Пояснительная записка

Программа коррекционно-развивающих занятий учителя-дефектолога

Для учащихся 1-4 классов

 

Составитель: учитель-дефектолог

А.С. Файзулина

 

 

Пояснительная записка

Данная программа составлена для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в помощи учителя-дефектолога.

Дети с нарушением интеллекта имеют общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и неравномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей с нарушением интеллекта. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны.

Своеобразна и речь данных детей. Недоразвитие речи проявляется в нарушениях звукопроизношения, бедности и ограниченности  словаря. У детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти, недоразвитие всех компонентов речи.Дети с нарушением интеллекта испытывают трудности ориентировании во времени и пространстве. Отмечается недостаточная координация пальцев, кисти руки, недоразвитие мелкой моторики.Основной базой программы являются Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы – изд. Просвещение, М., 2008 под ред. В.В.Воронковой

Содержание программы определено с учетом дидактических принципов, которые для детей с нарушением интеллекта приобретают особую значимость: от простого к сложному, систематичность, доступность и повторяемость материала.

Основная цель программы – формирование у детей знаний об окружающем мире, формирование (развитие) элементарных математических представлений, коррекция и развитие психических процессов. Задачи: 1. Осуществление ранней диагностики, определение путей профилактики и координации психических нарушений.2. Подбор, систематизация и совершенствование приемов и методов работы дефектолога в соответствии с программным содержанием.3. Коррекция и развитие всех психических процессов с учетом возможностей школьников. Принципы: 1. Принцип системности опирается на представление о психическом развитии как о сложной функциональной системе, структурной компоненты, которой находятся в тесном взаимодействии. Системность и комплексность коррекционной работы реализуются в учебном процессе благодаря системе повторения усвоенных навыков, опоры на уже имеющиеся знания и умения, что обеспечивает поступательное психическое развитие.2. Принцип развития предполагает выделение в процессе коррекционной работы тех задач, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка.3. Принцип комплексности предполагает, что устранение психических нарушений должно носить медико-психолого-педагогический характер, т.е. опираться на взаимосвязь всех специалистов ОУ. Программа предусматривает полное взаимодействие и преемственность действий всех специалистов ОУ и родителей школьников. Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и психического развития детей. 4. Принцип доступности предполагает построение обучения младших школьников на уровне их реальных познавательных возможностей. Конкретность и доступность обеспечиваются подбором коррекционно-развивающих пособий в соответствии с санитарно-гигиеническими и возрастными нормами.5. Принцип последовательности и концентричности усвоения знаний предполагает такой подбор материала, когда между составными частями его существует логическая связь, последующие задания опираются на предыдущие. Такое построение программного содержания позволяет обеспечить высокое качество образования. Коррекционная работа должна строится так, чтобы способствовать развитию высших психических функций: внимания, памяти, восприятия, мышления.Формы организации коррекционной работы
Сроки Содержание работы
1-15 сентября Диагностика психического развития детей. Заполнение дефектологических карт, документации дефектологического кабинета
15 сентября – 15 мая Индивидуальные, подгрупповые занятия с детьми
15 мая – 31 мая Итоговая диагностика психического развития детей. Заполнение документации.
В процессе обучения используются следующие формы организации дефектологических занятий: индивидуальные, подгрупповые.Планирование предназначено для детей с умеренной умственной отсталостью, обучающихся в 1 - 4 классах. Занятия проводятся 1 разав неделю, индивидуально или в подгруппах.

В начале каждого занятия в организационный момент включаются специальные корригирующие упражнения, предполагающие развитие высших психических функций ребенка: восприятие; различных видов памяти и ее процессов (запоминания, узнавания, воспроизведения); внимания; мышления. Эти упражнения помогают детям сразу включиться в активную познавательную деятельность и создают положительную мотивационную установку. У детей с интеллектуальной недостаточностью отмечаются нарушения речевого развития, в связи с этим уделяется особое внимание речи педагога, которая является образцом для учащихся: необходимость четкого произношения, правильность ударения, яркость, выразительность, замедленность темпа, так как это углубляет понимание, расширяет словарный запас, способствует развитию связной речи у учащихся коррекционной школы.

Устное изложение материала сочетается с наглядными и практическими упражнениями, так как зрительные образы изучаемого материала быстрее формируются в памяти, чем создаваемые только на основе речевого сообщения; также используются ИКТ.

Одним из главных условий достижения положительного результата является опора на чувственное познание детей, на их личный опыт.

Использование развивающих игр и упражнений оказывает благотворное влияние на развитие не только познавательной деятельности, но также носит личностно-ориентированную направленность, которая помогает в дальнейшем адаптироваться детям в социуме.

