Программа «Музееведение и экскурсионная методика» имеет туристко-краеведческую направленность.
Отличительные особенности. Программа сочетает в себе азы культурологического подхода к изучению города и среды, основоположниками которого были И.М. Гревс и Н.П. Анциферов и одновременно модернизирована под потребности современных подростков XXI века. В условиях жизни в поликультурном и многонациональном обществе, в контексте проблем глобализации и поиска национальной идентичности, необходимо знакомство с разнообразием культур, представленных в нашем городе в различных музеях. Для формирования толерантного отношения к ним. Наша программа предусматривает индивидуальное сопровождение ребенка, например, участие в конкурсе юных экскурсоводов или при написании научно-исследовательских работ, также реализуется индивидуальное посещение музеев обучающегося в сопровождении педагога.
Особо хочется подчеркнуть роль профориентационного компонента в программе. Программа предусматривает наличие разнообразных форм, личностно ориентированных методов, технологий, направленных на повышение эффективности обучения, результативности ДООП. Также ценно то, что мы имеем возможность организовывать занятия в «профессиональной среде», использовать возможности сетевого взаимодействия, неформального образования.
|
|
Участие детей в поисково-собирательной работе, изучении и описании музейных предметов, создании экспозиции, проведении экскурсий, вечеров, конференций способствует заполнению их досуга, развитию. В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной профессиональной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий - основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой.
Кроме того, учащиеся постигают азы исследовательской деятельности. Они учатся выбирать и формулировать темы исследования, производить историографический анализ темы, заниматься поиском и сбором источников, их сопоставлением и критикой, составлением научно-справочного аппарата, формулированием гипотез, предположений, идей, их проверкой, оформлением выводов исследования и выработкой рекомендаций по использованию достигнутых результатов. В итоге у детей формируется аналитический подход к решению многих жизненных проблем, умение ориентироваться в потоке информации, отличать достоверное от фальсификации, объективное от субъективного, находить взаимосвязи между частным и общим, между целым и частью и т.п.
Актуальность. В процессе воспитания и образования детей в современной школе особое место занимает школьный музей. Исходя из актуальных задач образовательной деятельности, в числе которых находятся формирование культурно-исторических, художественно-эстетических и духовных ценностей, музей является именно тем социальным институтом, который может обеспечивать их выполнение. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры, музейного дела, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, природные, материальные, художественные и культурные ценности. В России музей всегда рассматривался как учреждение, аккумулирующее и передающее опыт мировой цивилизации. С начала XX в. он тесно сотрудничал с образовательными учреждениями, а также был одним из важнейших инструментов в организации образовательного процесса. Необходимость включения музея обосновывается тем, что в нем обучение ведется на основе подлинных памятников культуры, которые придают знаниям убедительность и достоверность.
|
|
Музей обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом, так как он сохраняет и экспонирует подлинные исторические документы. Эффективное использование этого потенциала для воспитания учащихся в духе патриотизма, гражданского самосознания, высокой нравственности является одной из важнейших задач школьного музея.
Путешествуя по родному краю, изучая памятники истории и культуры, объекты природы, беседуя с участниками и очевидцами изучаемых событий, знакомясь с документальными, вещевым изобразительными объектами наследия в среде их бытования, в музеях и архивах, учащиеся получают более конкретные и образные представления по истории, культуре и природе своего города, учатся понимать, как история родного города связана с историей России, как различные исторические, политические и социально-экономические процессы, происходящие в государстве и в мире, влияют на развитие этих процессов в родном городе, школе.
Таким образом, конкретизируются и расширяются знания и представления детей, почерпнутые при изучении школьного курса истории и обществоведения, реализуется региональный компонент образовательных стандартов, то есть изучается история Петербурга и области.
Новизна программы заключается в том, что овладевая знаниями в области музееведения и экскурсионной методики, учащиеся осваивают локальную историю, объектами которой являются памятники культуры и истории, в частности музеи, в Санкт-Петербурге и близлежащих пригородах.
Особый упор мы делаем на формирование «4к» (это - критическое мышление, креативность, коммуникация, командная работа) Это способствует развитию таких качеств, как способность выбирать и принимать решения, ответственность, любознательность, адаптивность, эмоциональный интеллект, управление собой и самопрезентация, трудовая этика, коммуникативность и социальный интеллект, способность к коллективной работе, лидерские качества.
Наша цель – помочь учащимся ориентироваться в потоках информации, видеть причинно-следственные связи, отсеивать ненужное и делать выводы. Чтобы находить решения даже в случае провала, надо понимать причины своих успехов и неудач. Еще важно оценивать ситуацию с разных сторон, принимать нестандартные решения и чувствовать себя уверенно в меняющихся обстоятельствах. Человек с развитой креативностью становится творцом. Умение договариваться и налаживать контакты, слушать собеседника и доносить свою точку зрения стало также жизненно важным навыком.
Программа тесно связана с коммуникацией, но относится к профессиональной сфере. У учащихся формируется умение определить общую цель и способы ее достижения, распределять роли и оценивать результат.
|
|
Адресат программы. Настоящая программа рассчитана на учащихся 13-17 лет, заинтересованных в изучении истории и культуры Санкт-Петербурга, приобретении умений и навыков экскурсоводческой и исследовательской деятельности, в реализации своего творческого потенциала через разработку собственных проектов.
Цель: формирование у учащихся представлений в области теории
музееведения и экскурсионной методики, что позволит им развивать свои познания в области музейного и экскурсионного дела.
Задачи:
Обучающие:
✓ познакомить обучающихся с историей и практикой музейного дела и экскурсионной работы; основными понятиями, связанных с данной областью культуры;
✓ познакомить с методикой и практикой работы с музейными экспонатами, обработки и оформления музейной документации;
✓ дать основные сведения о музеях Ленинградской области и пригородов Санкт-Петербурга;
✓ привлечь учащихся к самостоятельной исследовательской деятельности по изучению истории и культуры Санкт-Петербурга
Развивающие:
ü создавать и обеспечивать необходимые условия для личностного развития, профессионального самоопределения и творческого труда обучающихся;
✓ развивать у обучающихся навыки работы с историческим и экспозиционным материалом, составления текста экскурсии, общения с аудиторией;
✓ развивать у обучающихся мышление, память, внимание и речь;
✓ развивать познавательные способности обучающихся: репродуктивное и творческое воображение, гибкость мышления, наблюдательность и т.д.;
✓ выявлять, развивать и поддерживать талантливых обучающихся, а также лиц, проявивших выдающиеся способности;
✓ проводить работу, направленную на профессиональную ориентацию учащихся.
Воспитательные:
✓ воспитывать и поддерживать интерес детей к истории Отечества;
✓ привлекать детей к общению с ветеранами войны и участниками других важных событий;
✓ сформировать у обучающихся уважительное отношение к фактам и событиям исторического прошлого.