теплохода «Эфтихия», на котором я год плавал гарантийным представителем Все­союзного объединения «Судоимпорт». Поскольку за рубе­жом моряки знания вязки узлов стараются держать в сек­рете (особенно от своих коллег по судну), боцман «Эфтйхии», поняв, что я хочу зарисовать схемы некоторых уз­лов, сначала сказал, что он «все давным-давно позабыл». Когда я сам показал вязку нескольких не известных ему узлов, Калакатронис предложил, как говорят торговые мо­ряки, «чендж» — обмен «узел за узел». Этот необычный обмен происходил при закрытых дверях каюты, так как боцман оговорил условие: «чтобы не видела команда». Я показал греку полтора десятка узлов, вязать которые меня научили мичман В. П. Цюсевич и позже В. М. Грязнов — в свое время преподаватель такелажного дела Ленинградс­кого высшего инженерного морского училища имени адми­рала С. О. Макарова, один из авторов атласа «Судовые та­келажные работы». Особенно греку понравился калмыцкий узел. За него я получил не менее полезный и оригиналь­ный узел, который в этой книге назван «пожарной лестни­цей».

Моя коллекция узлов продолжала пополняться, но очень медленно. После "Эфтихии" в 1968—1969 годах мне довелось год проплавать на кувейтском теплоходе «Ал Сабахиа», побывать во многих портах Европы, Африки и стран Среднего Востока. Во время плаваний «Ал Сабахии» нередко приходилось встречаться с нашими и зарубежными моряками. Естественно, что я не упускал возможности за­рисовать не известный мне узел и научиться его вязать. Так в мой альбом морских узлов попало еще несколь­ко схем.

 

Позже, работая три года в порту Басра, я почти каждый день общался с советскими и иностранными рыбаками. К коллекции прибавилось еще два десятка узлов, которые мне не встретились ни в одной из просмотренных книг.

К 1978 году удалось собрать более 500 морских узлов и дать им описание. Но через год я прекратил свои поиски и «охоту» за новыми узлами. Сделал это не потому, что не было свободного времени или из-за того, что исчерпал все возможности для сбора новой информации, а в связи с тем, что совершенно случайно стал обладателем такой коллек­ции узлов, о которой даже и не предполагал.

В 1979 году во время служебной командировки в Индию в одном из книжных магазинов Калькутты я случайно ку­пил книгу, на обложке которой было написано «3800 уз­лов». Эта книга, объемом 620 страниц, в переводе с анг­лийского называется «Книга Ашлея по узлам». Впервые она вышла в свет в 1944 году в Нью-Йорке. Ее автор — американец Клиффорд Ашлей, бывший моряк торгового флота и художник-маринист — долгие годы, как и я, соби­рал рисунки, схемы и фотографии различных узлов. В поле его зрения попала не только вязка морских узлов, но и все виды такелажных работ, в том числе изготовление сплесней, огонов, кнопов, мусингов, бензелей, найтовов, марок, матов, сетей и пр. При этом Ашлей исследовал тонкости как судовых такелажных работ, так и всех других видов работ с тросами, канатами и нитями, выполняемых людьми разных профессий — ткачами, портными, скорняками, са­пожниками, кружевницами, вышивальщицами и т. д. Не оставил он без внимания и такелажный инструмент, при­меняемый при работе с тросами — свайки, драйки, киянки, мушкели, берды, иглы и пр. За одиннадцать лет он нарисо­вал 7000 изображений, которые дают понятие о 3800 уз­лах, приспособлениях, инструментах и такелажных из­делиях.

Хотя книга Ашлея — своего рода энциклопедия таке­лажного дела и наиболее подробная из всех книг, когда-либо изданных на эту тему, морские узлы в ней не выделе­ны в особый раздел и их функции не разграничены. По приблизительным подсчетам в этом издании около 700 раз­личных узлов, в разное время придуманных людьми. В списке литературы, который приводит автор этой замеча­тельной книги, более 200 использованных источников, но среди них нет ни одной ссылки на нашу литературу. В книге нет и таких узлов, которыми пользуются наши моря­ки, как калмыцкий, казачий, шлюпочный и буксирный.