Сделана подборка игр и заданий на развитие когнитивных процессов учащихся (памяти, внимания, мышления, речи, пространственной ориентировки, знакомство с окружающим миром, мелкой моторики рук), развитие математических представлений. Варианты игр позволяют учитывать индивидуальные возможности и особенности обучающихся, направляя процесс обучения в ту сторону, которая требует большей коррекции. Планирование составлено с опорой на следующую литературу:

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный, 1-4 классы – изд. Просвещение, М., 2008 под ред. В.В.Воронковой

2. Т.Б. Филичева, А.Р.Соболева «Развитие речи дошкольника» - Екатеринбург, 1996

3. Н.С. Резникова «Как развить память у ребенка», изд. Мой Мир, М., 2005

4. Т.Н. Волкова «Развитие памяти и внимания»- М.,2006

5. О.И. Крупенчук «Научите меня говорить правильно» - СПб, 2011

6.  И.А. Морозова, М.А. Пушкарёва. Развитие элементарных математических представлений. Коррекционно-развивающее обучение.

7. А.А. Катаева, Е.А. Стребелева. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии.

8. Использованная литература

9. В.М.Мозговой, И.М.Яковлева, А.А.Еремина “Основы олигофренопедагогика”: учеб. пособие для студ. сред. учеб. заведений /. – М.: Издательский центр Академия”, 2006 г.

10. Е.Худенко, Е.Останина 1-2 часть “Практическое пособие по развитию речи для детей с отклонениями в развитии”. Издательство “Школа”. 1992 г.

11. И.А.Морозова, М.А.Пушкарева “Ознакомление с окружающим миром” Москва. 2006 г.

12.  Г.С.Швайко “Игры и игровые упражнения для развития речи” Москва. 1988 г.

13. Т.Б.Епифанцева, Т.Е.Киселенко, И.А.Могилева “Настольная книга педагога – дефектолога” Москва 2005 г.

14. Пузанов Б.П. “Обучение детей с нарушением интеллектуального развития”.

15. Бабкина Н.В. “Интеллектуальное развитие младших школьников с задержкой психического развития”. – Москва. 2006 г.

16. Бабкина Н.В. “Использование развивающих игр и упражнений в учебном процессе” Начальная школа. – 1998 г. - № 4.

17. Егорова Т.В. “Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии”. – Москва. 1973 г.

18. Развивающие игры для детей. – Москва: Физкультура и спорт. 1990 г.

 

Тематическое планирование групповых коррекционно-развивающих занятий 1 класс

I полугодие

Тема Окружающий мир Коррекция высших психических функций (внимание, память, мышление) Пространственная ориентировка Мелкая моторика Графо-моторная координация Развитие элементарных математических представлений Развитие связной устной речи

