В настоящее время национальная система здравоохранения в Великобритании - одна из худших среди развитых стран мира.
- критическая нехватка персонала -75.000 врачей и среднего персонала
- дефицит технического обеспечения
- низкий уровень диагностики онкозаболеваний - 21 место из 23
- оперативное выявление и лечение инсультов - 19 место из 30
- инфаркты - 20 место из 32
- низкий уровень профилактики курения и избыточного употребления алкоголя
- низкий уровень профилактики ожирения - ожирение 25% от общей численности населения (средний показатель менее 19%).
Современное европейское здравоохранение (заключение экспертов) - “глубокий финансово-экономический и управленческий кризис современного европейского здравоохранения, ставящий его на грань выживания”
Система Бевериджа.
Характеристики:
- централизованное планирование
- прямое налогообложение, используемое для финансирования
- профессиональное руководство
- контроль качества частично государством, частично профессиональными органами
- региональное планирование
- экономия ресурсов
- низкая оплата труда профессиональных работников
- низкие административные расходы
Проблемы:
- мало материальных стимулов для клинической эффективности,
- государственное сдерживание расходов с использованием макро методов,
- мнение больных и свобода выбора очень ограничены,
- списки больных, ожидающих очереди на лечение и стимулирование для богатых платной медицины,
- отсутствие разного сервиса в услугах (уравниловка)
- географическое и социальное неравенство в доступе
- ограничение внедрения новшеств, отсутствие стимулов для творчества
- значительное использование и затраты на специализированную помощь
- неограниченное стремление пациентов к стационарному лечению
- низкий приоритет в развитии ПМСП и оздоровление
- усиление со стороны государства как опеки, так и монополии по определению приоритетов и ценностей
- слабая связь между центром и периферией, бюрократическая система управления, нет коммерческих рыночных методов
Система Бисмарка. Медицинское страхование.
Принципы общественной солидарности в системе социального (медицинского в том числе) страхования. Богатый платит за бедного. Здоровый за больного. Молодой за пожилого. Работающий за неработающего. ОМС - социально-экономический механизм в системе охраны здоровья граждан в Российской Федерации.
Закон 1883 года в Германии о медицинском страховании на территории всей Германии положил начало системы медицинского страхования Бисмарка. В начале тридцатых годов ОМС было внедрено в большинстве стран Европы. Сегодня страхование в Германии, Нидерландах, Австрии, Франции, Бельгии, Японии, Швейцарии. В Северной Европе усиливается роль государства в организации медицинского страхования.
Характеристики:
- выбор страховщиков (финансирования) в руках населения и работодателей,
- конкуренция,
- контролю качества и контролю за расходами придается большое значение со стороны страховщиков (финансовых структур),
- широкие разновидности в обеспечении медицинскими услугами для привлечения пациентов.
Проблемы:
- недостаточное географическое или социальное равенство в доступе,
- дороговизна - конкуренция способствует росту излишнего использования и обеспечения служб
- слабый контроль за кадрами,
- пренебрежительное отношение к больным, относящимся к группе повышенного риска и требующим длительного пребывания в больнице, а также к тем, кто не охвачен системой национального страхования - 5-10% населения,
- отсутствие долгосрочного планирования,
- недостаточное развитие общественного здравоохранения, профилактической медицины, укрепления здоровья и санитарного просвещения,
- высокие административные расходы, особенно в ведении бухгалтерского учета.
Рыночная система.
Характеристика:
- широкий диапазон учреждений для удовлетворения индивидуальных потребностей пациентов,
- отсутствие списков больных, ожидающих очереди на медицинское обслуживание,
- прямой доступ к врачам-специалистам,
- особое внимание конфиденциальности лечения, вежливости обслуживания и качеству.
Проблемы:
- дороговизна,
- отсутствие охвата помощью неимущего населения,
- судебные тяжбы по поводу контроля качества,
- высокие страховые премии для специалистов
- ограниченность географического охвата
- концентрация внимания на легких заболеваниях
- недостаточное внимание помощи на дому и профилактике
- высокие цены компенсируют недостаточное использование капитальных и людских ресурсов
- ограниченное использование услуг специализированного вспомогательного персонала
- отсутствие регулирования и контроля за качеством клинических процедур
Все страны мира, независимо от действующих в них систем здравоохранения, заинтересованы в проведении реформ. Эти реформы в целом можно разделить на 4 типа: переход от системы Бевериджа к системе Бисмарка, от системы Бисмарка к системе Бевериджа, добавление рыночных элементов в систему Бевериджа, добавление рыночных элементов в систему Бисмарка.
Почему наша страна перешла в 1991 году от бюджетной модели здравоохранения Семашко, признанной в 1978 году ВОЗ лучшей в мире, к рыночной системе здравоохранения, основанной на модели медицинского страхования - системе медицинского страхования Бисмарка?
В послереволюционные годы у истоков отечественного здравоохранения стояли врачи Семашко, Соловьев, Обух, Русаков и другие, работавшие до революции в земствах. Им предстояла огромная работа по организации борьбы с эпидемиями и детской смертностью. На первых этапах становления государственного советского здравоохранения провозглашенные социальные гарантии не давали существенных преимуществ по сравнению с предыдущим периодом.