Позже в Лондоне, в публичной библиотеке Британского национального музея, мне удалось разыскать еще две ог­ромные книги по узлам — «Энциклопедию узлов и декора­тивных плетений» авторов Раула Грамо и Джека Хенсела, изданную в США в 1939 и 1942 годах, и «Искусство вязки узлов и сплесней», написанную Сайрусом Лоренсом Даем в 1947 году.

Несколько слов о названиях узлов. Многие названия морских узлов попали в наш морской язык из английского и французского языков еще в середине XVIII века. Во вре­мена парусного флота русские моряки пользовались при­мерно сотней различных узлов, которые имели конкретные наименования. В наше время число названий морских уз­лов, которые находят применение на флоте, не превышает 40. Названия морских узлов, применяемые в различных странах, как правило, английские, причем многие узлы имеют одновременно два-три, а некоторые пять—семь на­званий.

В английском языке термин «узел» издавна обозначал­ся, в отличие от русского языка, тремя разными существи­тельными: "knot", "bend" и "hitch". Первое обозначает пе­реплетение или связывание ходового конца с коренным, а также и утолщение на конце троса; второе — переплетение ходовых концов двух разных тросов для связывания их в один; третье — прикрепление ходового конца троса к какому-либо предмету, например к мачте, рею, скобе, рыму или к другому тросу.

Однако за последние полтора века в английском языке значения этих трех существительных смешались и они ста­ли взаимозаменяемыми. Например, русское название узла «рыбацкий штык» в современном английском языке будет соответствовать равнозначно "anchor knot", "fisherman's bend" и "bucket hitch".

Перевод названий некоторых узлов с английского на русский язык нередко вызывает затруднения, и иногда они становятся невыразительными, длинными и труднозапоми­нающимися. Нескольким узлам, названия которых на анг­лийском языке не выражают какого-либо конкретного смысла в их характеристике, автор придумал и привел в книге свои названия, такие, как «дубовый», «водяной», «тещин», «кинжальный», «змеиный», «лиановый», «щу­чий», «олимпийский», «акулий», «лососевый», «тунцовый» и «роликовый». На английском языке эти узлы имеют опи­сательные наименования, например «узел для привязывания рыболовного крючка для ловли лосося» (поэтому в книге он получил название «лососевый узел») и т. п.

В своих рассуждениях об узлах автор, по возможности, старался не отступать от норм отечественной морской лек­сики и терминологии. Правда, в отдельных случаях он употреблял вместо термина «трос» («канат») существитель­ное «веревка», что, конечно, режет слух моряков. Это можно объяснить тем, что в тех местах текста, где действи­тельно фигурирует веревка, а не трос, при использовании последнего термина смысл бы исказился.

Знать узел и уметь быстро его вязать — две разные вещи. Вязка узлов — дело сугубо индивидуальное. Один и тот же узел разные люди вяжут по-разному. Например, прямой узел можно завязать тремя способами и двумя спо­собами развязать. Не имеет никакого значения, как вязали тот или иной узел, главное — результат: узел завязан быстро и абсолютно правильно.

Способы вязки узлов в этой книге показаны в виде схем, состоящих из двух-трех позиций (если узел простой, то из одной позиции, а сложный — из четырех) и стрелок, указывающих движение троса при вязке. Половина узлов представлена, помимо схем, изометрическими рисунками, дающими понятие, как должен выглядеть завязанный узел и как его применять. Текстовое объяснение процесса вязки узлов в большинстве из описаний отсутствует. Это сделано умышленно по двум причинам: движение концов троса указано стрелками и ясно без слов, а главное, по мнению автора, чтение текста и одновременная вязка узла с рассмотрением схемы требуют от читателя большого напря­жения. Практика показывает, что такие наставления, как, например, «берут в левую руку ходовой конец троса, правой накладывают сверху коренной конец на хо­довой, делают вокруг ходового конца шлаг против часовой стрелки, этот шлаг заводят влево внутрь петли» и т. п. (Ф. Г. Алексеевский. Такелажные работы. М.: Речной транспорт, 1962), очень сковывают действия чита­теля в процессе самообучения вязки узла.

Чтобы самому научиться по этой книге вязать узел, сначала следует понять его схему и принцип. После этого нужно повторить схему на веревке, завязывая узел «в лоб» (т. е. руководствуясь стрелками на схеме), чтобы добиться полного соответствия с последней позицией схемы. Проделав это несколько раз подряд, запомнив схему и поняв принцип узла, читатель сам найдет для себя наиболее рациональный способ его вязки.

