Цель работы: Научиться выполнять дисперсионный анализ данных вегетационного опыта с одинаковой и разной повторностью по вариантам. Работа способствует формированию компетенций (частей компетенций): у студентов, обучающихся по направлению 35.03.04 «Агрономия»: ПК-2, ПК-4; 35.03.03 «Агрохимия и агропочвоведение»: ПК-16.
Вопросы для самостоятельной работы – студент должен знать:
- схему дисперсионного анализа данных вегетационного однофакторного опыта; F-распределение и F-критерий;
- определение обобщенной ошибки среднего, ошибку разности и НСР05 (формулы);
- особенности обработки данных вегетационного опыта с разной повторностью;
- о методике закладки и проведении вегетационных опытов;
- о формировании задачи по проверке статистической нулевой гипотезы Но.
Вопросы для аудиторной работы – студент должен уметь:
- выполнить дисперсионный анализ данных вегетационного опыта с полным набором дат и разной повторностью по вариантам;
- сделать соответствующие выводы и предложения.
Список индивидуальных заданий: После получения номера примера и задания от преподавателя, выпишите соответствующие колонки цифр в рабочую таблицу,уясните сущность и освойте технику расчетов при дисперсионном анализе вегетационного опыта с полным набором дат и с разной повторностью по вариантам.
Шифр задания к работе № 3
№ задания | Повторность | № задания | Повторность |
1 | 1234 | 6 | 1235 |
2 | 2345 | 7 | 1236 |
3 | 3456 | 8 | 1356 |
4 | 1456 | 9 | 2346 |
5 | 1256 | 10 | 1345 |
Пример 1. Влияние окультуренности почвы на урожайность льна, (г/сосуд)
Варианты опыта, почва | Повторность | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Неокультуренная | 14,2 | 15,3 | 16,1 | 13,9 | 14,0 | 15,0 |
То же + NРК | 35,0 | 35,1 | 34,0 | 33,8 | 33,3 | 36,0 |
Окультуренная | 34,0 | 37,3 | 36,0 | 36,7 | 35,0 | 37,2 |
То же + NРК | 67,5 | 68,7 | 70,5 | 72,0 | 66,6 | 71,1 |
Пример 2. Влияние удобрений на урожайность овсяницы луговой, (г/сосуд)
Варианты опыта
| Повторность | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Безазота | 5,8 | 5,4 | 6,2 | 6,0 | 5,5 | 6,6 |
Сульфат аммония | 29,4 | 30,4 | 32,3 | 28,1 | 30,0 | 29,0 |
Аммиачная селитра | 26,0 | 27,2 | 25,7 | 27,1 | 27,0 | 28,0 |
Мочевина | 25,3 | 24,8 | 27,1 | 26,2 | 28,0 | 27,7 |
Пример 3. Урожайность разных сортов картофеля, (г/сосуд)
Варианты опыта
| Повторность | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
Jlopx, ст. | 163 | 159 | 172 | 169 | 170 | 160 |
Бирюса | 211 | 201 | 240 | 234 | 230 | 200 |
Луговской | 406 | 427 | 398 | 414 | 410 | 420 |
Невский | 471 | 487 | 464 | 492 | 480 | 488 |
Пример 4. Влияние микроудобрений на урожайность свеклы, (г/сосуд)
Варианты опыта
| Повторность | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | |
NPK | 263 | 287 | 280 | 290 | 260 | 270 |
NPK + Сu | 285 | 292 | 290 | 280 | 295 | 295 |
NPK + В | 478 | 492 | 475 | 469 | 480 | 490 |
NPK + Мn | 274 | 370 | 309. | 378 | 300 | 310 |
Выполнение работы (часть 1)
(опыт с одинаковой повторностью по вариантам)
Пример №_____ Задание №_______
Варианты | Повторения | Суммы, V | Средние | |||
1 | 2 | 3 | 4 | |||
ƩX=ƩV= |
Вспомогательная таблица для вычисления сумм квадратов отклонений (А=___)
Варианты | x1=X-A | V | x12 | V2 | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 1 | 2 | 3 | 4 | |||
Ʃx1= | Ʃx12= ƩV2= |
Общее число наблюдений N= l n =
Корректирующий фактор
Суммы квадратов отклонений
Общая СY= Ʃx12 – C=
Вариантов CV=ƩV2 : n – C =
Остаток CZ=CY – CV =