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

Диагностика

2 часа

Наша школа  1 час Закрепить знания детей о зданиях школы, названиях и назначениях кабинетов в школе. Дидактические игры: «Чего не стало» [22] «Назовем одним словом»[7] - «Разложи и расскажи» [20] - Пальчиковая гимнастика -Расположение квадрата, круга, треугольника на парте - Обводка и штриховка геометрических фигур Цвет предметов. Количественные отношения: один-много-столько же. - Составление предложений по сюжетной картинке [20]  
Игрушки и учебные принадлежности 1 час Формировать знания детей об игрушках и учебных принадлежностях, формировать обобщающие понятия «игрушки», «учебные принадлежности». Дидактические игры: «Чего не стало» [22] «Назовем одним словом» [7] - «Разложи и расскажи» [20] -Пальчиковая гимнастика -Расположение квадрата, круга, треугольника на парте - Обводка и штриховка геометрических фигур   Понятия большой-маленький. Понятия «высокий-низкий», «выше-ниже», «одинаковые по высоте», «спереди-сзади». - Формировать умение составлять описательные предложения, узнавать предмет по его описанию
Осень. Признаки осени 1 час Формировать представления об осени, признаках осени. Дидактические игры: -«Что изменилось» [1] -«Назовем одним словом» [7]   - Пальчиковая гимнастика - Ориентировка в схеме собственного тела - Штриховка геометрических фигур  Закрепление понятий «больше-меньше». Сравнение предметов по одному-двум признакам. Игра «Вверх-вниз» [61] - Составление предложений по сюжетной картинке [20]
Овощи 1 час Формировать представления детей об овощах (форма, цвет, размер, вкус) - «Разложи и расскажи» [20] - д/и «Назовем одним словом» [7] -Пальчиковая гимнастика - Составление целого из частей -Ориентировка в схеме собственного тела. Понятия «высокий» - «низкий», «одинаковые по высоте». Игра «Сравни овощи»[66] - Учить составлять предложение-описание.
Фрукты 1час Формировать представления детей о фруктах (форма, цвет, размер, вкус) - Развитие слухового внимания «Поймай звук» (произношение слов со звуками «а, у, о») -д/и «Запомни и скажи правильно» - «Четвертый лишний» -Пальчиковая гимнастика - Закрепление «правая-левая рука» - Обводка, расположение геометрических фигур на листе бумаги (вверху-внизу) Понятия «левое», «правое». Понятия «длинный» - «короткий», «одинаковые по длине». Понятия «далеко», «близко» («около», «рядом») Игра «Что где?» [68] - Учить составлять предложение-описание.
Домашние животные 1 час   Формировать представления о домашних животных, их внешнем виде, питании, месте обитания и их детенышах. -Развитие зрительного внимания и концентрации д/и «Найди отличия» [15] - д/и «Нелепицы» [5] - д/и «Парочки» [33] -«Кто как голос подает» (разв. слух. вним. СD) -Пальчиковая гимнастика -Закрепление представлений «правая-левая рука» -д/и «Правый глаз» усвоение понятий справа-слева. [39] Понятия «длинный» - «короткий», «одинаковые по длине». Понятия «внутри», «снаружи». Игра «У кого какой длины хвост?» [81] - «Кто у кого» (дом.жив. и детеныши) [27] Использование в речи глаголов звучания (мычит, мяукает, лает, хрюкает)
Дикие животные 1 час Формировать представления о диких животных, их внешнем виде, питании, месте обитания и их детенышах. - Выкладывание цветных полосок по образцу - «Хлопни, если услышишь…» [35]  - упр. «Где чей домик» [14]   -Пальчиковая гимнастика - д/и «Обезьянка» усвоение понятий справа-слева. [8] -Составление целого из частей Понятия «столько же», «одинаково», «поровну». Закрепление понятий «больше», «меньше». Уравнивание групп предметов Игра «Отсчитай столько же» [84] - Учить составлять предложение-описание. - «Кто у кого» (дик.жив. и детеныши) [27] -д/и «Чья морда и чей хвост» [29]
Дом. Мебель. 1 час Формировать представления о видах домов, назначении комнат и предметах мебели. -Выполнение заданного действия по звуковому сигналу - д\и «Запомни и скажи правильно» [36] - Упр. «Раскрась вторую половину» [16] - Пальчиковая гимнастика - д/и «Кого загадали» [9] - «Продолжи ряд» (ритмический рисунок) Ознакомление с цифрой 1. Слева, посередине, справа. Круг, квадрат. Игра «Назови предмет» [76] - Учить составлять предложение-описание. - Игра с мячом «Один-много»[26]
Посуда 1 час Формировать представления о посуде, частях посуды, видах посуды.  «Учимся правильно говорить» - д/и «Парочки» [33] - «Лото» (подбор по геом. форме, цвету) -Пальчиковая гимнастика - д\и «Перечисли все, что находится справа от тебя» - д/и «Кого загадали» усвоение понятий вперед-назад, справа-слева. [9] Цифра 1. Большой, маленький, поменьше, одинаковые. Треугольник. Игра «Сложи чашку» [75] - Учить составлять предложение-описание. - Игра с мячом «Один-много» 26]
Одежда. 1 час Формировать представления о видах одежды, выбирать одежду в соответствии со временем года.   -Развитие зрительного гнозиса «Нахождение и узнавание букв» - «Кто лишний и почему» - Упр. «Цифровая таблица» [17] -Пальчиковая гимнастика - «Перечисли все, что находится слева от тебя» - Обводка фигур и расположение их на листе справа от центра. Цифра 2.Образование и состав числа 2. Вчера, сегодня, завтра, далеко, близко. Игра «Положи столько же» [80] Учить называть предметы верхней одежды - д/и «Скажи наобарот» [28]  
Обувь. 1 час Формировать представления об обуви, познакомить с отдельными деталями обуви. -«Что изменилось» Вариант-2 [1] -«Цепочка действий» [3] - упр. «Нелепицы» [5] -Пальчиковая гимнастика -д/и «Кого загадали» [9] -Разложи одежду и обувь справа и слева от себя Цифра 2. Короткий-длинный. Овал. Игра «Назови предмет» [78] - Учить называть предметы обуви - Игра с мячом «Один-много»[26]
Зима. Признаки зимы. 1 час Формировать представления о зиме, отличительных признаках зимы. - «Запомни и воспроизведи» Вариант-1 [2] - «Игра в слова» [4] -«Хлопни, если услышишь…»[40] -Пальчиковая гимнастика -Составление целого из частей -«Перечисли все, что ты видишь слева от себя» Цифра 3. соотнесение цифры с количеством предметов. Игра «Назови приметы зимы» [93] - Составление предложений по сюжетной картинке [20]  
Птицы. Зимующие птицы. 1 час Формировать представления о зимующих птицах, об условиях жизни птиц.   -«Запомни и воспроизведи» Вариант-2 [2] -упр. на простейшие умозаключения [6] - упр. «Птица – не птица» развитие внимания [18] -Пальчиковая гимнастика -«Лабиринт» с речевым сопровождением направлений -д/и «Что под ладошкой»[10] Цифры 1, 2, 3. Высокий-низкий. Игра «Не ошибись» [97] - Составление предложений по сюжетной картинке [20] - «Назови ласково»
Жизнь животных зимой 1 час Формировать представления о жизни животных зимой - «Запомни и воспроизведи» В-3 -упр. на установление логических связей [2] -д/и «Чего не стало» -д/и «Топ-Хлоп» [19] - Пальчиковая гимнастика -д/и «На параде» [11] -Продолжи рисунок Соотнесение количества предметов с цифрой. Сравнение чисел 3, 4. Игра «Отсчитай столько же» [84]  - Составление предложений по сюжетной картинке [20] - Игра с мячом «Один-много»[26]