Любой из представленных в книге узлов только тогда станет полезным средством в руках читателя, когда послед­ний будет уметь завязывать его по памяти буквально с за­крытыми глазами, быстро и четко, с полным соответствием схеме. Если человек точно не помнит, как нужно правиль­но завязывать тот или иной узел, и представляет его лишь в общих чертах, то лучше такой узел не вязать совсем.

Чтобы самому с помощью этой книги научиться вязать узлы, нужно немного терпения и два метра мягкой (но не рыхлой) веревки. Лучше всего для этой цели использовать кусок бельевой веревки или эластичный резиновый жгут от детской скакалки. Учиться вязать узлы удобнее всего, по­ложив веревку на какую-нибудь горизонтальную поверх­ность — стол, стоящий рядом стул или на пол.

В первую очередь следует обратить внимание на узлы, помеченные значком А. В книге таких узлов двадцать. Это самые универсальные и самые надежные из всех когда-либо придуманных людьми узлов. И самый лучший из них — булинь (беседочный узел) — «король узлов».

Несколько слов о прочности узлов. Относительная проч­ность узла при разрыве обычно выражается в процентах и определяется делением силы, потребной на то, чтобы ра­зорвать веревку с узлом, на силу, которую нужно прило­жить, чтобы разорвать ту же веревку без узла. Узлы, как правило, слабее затягивающихся петель, которые, в свою очередь, слабее штыков. Например, прочность шкотового узла составляет 50 %, беседочного — 60 % и удавки со шлагом — 75—80 % прочности веревки без узла. Следует помнить, что обрыв веревки зависит от радиуса кривой, по которой завязана самая малая петля узла.

Чтобы читателю было легче ориентироваться в описании узлов с их концами, многочисленными переплетениями, открытыми и закрытыми петлями, обносами, шлагами и штыками, его вниманию предлагается схема (см. 2-ю и 3-ю страницы обложки) и толкование восьми основных по­нятий и терминов, которыми оперирует автор:

коренной конец конец троса, закрепленный непод­вижно или не используемый при вязке узла; противополо­жен ходовому концу;

ходовой конец незакрепленный свободный конец тро­са, которым начинают движение при вязке узла;

петля (открытая ) — ходовой (или коренной) конец троса, изогнутый вдвое таким образом, что не перекрещи­вается с самим собой;

колышка (закрытая петля) петля, сделанная ходо­вым или коренным концом троса так, что трос перекрещи­вается сам с собой;

полуузел одинарный перехлест двух разных концов одного и того же троса или двух концов разных тросов. Это первая половина прямого или бабьего узла;

обнос обхват тросом какого-либо предмета (бревна, столба, другого троса, кольца, рыма, скобы, гака и пр.), сделанный таким образом, что оба конца троса не перекре­щиваются;

шлаг полный оборот (на 360 градусов) каната вокруг какого-либо предмета (бревна, столба, другого троса, коль­ца, рыма, скобы, гака и пр.), сделанный так, что после этого конец троса направлен в противоположную сторону;

полуштык обнос тросом какого-либо предмета (брев­на, столба, другого троса, кольца, рыма, скобы, гака и пр.) с последующим перекрещиванием тросом своего конца под прямым углом, без его пропускания в образовавшуюся за­крытую петлю (не путать с названием узла «простой полуштык»).

Для облегчения пользования книгой в конце ее поме­щен перечень некоторых морских выражений и терминов, а также алфавитный указатель узлов.

Автор считает своим прямым долгом выразить искрен­нюю благодарность Б. О. Кузьмину за помощь в подготовке эскизов иллюстраций к этой книге.

Все критические замечания и предложения читателей будут приняты автором с должным вниманием и благодар­ностью.


 

 


Введение

ДРЕВНЕЙШЕЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Завязывание узлов на веревке для ее практического ис­пользования в различных профессиональных целях и в быту относится к числу древнейших изобретений челове­чества. Связывающие, затягивающиеся, стопорящие, быстроразвязывающиеся, незатягивающиеся и многие другие узлы, придуманные человеком тысячелетия назад и верно служащие нам сегодня, поистине гениальны своей надеж­ностью и простотой.

Можно предполагать что первобытный человек приду­мал десяток, другой узлов раньше, чем научился добывать огонь. Очевидно, он начал применять узлы задолго до того, как изобрел лук и стрелу, лемех, колесо, иглу, якорь.