В эти годы медико-демографические показатели оказываются более низкими чем в 1913 году. Хотя в благополучном довоенном 1913 году в Петербурге было зарегистрировано 78.000 различных инфекционных заболеваний и около одной трети всех умерших умерли от этих заболеваний.
Смертность населения на 1000 человек составляла почти 23, а из 1000 родившихся детей свыше 230 умирали в возрасте до 1 года. Средняя продолжительность жизни населения Петербурга равнялась всего лишь 34 годам. В этих условиях переход к государственному характеру советского здравоохранения, его профилактической направленности был исторически оправдан.
Безусловно, массовый характер санитарно-эпидемического и лечебных мероприятий заслонил семейный принцип, ликвидировал индивидуальный подход в вопросах здоровья и профилактики, тем более, что Лениным был провозглашен приоритетным принцип охраны здоровья рабочих. В стране, которая разорена, первая задача - спасти трудящегося. Первая производительная сила всего человечества есть рабочий, трудящийся. Если он выживет, мы все восстановим. В этот период активно стал развиваться диспансерный метод, взятый на вооружение у европейских систем здравоохранения.
Применение диспансерного метода в России началось с 1923 года, прежде всего в борьбе с профессиональными заболеваниями, изучении условий труда и быта с точки зрения их влияния на состояние как самого больного, так и на течение его болезни. Был намечен план перехода всей лечебно-санитарной организации на борьбу с вредными условиями труда и быта.
Сущность диспансеризации заключалась в учете нуждаемости в распределении лечебно-социальной помощи: “Учраспред” - такой формулой обозначил эту акцию Обух.
Основную работу по диспансеризации несли амбулаторные объединения, которым прикреплялись определенные промышленные предприятия. Амбулаторное врачи-терапевты, так называемые диспансеризаторы, совместно с врачами других специальностей осуществляли первичный осмотр рабочих и дальнейшее наблюдение за состоянием их здоровья, условиями труда и быта.
За сравнительно короткий период времени советским здравоохранением были достигнуты большие успехи в быстрой ликвидации эпидемических и социальных болезней. Увеличилась средняя продолжительность жизни более чем в 2 раза, общая смертность снизилась в 3 раза, а детская смертность - в 11 раз. Полностью ликвидированы такие опасные болезни как холера, чума, оспа, дифтерия, резко сократилась заболеваемость туберкулезом, полиомиелитом и другими заболеваниями.
Однако увлечение специализированными видами медицинской помощи и недопонимание роли индивидуальной семейной профилактики приостановили положительные тенденции в медико-демографических показателях здоровья россиян, в т.ч. петербуржцев в последующие годы.
В 60-70 годы несмотря на провозглашенную официальную политику профилактики фактически наблюдался отход от профилактического принципа советского здравоохранения и чрезмерное увлечение узко специализированными видами оказания первичной медико-санитарной помощи, не говоря о вторичном и третичном уровне ее оказания.
Одной из причин кризиса здравоохранения России явилась плохая организация и управление отраслью. Россия получила в наследство от СССР такую систему здравоохранения, организацию управления и финансирования, которую необходимо было изменить еще в 70-80 годах. В этот период стали проявляться негативные тенденции в состоянии здоровья населения. Существовавшая в то время в плановой командной экономике монополизация всех сфер хозяйственной деятельности породила остаточный принцип финансирования охраны здоровья населения.
Однако, руководством отрасли для исправления ситуации была выдвинута идея всеобщей диспансеризации, в принципе правильная, но рассчитанная на территориально-производственный, массовый принцип реализации. Это был экстенсивный подход, хотя и учитывающий оценку качества и эффективности медицинской помощи, но без индивидуальных особенностей человека из семьи. Конвейерный, скрининговый тип обслуживания не встретил доверия у населения и врачей. Он фактически повторил ошибки раннего этапа диспансеризации в постреволюционный период, еще более отдалил врача и пациента друг от друга. Тем не менее, был накоплен обширный материал, обогативший теорию и практику диспансеризации и социальной гигиены.
В этот период в соответствии с рекомендациями ВОЗ мировое здравоохранение переориентировать на борьбу с факторами риска основных хронических заболеваний, борьбу за первичную социальную, медико-социальную профилактику и усиление роли первичного звена здравоохранения, как наиболее перспективный метод решения задач укрепления здоровья семьи и общества в целом, с активным вовлечением в этот процесс самого населения.
Применительно к здравоохранению трудно было ждать в конце восьмидесятых начале девяностых годов резкого увеличения бюджетного финансирования. Необходимо было искать более эффективные и экономически оправданные модели. Введение системы страховой медицины с созданием страховых фондов, привлечением частных страховых компаний и лечебных организаций, надежда на конкуренцию в сфере здравоохранения была поддержана прежде всего потому, что она вполне соответствовала этим целям.
По мнению политиков и специалистов организации здравоохранения страховая медицина решает две задачи.
1. увеличение здравоохранения минимум два раза за счет налогоподобного взноса - 5.1% к ФОТ,
2. улучшение качества медицинской помощи.
Медицинское страхование. Социальное страхование, понятие и характеристика. ОМС как форма социальной защиты. Финансовое обеспечение ОМС. Система договоров в сфере ОМС. Программы ОМС. Защита прав застрахованных.
Обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в случаях, установленных Федеральным Законом “Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации”.