II полугодие

Тема Окружающий мир Коррекция высших психических функций (внимание, память, мышление) Пространственная ориентировка Мелкая моторика Графо-моторная координация Развитие элементарных математических представлений Развитие связной устной речи
Игры и забавы детей зимой. 1 час Формировать представления о зимних явлениях в природе, о зимних играх и забавах детей. Дидактические игры: -«Парочки» [33] - «Простые аналогии» [43] - «Где чей домик» [40]   Пальчиковые игры Графические задания в тетради  «Ориентировка в пространстве» Цифра 5. слева, посередине, справа. Сравнение, установление закономерностей. - Составление предложения со словом зима, сани, снежки.  
Транспорт. Наземный 1 час Формировать представления о наземном транспорте. Дидактические игры: -«Что изменилось» [1] - «Запомни слова» [45] - «Загадки»     Пальчиковые игры Графические задания в тетради  «Ориентировка в пространстве»   Цифра 5. Сравнение чисел 4 и 5. соотнесение формы предмета с геометрическими фигурами. Быстро-медленно. - Составление предложений по сюжетной картинке [20] - «Сосчитай до пяти» (одна белая машина, две.. один, одно…)
Транспорт. Воздушный 1 час Формировать представления о воздушном транспорте. Дидактические игры: - «Найди отличия» [15] - «Порисуем» [41] - «На что это похоже?» [46] - «Чего не хватает?» [23] Пальчиковые игры Графические задания в тетради  «Ориентировка в пространстве» Порядковые числительные. Понятие «пара». - Составление предложений по сюжетной картинке [20]  
Транспорт. Водный 1 час Формировать представления о водном транспорте.   Дидактические игры: - «Имена» [47] - «Раскрась вторую половинку» [16] - «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек» [48] Пальчиковые игры Графические задания в тетради  «Ориентировка в пространстве»   Порядковые числительные. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. - «Продолжи предложения»
Транспорт. Подземный. 1 час Формировать представления о подземном транспорте.   Дидактические игры: - «Найди совпадения» [47] - «Запомни слова» [45] -«Парочки» [33]   Пальчиковые игры Графические задания в тетради  «Ориентировка в пространстве» Числовой ряд до 6, образование числа 6. части суток, их последовательность. Широкий, поуже, ещё уже, самый узкий. - Составление предложений по сюжетной картинке [20]  
 Транспорт (обобщение). 1 час Обобщение знаний о транспорте, видах транспорта Дидактические игры: - Упражнение на распределение внимания [38] - «Вспомни картинку» [49] - «Классификация» [50]   Пальчиковые игры Графические задания в тетради  «Ориентировка в пространстве»   Счёт по образцу. Цифры 1, 2, 3, 4, 5. соотнесение цифры с числом. Вчера, сегодня, завтра. Объёмные тела: шар, куб, цилиндр. - «Перечисли, что может летать, ездить, плавать..» - Составление предложений по сюжетной картинке [20]
Прощай, зимушка-зима 1 час Систематизировать знания о зиме (пасмурное небо, серые тучи, идет снег, сугробы, холодный ветер, метель). Дидактические игры: - «Цифровая таблица» [17] - «Найди закономерность» [51] - «Вспомни картинку» [49]   Пальчиковые игры Графические задания в тетради  «Ориентировка в пространстве» Образование числа 7. Сравнение множеств. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Геометрические фигуры.   - Исправление деформированных предложений
Семья. 2 часа Формировать знания о себе и своей семье (имя, фамилия, возраст, домашний адрес, состав семьи). Дидактические игры: - «Простые аналогии» [43] - «Порисуем» [41] - «Перепутанные линии» [40]   Пальчиковые игры Графические задания в тетради  «Ориентировка в пространстве» «Найди по схеме» Образование числа 8. равенство и неравенство. Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. «Какая твоя мама?» (подбор прилагательных) - Назови имена и отчества: свое, брата, сестры, мамы, папы.
Комнатные растения. 1 час Формировать представления о комнатных растениях (герань, фиалка, бегония), о частях комнатных растениях. Дидактические игры: - «Лишний» [52] - «Имена и настроения детей» [53] - Упражнение на распределение внимания[38] Пальчиковые игры Графические задания в тетради  «Ориентировка в пространстве» Образование числа 9. Числовой ряд до 9. Порядковые числительные. Счёт по образцу. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. - «Назови ласково» [ 30 ] - «Какой, какая, какие» [25] - Составление предложений по сюжетной картинке [20]
Птицы 1 час Формировать представления о птицах, их образе жизни, питании. Дидактические игры: - «Классификация» [54] - «Порисуем» [41] память Топ-Хлоп» [19]   Пальчиковые игры Графические задания в тетради  «Ориентировка в пространстве» Образование числа 10. Числовой ряд от 1 до 10. Порядковый счёт. Определение пространственного расположения предметов по отношению к себе. - «Какой, какая, какие» [25] - Составление предложений по сюжетной картинке [20]  
Весна. Признаки весны 1 час Формировать представления о весне, о приметах весны (капель, снег рыхлый, ярче светит солнце, звонче поют птицы). Дидактические игры: -«Что изменилось» [1] - «Загадки» - «Перепутанные линии» [40]   Пальчиковые игры Графические задания в тетради  «Ориентировка в пространстве» Числовой ряд от 10 до 12. Соотнесение количества предметов с цифрой. Математическая загадка. Слева, справа. - «Скажи наоборот» (тепло, сыро, грязно, светло, день, утро) - Составление предложений по сюжетной картинке [20]
 Животные весной 1 час Формировать представления о жизни животных зимой Дидактические игры: - «Орнамент» [55] - «Вспомни картинку» [49] - «Лишний» [52]   Пальчиковые игры Графические задания в тетради Игра «Вратарь» [56] Числовой ряд от 10 до 14. Независимость числа от пространственного расположения предметов. Развитие глазомера. - Составление предложений с заданным словом, с определенным количеством слов
Первые весенние цветы. 1 час Формировать представления о первых весенних цветах (подснежник, мать-и-мачеха, медуница и т.д.) Дидактические игры: - «Цифровая таблица» [17] - «Парочки» [33] - «Классификация» [54] Пальчиковые игры Графические задания в тетради  «Ориентировка в пространстве»   Числовой ряд от 10 до 16. Математическая загадка. Закрепление знаний о цифрах. Широкий-узкий. - Составление рассказа по сюжетной картинке - Игра с мячом «Один-много»[26]
Труд людей весной. 1 час Формирование представлений о видах труда людей весной Дидактические игры: - «Загадки» - «Парочки» [33] - «Перепутанные линии» [40] Пальчиковые игры Графические задания в тетради Игра «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти» [57]    Числовой ряд от 10 до 18. Соотнесение количества предметов с цифрой. Счёт по образцу. Сравнение реальных предметов с геометрическими телами. - «Объясни словечко» (огород, рассада, пересадка) -«Назови ласково» (сад, огород, грядка, парник, яблоня)
Времена года (обобщение). 1 час Обобщение знаний детей о временах года, их признаках и последовательности Дидактические игры: -«Парочки» [33] - «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек» [48]  Запомни и воспроизведи [2] Пальчиковые игры Графические задания в тетради Игра «Мячик прыгает по мне – по груди и по спине» [58]   Числовой ряд от 10 до 20. Порядковый счёт. Определение пространственного расположения предметов по отношению к себе.   - Игра с мячом «Один-много» [ 21] - Исправление деформированных предложений
Повторение 2 часа Систематизировать и обобщить знания детей по всему пройденному материалу. Дидактические игры: - «Парочки» [33] - «Простые аналогии» [43] - «Где чей домик» [40]     Пальчиковые игры Графические задания в тетради Игра «Справа, слева я стучу – перепутать не хочу!» [59] Повторение   - «Разложи и расскажи» (составление рассказа по серии картинок) - «Нелепицы» (послушай и исправь предложение)

 

Итого: 34 часа

 

Тематическое планирование групповых коррекционно-развивающих занятий 2 класс

I полугодие

Тема Окружающий мир Коррекция высших психических функций (внимание, память, мышление) Пространственная ориентировка Мелкая моторика Графо-моторная координация Развитие элементарных математических представлений Развитие связной устной речи

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

Диагностика

2 часа

Наша школа 1 час Закрепить знания о зданиях школы, названиях и назначениях кабинетов в школе. Дидактические игры: «Чего не стало» [22] «Назовем одним словом»»[7]   - Пальчиковая гимнастика -Расположение квадрата, круга, треугольника на листе бумаги - Обводка и штриховка геометрических фигур Цвет предметов. Количественные отношения: один-много-столько же. Понятие «сверху», «снизу».   - Составление предложений по сюжетной картинке  
Игрушки и учебные принадлежности 1 час Формировать знания детей об игрушках и учебных принадлежностях, формировать обобщающие понятия «игрушки», «учебные принадлежности». Дидактические игры: «Чего не стало» [22] «Назовем одним словом»»[7]  «Разложи и расскажи»[20] -Пальчиковая гимнастика -Узнавание предметов в условиях шума -Расположение квадрата, круга, треугольника на листе бумаги - Обводка и штриховка геометрических фигур Понятия большой-маленький. Понятия «высокий-низкий», «выше-ниже», «одинаковые по высоте», «спереди-сзади». - Учить составлять описательные предложения, - формировать умение узнавать предмет по описанию
Осень. Признаки осени 1 час Формировать представления об осени, признаках осени. Дидактические игры: -«Что изменилось» [1] -«Назовем одним словом» [7] - «Найди и вычеркни» [34] - Пальчиковая гимнастика - Ориентировка в схеме собственного тела (по вертикали) геометрических фигур  Закрепление понятий «больше-меньше». Сравнение предметов по одному-двум признакам. Игра «Вверх-вниз» [61] - Составление предложений по сюжетной картинке
Овощи 1 час Формировать представления детей об овощах (форма, цвет, размер, вкус)  «Чудесный мешочек» Игра на внимание [65]  «Разложи и расскажи» [20] - д/и «Назовем одним словом» [7] -Пальчиковая гимнастика - Составление целого из частей - Штриховка Понятия «высокий» - «низкий», «одинаковые по высоте». Игра «Сравни овощи» [66] - Учить составлять описательные предложения, - формировать умение узнавать предмет по описанию
Фрукты 1 час Формировать представления детей о фруктах (форма, цвет, размер, вкус) «Чудесный мешочек» Игра «Поймай звук» (произношение слов со звуками «а, у, о») -д/и «Запомни и скажи правильно» - «Четвертый лишний и почему» -Пальчиковая гимнастика - Закрепление «правая-левая рука» - расположение «фруктов» на парте (вверху-внизу, справа-слева, посередине) Понятия «левое», «правое». Понятия «длинный» - «короткий», «одинаковые по длине». Понятия «далеко», «близко» («около», «рядом») Игра «Что где?» [68] - Учить составлять описательные предложения, - формировать умение узнавать предмет по описанию
Домашние животные   1 час Формировать представления о домашних животных, их внешнем виде, питании, месте обитания и их детенышах. - д/и «Найди отличия» [15] - д/и «Нелепицы» [5] - д/и «Парочки» [33]   -Пальчиковая гимнастика -Закрепление представлений «правая-левая рука» -д/и «Правый глаз» усвоение понятий справа-слева. [39] Понятия «длинный» - «короткий», «одинаковые по длине». Понятия «внутри», «снаружи». Игра «У кого какой длины хвост?» [81]  - Учить составлять описательные предложения, - формировать умение узнавать предмет по описанию - «Кто у кого» (дом.жив. и детеныши) [27] Использование глаголов звучания (мычит, мяукает, лает, хрюкает)
Дикие животные 1 час Формировать представления о диких животных, их внешнем виде, питании, месте обитания и их детенышах. - Выкладывание цветных полосок по образцу - «Хлопни, если услышишь» [35] -Пальчиковая гимнастика - д/и «Обезьянка» усвоение или автоматизация понятий справа-слева. [8] -Составление целого из частей Понятия «столько же», «одинаково», «поровну». Закрепление понятий «больше», «меньше». Уравнивание групп предметов Игра «Отсчитай столько же» [84] - Учить составлять описательные предложения, - формировать умение узнавать предмет по описанию - «Кто у кого» (дик.жив. и детеныши) [27] -д/и «Чья морда и чей хвост» [29]
Дом. Мебель. 1 час Формировать представления о видах домов, назначении комнат и предметах мебели. - д\и «Запомни и скажи правильно» [36] - Упр. «Раскрась вторую половину» [16] - «Что было сначала, а что потом» [37] - Пальчиковая гимнастика - д/и «Что изменилось» [1] - «Продолжи ряд» (ритмический рисунок) Ознакомление с цифрой 1. Слева, посередине, справа. Круг, квадрат. Игра «Назови предмет» [76] - Учить составлять предложение-описание. - Игра с мячом «Один-много»[26]
Посуда 1 час Формировать представления о посуде, видах посуды.  «Учимся правильно говорить» - «Кто лишний и почему» - «Найди отличия» [15] -Пальчиковая гимнастика - д\и «Перечисли все, что находится справа от тебя» - д/и «Кого загадали» [9] Цифра 2. Большой, маленький, поменьше, одинаковые. Треугольник. Игра «Сложи чашку» [75] - Учить составлять предложение-описание. - Игра с мячом «Один-много»[26]
Одежда. 1 час Формировать представления о видах одежды, выбирать одежду в соответствии со временем года.   - «Что под ладошкой» [10] - «Кто лишний и почему» - Упр. «Цифровая таблица» [17] -Пальчиковая гимнастика - «Перечисли все, что находится слева от тебя» - Обводка фигур и расположение их на листе справа от центра.   Цифра 2. Вчера, сегодня, завтра, далеко, близко. Игра «Положи столько же» [80] Учить называть предметы верхней одежды - д/и «Скажи наоборот» [28] - Учить составлять предложение-описание.
Обувь. 1 час Формировать представления об обуви, познакомить с отдельными деталями обуви. -«Что изменилось» Вариант-2 [1] -«Цепочка действий» [3] - упр. «Нелепицы» [5] -Пальчиковая гимнастика -д/и «Кого загадали» [9] -Разложи одежду и обувь справа и слева от себя Цифра 2. Короткий-длинный. Овал. Игра «Назови предмет» [78] - Учить составлять предложение-описание.
Зима. Признаки зимы. 1 час Формировать представления о зиме, признаках зимы. - «Запомни и воспроизведи» Вариант-1 [2] - «Игра в слова» [4] -«Хлопни, если услышишь…»[40] -Пальчиковая гимнастика -Составление целого из частей -«Перечисли все, что ты видишь слева от себя» Цифра 3. соотнесение цифры с количеством предметов. Игра «Назови приметы зимы» [93] - Составление предложений по сюжетной картинке  
Птицы. Зимующие птицы. 1 час Формировать представления о зимующих птицах, об условиях жизни птиц.   -«Запомни и воспроизведи» Вариант-2 [2] -упр. на простейшие умозаключения [6] - упр. «Птица – не птица» развитие внимания [18] -Пальчиковая гимнастика -«Лабиринт» с речевым сопровождением направлений -д/и «Что под ладошкой»[10] Цифры 1, 2, 3. Высокий-низкий. Игра «Не ошибись» [97] - Составление предложений по сюжетной картинке - «Назови ласково»
Жизнь животных зимой 1 час Формировать представления о жизни животных зимой -«Запомни и воспроизведи» [2] -д/и «Чего не стало» -д/и «Топ-Хлоп» развитие внимания, памяти [19] - Пальчиковая гимнастика -д/и «На параде» [11] -Продолжи рисунок Соотнесение количества предметов с цифрой. Сравнение чисел 3, 4. Игра «Отсчитай столько же» [84]  - Составление предложений по сюжетной картинке - Игра с мячом «Один-много»[26]

 

II полугодие

Тема

Окружающий мир Корекция высших психических функций (внимание, память, мышление) Пространственная ориентировка Мелкая моторика Графо-моторная координация Развитие элементарных математических представлений Развитие связной устной речи

Игры и забавы детей зимой.

1 час

Формировать представления о зимних явлениях в природе, о зимних играх и забавах детей. Дидактические игры: -«Парочки» [33] - «Простые аналогии» [43] - «Где, чей домик» [40]   Пальчиковые игры «На параде» [11] Продолжи рисунок Счёт по образцу. Сравнение смежных чисел. Установление равенства. Положение предметов по отношению к себе. Круг, овал. Игра «Снежки» [92] - Составление предложений со словами зима, сани, снежки.  

Транспорт. Наземный

1 час

Формировать представления о наземном транспорте. Дидактические игры: -«Что изменилось» [1] - «Запомни слова» [45] - «Загадки»   Пальчиковые игры Графические задания в тетради «Раскрась вторую половинку» [16] Цифра 4. Большой, поменьше, самый маленький. Игра «Гаражи и автомобили» [87] - Составление предложений по сюжетной картинке - «Сосчитай до пяти» (одна белая машина, две.…)

Транспорт. Воздушный

1 час

Формировать представления о воздушном транспорте. Дидактические игры: - «Найди отличия» [15] - «Порисуем» [41] - «На что это похоже?» [46] - «Чего не хватает?» [23] Пальчиковые игры Графические задания в тетради  «Найди по схеме» [42] Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4. Влево-вправо. Игра [87] - Составление предложений по сюжетной картинке  

Транспорт. Водный

1 час

Формировать представления о водном транспорте.   Дидактические игры: - «Имена» [47] - «Раскрась вторую половинку» [16] - «Задачи на составление заданной фигуры из определ. количества палочек» [48] Пальчиковые игры Графические задания в тетради  «Найди по схеме» [42] «Порисуем» [41] Закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4. Счёт по образцу. Сравнение чисел 3 и 4. далеко, близко. Игра [87] - «Продолжи предложения» - Составление предложений по сюжетной картинке  

Транспорт. Подземный.

1 час

Формировать представления о подземном транспорте.   Дидактические игры: - «Найди совпадения» [47] - «Запомни слова» [45] -«Парочки» [33]   Пальчиковые игры Графические задания в тетради  «Найди по схеме» [42] «Раскрась вторую половинку» [16] Соотнесение цифры с количеством предметов. Вверху, внизу, слева, справа, под. Игра [87] - Составление предложений по сюжетной картинке  

 Транспорт (обобщение).