Быт, да и вообще существование первобытного челове­ка, невозможно представить без веревки, сделанной из лиан, волокон растений, из полосок кожи или сухожилий убитых животных. Ею человек пользовался на охоте, рыб­ной ловле, связывал жерди и бревна своего жилища, при­креплял каменный молоток и топор к деревянной рукоят­ке, привязывал к дереву домашних животных, делал узду для лошади, вязал бревна плотов, связывал пленников, ос­нащал свои примитивные парусные лодки. Трудно перечис­лить все случаи использования нашими далекими предками веревки, да и нет в этом необходимости.

Умение вязать на веревке узлы в древности почиталось искусством, которое считалось родовым достоянием, ревни­во охранялось от чужаков и передавалось от отца к сыну. Узел для человека, чья жизнь среди многочисленных опас­ностей природы была борьбой за существование, являлся своего рода верным средством как в битве, на охоте, ловле рыбы, так и у домашнего очага.

При первобытно-общинном и рабовладельческом строе, как и в более поздние времена, с узлами в жизни людей было связано немало примет, поверий и суеверий. Исполь­зование шаманами, знахарями и жрецами определенных узлов на веревке носило культовый, религиозный характер. Завязыванием определенных узлов на тетиве лука перво­бытный человек «изгонял» из своего жилища злых духов, исцелял болезни и т. п. В магическое свойство узлов свято верили древние греки и римляне. Многие дошедшие до нас труды греко-римских классиков сообщают о магической силе узлов. Вспомним Гомера: Эол дарит Одиссею кожаный мешок с противными ветрами, и этот мешок завязан вол­шебным узлом. Плиний Старший в своей «Естественной истории» серьезно и подробно описывает целебные свойства геркулесова узла, которым римские медики завязывали бинты на ранах.

В средние века мореплаватели стран Северной Европы свято верили в магическую силу трех узлов, завязанных на снастях корабля. Развязывая эти узлы последовательно, они таким образом вызывали на море ветер.

Особенно много религиозных обрядов, относящихся к узлам, было у охотничьих племен Африки. До сих пор зу­лусы, убив на охоте какое-нибудь животное, обязательно на его хвосте завязывают узел. По их поверью, это пред­отвращает боли в животе после еды мяса убитого жи­вотного.

Известный английский историк религии и этнограф Джеймс Фрэзер (1854—1941) в своей книге «Золотая ветвь» пишет: «Что касается узлов, то народы во многих частях света питают глубокое предубеждение против завя­зывания узлов на своей одежде в определенные критичес­кие периоды, особенно при родах, бракосочетании и погре­бении». И далее: «У русских сеть со множеством завязан­ных на ней узлов считалась весьма действенным средством против колдовства. Поэтому жители некоторых областей России накидывали на свадебный наряд невесты рыболов­ную сеть, чтобы тем самым уберечь ее от напастей... Аму­лет в России нередко представляет собой просто узловатую веревку».

С самых отдаленных времен до наших дней человек не мог обойтись без узлов ни в плетении рыболовных сетей, ни в ткачестве ковров, ни в отделке нарядной одежды. Именно эти ремесла позволяют нам судить об узлах наших далеких предков, узнать, какими из них они пользовались. Узлы, завязанные ими на таком «тленном материале», как веревка из растительных волокон, кожи или сухожилий убитых животных, по мнению археологов, — редкая наход­ка. Но тем не менее время сохранило нам несколько об­рывков сетей и кусков веревок с завязанными на них узла­ми. Например, в 1920 году близ Выборга археологи нашли остатки плетеной рыболовной сети с каменными грузилами и поплавками из коры сосны. По мнению ученых, эта на­ходка относится к пятому тысячелетию до нашей эры. На остатках сети отчетливо видны выбленочный и пря­мой узлы.

