Воспитание культурно-гигиенических навыков у дошкольников

Большое значение в охране и укреплении здоровья ребенка принадлежит его гигиеническому обучению и воспитанию. Гигиеническое воспитание — это часть общего воспитания, а гигиенические навыки — это неотъемлемая часть культурного поведения. Необходимость опрятности, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. При формировании культурно–гигиенических навыков идёт не простое усвоение правил, норм поведения, а чрезвычайно важный процесс социализации, очеловечивания малыша «вхождения» его в мир взрослых.

Концепция Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) предусматривает создание условий для повышения качества дошкольного образования и в этих целях, наряду с другими мероприятиями, предполагает создание в дошкольных образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья воспитанников.

Отдельной образовательной областью в ФГОС выделена область «Физическое развитие» она направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:

Ø сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;

Ø воспитание культурно-гигиенических навыков;

Ø формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.

Общеизвестно, что здоровье человека закладывается в детстве. Организм ребенка очень пластичен, он гораздо чувствительнее к воздействиям внешней среды, чем организм взрослого; и от того, каковы эти воздействия — благоприятные или нет, зависит, как сложится его здоровье.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых.

Важнейшим фактором работоспособности организма является здоровье. Понятие здоровья включает в себя не только отсутствие заболеваний, болезненного состояния, физического дефекта, но и состояние полного социального, физического и психологического благополучия.

«Здоровье детей — богатство нации». Этот тезис не утрачивает своей актуальности во все времена. «Здоровье – более широкое понятие, под которым понимают состояние полного физического, душевного и социального благополучия» — именно такое определение выдвинула Всемирная организация здравоохранения.

Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Образовательная область здоровье требует от нас формировать у детей привычки к здоровому образу жизни, которые всегда стоят на первом месте.

Главная задача — формировать простейшие навыки опрятности и самообслуживания, закладывать фундамент гигиенической культуры. Гигиеническая культура столь же важна для человека, как и умение разговаривать, писать, читать. Уход за собой дарит человеку прекрасное ощущение чистоты, здоровья: каждая клеточка организма начинает жить в оптимальном режиме, не огорчая ее владельца. Сколько радости доставляет человеку ощущение хорошо и слаженно работающего организма!

    Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту и общественных местах. От знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил, норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. Гигиеническое воспитание и обучение неразрывно связаны с воспитанием культурного поведения.

Основные условия успешного формирования культурно-гигиенических навыков:

· рационально организованная обстановка;

· четкий режим дня;

· высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения и родителей;

· единство требований со стороны взрослых.

 

 Рационально организованная обстановка - это наличие чистого, достаточно просторного помещения с необходимым оборудованием, обеспечивающим проведение всех режимных элементов (умывание, питание, сон, занятия и игры).

 Ребенок приобретает гигиенические навыки в общении с воспитателем, медицинским работником, няней и, конечно, в семье. Обязанность родителей – постоянно закреплять гигиенические навыки, воспитываемые у ребенка в детском саду. Для эффективного гигиенического воспитания дошкольников большое значение имеет и внешний вид окружающих и взрослых. Нужно постоянно помнить о том, что дети очень наблюдательны и склонны к подражанию, поэтому воспитатель должен быть для них образцом.

В начале детей приучают к выполнению элементарных правил: мыть руки перед едой, после пользования туалетом, игры, прогулки и т.д. Ребенку старше двух лет прививают привычку полоскать рот питьевой водой после приема пищи, предварительно научив его этому. Дети среднего и старшего дошкольного возраста более осознанно должны относиться к выполнению правил личной гигиены: самостоятельно мыть руки с мылом, намыливая их до образования пены и насухо их вытирать, пользоваться индивидуальным полотенцем, расческой, стаканом для полоскания рта, следить, чтобы все вещи содержались в чистоте. Для закрепления знаний и навыков личной гигиены желательно давать детям различные поручения, например, назначить санитаров для систематической проверки у сверстников состояния ногтей, рук, одежды, содержания личных вещей в шкафу.

Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются постоянно в разных ситуациях.

В процессе повседневной работы с детьми мы стремимся к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Нередко у детей, вновь пришедших в детский сад из дома, отсутствуют элементарные навыки самообслуживания и личной гигиены: дети не умеют самостоятельно умываться, одеваться и раздеваться, объективно оценивать особенности своего организма.

Именно поэтому в инновационной программе дошкольного образования «От рождения до школы» большое внимание уделяется воспитанию у детей культурно-гигиенических навыков. В каждой возрастной группе эти задачи отличаются.

В младенческой группе (дети от 2 месяцев до 1 года) воспитатели и родители:

- приучают детей к тому, что перед едой и по мере загрязнения им обязательно моют руки;

- формируют у детей положительную установку на водные процедуры. Обращают внимание ребенка на чистоту рук; моют лицо и руки ребенка по мере загрязнения, перед едой;

- формируют понимание речи взрослого в процессе выполнения водных процедур;

- поддерживают речевые и двигательные реакции ребенка в процессе

мытья рук, умывания.

В первой группе раннего возраста (от 1 года до 2 лет):

- поддерживают стремление детей к самостоятельности;

- продолжают учить мыть руки перед едой и по мере загрязнения, пользоваться личным полотенцем;

- приучают детей к опрятности, аккуратности - к 2 годам с помощью взрослого ребенок должен уметь пользоваться носовым платком.

Во второй группе раннего возраста (от 2 до 3 лет):

- продолжают учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем;

 - формируют навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком).

 В младшей группе (от 3 до 4 лет):

- формируют потребность в соблюдении навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;

- формируют осознанную привычку мыть руки перед едой

и чистить зубы утром и вечером;

- совершенствуются культурно-гигиенические навыки, формируются

простейшие навыки поведения во время еды, умывания;

- детей приучают следить за своим внешним видом; правильно

пользоваться мылом, аккуратно мыть руки, лицо, уши; насухо вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться

расческой и носовым платком.

В средней возрастной группе (от 4 до 5 лет):

- воспитывают потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов;

- формируют представление о необходимых человеку веществах и витаминах;

- расширяют представление о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания;

- знакомят детей с понятиями «здоровье» и «болезнь». Развивают

умение устанавливать связь между совершаемым действием и со-

стоянием организма, самочувствием («Я чищу зубы — значит, они

у меня будут крепкими и здоровыми», «Я промочил ноги на улице,

и у меня начался насморк»);

- формируют представления о здоровом образе жизни;

- воспитывают привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.

- закрепляют умение пользоваться расческой, носовым платком; при

кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым

платком.

У детей старшей группы (от 5 до 6 лет) формируют начальные представления о здоровом образе жизни.

- расширяют представления об особенностях функционирования и целостности человеческого организма. Акцентируется внимание детей на особенностях их организма и здоровья («Мне нельзя есть апельсины — у меня аллергия», «Мне нужно носить очки»).

- расширяются представления о составляющих (важных компонентах)

здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон и солнце, воздух и вода — наши лучшие друзья) и факторах, разрушающих

здоровье.

- формируются представления о зависимости здоровья человека

от правильного питания; умения определять качество продуктов,

основываясь на сенсорных ощущениях.

- расширяются представления о роли гигиены и режима дня для здоровья

человека.

- формируются представления о правилах ухода за больным (заботиться о нем, не шуметь, выполнять его просьбы и поручения). Воспитывать

сочувствие к болеющим.

- формируется умение характеризовать свое самочувствие.

Знакомить детей с возможностями здорового человека, формировать

у детей потребность в здоровом образе жизни.

- воспитывают у детей привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, умываться, по мере необходимости мыть руки, следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком.

В подготовительной группе (дети от 6 до 7 лет):

- расширяются представления детей о рациональном питании (объем пищи, последовательность ее приема, разнообразие в питании, питьевой режим);

- формируются представления о значении двигательной активности

в жизни человека; умения использовать специальные физические

упражнения для укрепления своих органов и систем;

- расширяются представления о правилах и видах закаливания;

- воспитывают привычку правильно и быстро (не отвлекаясь) умываться, насухо вытираться, пользуясь индивидуальным полотенцем, правильно чистить зубы, полоскать рот после еды, пользоваться носовым платком и рас-

ческой.

- формируется осознанная привычка мыть руки перед едой и ежедневно (утром и вечером) чистить зубы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: