готовность к сотрудничеству с редактором, чтобы в его (ее) облике
не мерещился «классовый враг».
В советское время редакторы были наделены узурпаторскими
правами и властью над нашими текстами, они воспринимались ав-
торами как препятствие, которое нужно преодолеть. С егодня ситуация
изменилась. И мы получили возможность смотреть на ре-
дактора как на человека, который оказывает нам профессиональ-
ную услугу.
Необходима и определенная психологическая перестройка.
Если мы сдали готовую, как нам казалось, работу и текст вернул-
ся к нам посиневший (вариант: покрасневший) от редакторской
правки, то мы должны подавить в себе инстинктивное чувство раз-
дражения и, не отлынивая, взяться за работу. Е сли же редактор-
ская правка ограничилась парой пометок на страницу, надо пода-
вить в себе инстинктивную радость («Как я хорошо написал, ничего
больше и делать не нужно!») и понять, что редактор расслабился,
не помог нам в продвижении и оформлении нашего текста.
Правило 16. Чем больше замечаний получено от профессионального
|
|
редактора, тем лучше для итогового текста.
Вслед за редактором на авансцену должен выйти профессиональный
корректор. Компьютерные спеллинговые программы, увы,
не решают всех проблем, они замечают ошибки в словах, но про-
пускают, например, случаи неадекватного употребления правиль-
но написанных слов. М ногие издатели сейчас только делают вид,
что обеспечивают корректорское сопровождение, и книги изоби-
луют ошибками и опечатками. Во времена советской цензуры дело
обстояло иным образом. За нелепую опечатку (вроде «Бреднев»
вместо «Брежнев») ответственные лица могли запросто слететь
со своих постов. П оэтому корректоры вычитывали рукописи са-
мым дотошным образом. Будем надеяться, что цензорские време-
на никогда не вернутся, но не забудем, что представители имен-
но этой старой школы сегодня остаются лучшими специалистами
по корректорской вычитке.
Российский автор, особенно если он имеет большой писатель-
ский стаж, в определенной мере избалован и часто не приучен
к самостоятельной и ответственной редакторской работе. В совет-
ское время за него трудились дотошные и квалифицированные ре-
дакторы и корректоры, которые отвечали головой за каждую запя-
тую. Они правили не только грамматические ошибки, как говорят,
весьма многочисленные, но также стиль изложения, а при случае
переписывали и содержание. С егодня таких профессионалов и эн-
тузиастов становится все меньше. М олодежь чурается рутинного
редакторского труда. А издатели, освободившиеся от Главлита,
|
|
резко снизили формальные требования, а то и вовсе отказывают-
ся от реального редактирования и корректорской работы. В пер-
вую очередь это касается некоторых новых журналов, но и старым
изданиям удерживать позиции становится все сложнее.
293
В итоге автор все чаще остается наедине с собственным тек-
стом, и фактически текст идет в печать в авторской редакции. Это
означает, что наша ответственность за собственные тексты за-
метно возросла. И те, кто продолжает считать редактирование за-
нятием ниже своего достоинства, работой второго сорта, опасно
заблуждаются.
И последнее. Н аписание текста — важное дело. Н е будем
оставлять важные дела на самый последний момент. Е сли текст
написан в скором темпе за последнюю ночь (пару ночей), как прак-
тикуют некоторые коллеги, то хорошим он не может быть в прин-
ципе. Отдельные исключения, конечно, возможны. Н апример, про
Ф. М. Д остоевского рассказывают леденящие душу истории, как
он крайне спешно завершал некоторые из своих великих произве-
дений. П редставляете, что было бы, если бы он не торопился?
Итак, мы завершили написание академического текста. Н ам,
как автору, он несомненно нравится. Н о прежде чем отсылать его
кому-либо, следует остановиться и, попытавшись дистанциро-
ваться от своего творения, задать себе еще раз несколько прове-
рочных вопросов.
— В какой степени заглавие раскрывает тему нашей работы?
— Д ано ли обстоятельное описание исследования во введении
к работе?
— В чем состоит основной тезис работы?
— Е сть ли в нашей работе критический аргумент и содержат-
ся ли в ней критические оценки собственной позиции?
— Все ли включенные в текст материалы непосредственно от-
носятся к заявленной теме?
— Хорошо ли связаны между собой основные части текста, по-
строены ли переходы и связки между этими частями?
— Н е является ли заключение простым повторением кусков
из основного текста?
— С облюдены ли требования к объему итогового текста?
— С умели ли мы вычистить наш текст от клише, эзотерики
и сленга?
— Ч етко ли определен жанр подготовленного текста, кому он
адресован?
— С колько раз мы редактировали весь текст от начала до конца?
— П рошел ли данный текст через профессиональное редакти-
рование и все ли замечания нами учтены?
Если на все эти вопросы дан положительный ответ, с текстом
можно смело расставаться. __
теория государства и права.
В качестве же предмета теории государства и права можно назвать следующее:
1) наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права (данная наука изучает возникновение, развитие и функционирование не конкретного государства, а государственности и права вообще, то есть их наиболее общение признаки);
2) система основных понятий юриспруденции, которые пронизывают собой все юридические науки (право, источники права, норма права, правоотношение, субъект права, юридический факт, правонарушение, юридическая ответственность, правовые средства, и т.д.).
Специфика предмета теории государства и права заключается в том, что государство и право исследуются во взаимосвязи, как дополняющие друг друга социальные институты.
Дн: Право – это теоретическая основа практической реализации института государства. Институт права не существует вне института государства. Право – это части института государства. Право – это система знаний, теоретическое явление, абстракция, несуществующая как таковая. Только на основаниях института государства, право становится социальным институтом – формализованной системой отношений.
Теория государства и права – это единая наука, дающая обобщенное представление о государственно-правовой действительности. Структура данной науки состоит из двух крупных блоков (элементов):
|
|
- теории государства;
- теории права.
Вместе с тем есть и некоторые общие проблемы, имеющие значение для обеих этих частей (вопросы их происхождения, развития, методологии, типологии, подходов к сущности и т.д.).
Теория государства и права может выступать и в форме науки, и в форме учебной дисциплины. Их необходимо отличать друг от друга. Учебная дисциплина основывается на науке, призвана доводить до обучаемых в рамках учебного процесса и при помощи определённых методик уже добытые наукой и проверенные практикой знания. теория государства и права, как учебная дисциплина, представляется собой систему необходимой для подготовки специалистов информации, соответствующей конкретной учебной программе.