Сегодня мы применяем узлы, не задумываясь даже, что их возраст исчисляется не веками, а тысячелетиями. Нам и в голову не приходит мысль о том, что такие узлы, как вы­бленочный, прямой и беседочный, служили жителям Древ­него Египта еще пять тысячелетий назад. Эти узлы сегодня можно видеть на так называемых «кораблях мертвых» — на самых древних моделях судов, дошедших до нашего времени. Они найдены археологами в некоторых пирамидах Египта. Такие модели вместе с различной утварью жрецы клали после смерти фараона в его гробницу. На этих ко­раблях ушедший владыка якобы отправился в последнее плавание в «Страну мертвых». Модели сделаны весьма ис­кусно. Они точно соответствуют рисункам кораблей той же эпохи. На них есть предметы всей оснастки судна, включая весла, мачту, реи, блоки, снасти с узлами. Несколько мо­делей «кораблей мертвых» есть в экспозиции «Египет» Британского музея в Лондоне. То, что древние египтяне применяли упомянутые узлы, подтверждает археологичес­кая находка 1954 года, когда были обнаружены остатки па­русного корабля фараона Хеопса, где на обрывках снастей нашли беседочный узел. О применении египтянами выбленочного узла свидетельствует тот факт, что дверь третьего помещения гробницы фараона Тутанхамона была прикреп­лена веревкой, завязанной этим узлом.

Прямой узел, хорошо известный в Древнем Египте, ши­роко был распространен в быту древних греков и римлян. Его изображение часто встречается на осколках ваз и кув­шинов в виде их ручек. Он украшал жезл древнеримского бога Меркурия — покровителя торговли и назывался Nodus Hercules — геркулесовым узлом, так как этот древний ге­рой носил шкуру убитого льва, передние лапы которого связывал на груди этим узлом. Древние римлянки геркуле­совым узлом завязывали пояса своих туник.

Археологические и письменные источники по Южной Америке дают нам возможность считать, что люди племени инков — древних обитателей Перу не только широко при­меняли прямой и шкотовый узлы при строительстве вися­чих мостов из волокон растения магуэй, но и использовали узлы вместо письменности. Древние перуанцы являются изобретателями кипу — узелкового письма. Для этой цели они пользовались цветными шерстяными шнурами и узла­ми, имевшими от одной до девяти затянутых петель. С по­мощью комбинаций таких узлов астрономы Древнего Перу могли фиксировать любое число вплоть до пятизначного.

Изобретателями самых хитроумных и надежных узлов оказались моряки. Ведь именно им, а не постоянным оби­тателям суши приходилось иметь дело с веревками гораздо чаще.

Появившийся более шести тысячелетий назад парусный корабль был немыслим без веревок, которыми крепились мачты, поддерживались реи и паруса... А если вспомнить устройство большого парусного судна начала нашего века, например четырехмачтового барка «Крузенштерн», то это — десятки тысяч метров всевозможных снастей, сотни блоков, талей и пр. В основе оснастки судна с любым па­русным вооружением всегда лежали узлы, а механика уп­равления парусами строилась на тросах и блоках. От каж­дого члена экипажа парусного судна требовалось безуко­ризненное знание такелажного дела: умение сращивать концы, делать сплесни, огоны, бензели, кнопы, мусинги, плести маты, шить и ремонтировать паруса. Каждый мат­рос обязан был уметь быстро и правильно вязать десятки всевозможных узлов, причем делать это зачастую впотьмах во время шторма на многометровой высоте. Искусство вя­зания узлов моряками было доведено до совершенства. Ведь от этого зависела безопасность судна под парусами.

К расцвету парусного флота в морском деле насчитыва­лось почти 500 узлов, не считая кнопов, мусингов, различ­ных оплеток и пр.

Многие морские узлы получили свое название от сна­стей, на которых они применялись, например шкотовый, фаловый, выбленочный, гинцевый, или по названию пред­метов, к которым они вязались, — сваечный, гачный, шлюпочный, бочечный, топовый и др. Некоторые узлы в своем названии содержат национальный признак, напри­мер: испанский (беседочный), французский (топовый), фламандская петля, турецкий узел и пр. Однако узлов, но­сящих названия стран, в морском деле немного, так как все морские узлы можно считать изобретением интернаци­ональным и весьма древним. Ведь даже лучший из всех уз­лов беседочный, известный еще 5000 лет назад в Древнем Египте, был придуман финикийцами.

С появлением пароходов, которые менее чем за столе­тие вытеснили с морских дорог парусные суда, исчезла для моряков необходимость знать множество узлов. Искусство вязать узлы исчезало вместе с парусниками. И если еще в середине прошлого века доведенное до совершенства уме­ние вязать узлы расценивалось всего-навсего как ремесло матроса, то в наши дни это редкость, ушедшее в прошлое и почти забытое искусство.

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: