Теория: рекомендации по созданию методической разработки. Основные ступени подготовки новой экскурсии: предварительная работа, непосредственная разработка самой экскурсии, заключительный этап.
Основные этапы подготовки новой экскурсии. Определение цели и задач экскурсии. Выбор темы. Отбор литературы и составление библиографии. Определение других источников экскурсионного материала.
Отбор и изучение экскурсионных объектов. Потенциальные экскурсионные объекты: памятные места, архитектурные сооружения, природные объекты, экспозиции музеев, памятники археологии, памятники искусства. Классификация экскурсионных объектов по содержанию, по функциональному назначению, по степени сохранности. Критерии выбора экскурсионных объектов для экскурсии: познавательность объекта, сохранность объекта, местонахождение объекта, временное ограничение показа объекта.
Составление маршрута экскурсии. Основные варианты построения маршрутов: хронологический, тематический и тематико-хронологический.
|
|
Объезд (обход) маршрута. Подготовка контрольного текста экскурсии. Комплектование «портфеля экскурсовода». Определение методических приемов проведения экскурсии. Определение техники ведения экскурсии. Составление методической разработки. Составление индивидуального текста. Рассказ и индивидуальный текст. Техника использования индивидуального текста. Логические переходы: формальные переходы и логические переходы, связанные с темой экскурсии. Прием (сдача) экскурсии. Утверждение экскурсии.
Практика: Написание методической разработки экскурсии по музею.
Разработка текста обзорной и тематической экскурсии
Теория: рекомендации по написанию текста обзорной и тематической экскурсии. Требования к тексту: краткость, четкость формулировок, необходимое количество фактического материала, наличие информации по теме, полное раскрытие темы, литературный язык.
Практика: Написание текста. Представление и обсуждение текста.
Освоение текста тематической экскурсии по школьному музею.
Теория: приемы освоения текста.
Практика: отработка навыков освоения текста.
Представление экскурсии
Теория: Мастерство экскурсовода. Мастерство экскурсовода
Слагаемые мастерства: общая культура, кругозор, эрудиция, знание темы и т.д.
Виды мастерства в экскурсионной работе: педагогическое, лекторское, экскурсоводческое. Экскурсоводческое мастерство как единство трех экскурсионных компонентов: экскурсовод, экскурсант, объект.
Средства повышения экскурсоводческого мастерства: улучшение организации методической работы, повышение уровня профессионального мастерства, отработка техники проведения экскурсии и т.д.
|
|
Культура речи, ее характеристика. Виды речи - внешняя и внутренняя. Стиль языка, техника речи, дикция, богатство словарного запаса, образность языка экскурсовода. Стиль изложения. Темп и ритм речиэкскурсовода. Культура речи: устная и письменная, языковая, психологическая, коммуникативная. Формирование и развитие мастерства владения речью.
Практика: Итоговое занятие. Экскурсионный тренинг.
Календарно-тематическое планирование
на 2020-2021 учебный год
Программа: «Музееведение и экскурсионная методика»
Год обучения: 1
Группа(ы): 102
Педагог дополнительного образования: Еникеева Ю.З.
Условия реализации программы
Условия реализация ДООП | Условия реализации РП_КТП | ||
Срок реализации ДООП | 1 | Год обучения по рабочей программе | 1 |
Возраст обучающихся по ДООП | 13-17 лет | Возраст обучающихся в текущем году | 14-15 |
Количество часов в году в соответствии с учебным планом на реализуемый год обучения (все варианты по ДООП) | 144 | Количество часов в текущем учебном году | 144 |
Режим занятий на реализуемый год обучения в соответствии с ДООП (все варианты) | 2 раза в неделю по 2 часа | Режим занятий текущего года обучения | 2 раза в неделю по 2 часа Понедельник, четверг, 15-00 – 16-25 |
Распределение часов по разделам
Обозначения разделов | Название разделов | Количество часов по РП_КТП |
Р1. | Презентация программы | 8 |
Р2. | Музеи пригородов Петербурга | 48 |
Р3. | Музеи Ленинградской области | 26 |
Р4. | Музееведение | 24 |
Р5. | Экскурсионная методика | 38 |