1 час

Обобщение знаний о транспорте, видах транспорта Дидактические игры: - Упражнение на распределение внимания [38] - «Вспомни картинку» [49] - «Классификация» [50]   Пальчиковые игры Графические задания в тетради  «Найди по схеме» [42] Цифра 5. слева, посередине, справа. Сравнение, установление закономерностей. Игра «Водители и автобусы» [88] - «Перечисли, что может летать, ездить, плавать..» - Составление предложений по сюжетной картинке

Прощай, зимушка-зима

1 час

Систематизировать знания о зиме (пасмурное небо, серые тучи, идет снег, сугробы, холодный ветер, метель). Дидактические игры: - «Цифровая таблица» [17] - «Найди закономерность» [51] - «Вспомни картинку» [49] Пальчиковые игры Графические задания в тетради  «Ориентировка в пространстве» Цифра 5. Сравнение чисел 4 и 5. соотнесение формы предмета с геометрическими фигурами. - Исправление деформированных предложений

Семья.

2 часа

Формировать знания о себе и своей семье (имя, фамилия, возраст, домашний адрес, состав семьи). Дидактические игры: - «Простые аналогии» [43] - «Порисуем» [41] - «Перепутанные линии» [40]   Пальчиковые игры Графические задания в тетради  «Ориентировка в пространстве» [42] «Найди по схеме» Порядковые числительные. Ориентировка на листе бумаги. «Какая твоя мама?» (подбор прилагательных) - Назови имена и отчества: свое, брата, сестры, мамы, папы.

Комнатные растения.

1 час

Формировать представления о комнатных растениях (герань, фиалка, бегония), о частях комнатных растениях. Дидактические игры: - «Лишний» [52] - «Имена и настроения детей» [53] - Упражнение на распределение внимания[38] Пальчиковые игры Графические задания в тетради  «Ориентировка в пространстве» [42] Порядковые числительные. Сравнение знакомых предметов с геометрическими фигурами. Игра «В какой руке сколько» [101] «Назови ласково» - «Какой, какая, какие» [25] - Составление предложений по сюжетной картинке [20]

Птицы

1 час

Формировать представления о птицах, их образе жизни, питании. Дидактические игры: - «Классификация» [54] - «Порисуем» [41] - «Топ-Хлоп» [ 19 ]   Пальчиковые игры Графические задания в тетради  «Ориентировка в пространстве» [42]   Широкий, поуже, ещё уже, самый узкий. Игра «Сделай столько же» [98] - «Какой, какая, какие» [25] - Составление предложений по сюжетной картинке [20]

Весна. Признаки весны

1 час

Формировать представления о весне, о приметах весны (капель, снег рыхлый, ярче светит солнце, звонче поют птицы). Дидактические игры: -«Что изменилось» [1] - «Загадки» - «Перепутанные линии»[40]   Пальчиковые игры Графические задания в тетради  «Ориентировка в пространстве» Счёт по образцу. Цифры 1, 2, 3, 4, 5. соотнесение цифры с числом. Вчера, сегодня, завтра. Игра «Назови приметы весны» [95] - «Скажи наоборот» - Составление предложений по сюжетной картинке [20]

 Животные весной

1 час

Формировать представления о жизни животных зимой Дидактические игры: - «Орнамент» [55] - «Вспомни картинку» [49] - «Лишний» [52]   Пальчиковые игры Графические задания в тетради Игра «Вратарь» [56] Порядковые числительные. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой. - Составление предложений с заданным словом, с определенным количеством слов

Первые весенние цветы.

1 час

Формировать представления о первых весенних цветах (подснежник, мать-и-мачеха, медуница и т.д.) Дидактические игры: - «Цифровая таблица» [17] - «Парочки» [33] - «Классификация» [54]   Пальчиковые игры Графические задания в тетради  «Ориентировка в пространстве»   Установление соответствия между цифрой и количеством предметов. Игра «Сложи цветок» [96] - Составление рассказа по сюжетной картинке - Игра с мячом «Один-много»[26]

Труд людей весной.

1 час

Формирование представлений о видах труда людей весной Дидактические игры: - «Загадки» - «Парочки» [33] - «Перепутанные линии» [40] Пальчиковые игры Графические задания в тетради Игра «Вправо, влево прокати, только мяч не упусти» [57]   Порядковые числительные. Счёт по образцу. Установление соответствия между количеством предметов и цифрой.   - «Объясни словечко» (огород, рассада, пересадка) -«Назови ласково» (сад, огород, грядка, парник, яблоня)

Времена года (обобщение).

1 час

Обобщение знаний детей о временах года, их признаках и последовательности Дидактические игры: -«Парочки» [33] - «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек» [48] «Запомни и воспроизведи»[2] Пальчиковые игры Графические задания в тетради Игра «Мячик прыгает по мне – по груди и по спине» [58]   Порядковый счёт. Определение пространственного расположения предметов по отношению к себе.   - Игра с мячом «Один-много» [ 21] - Исправление деформированных предложений

Повторение

2 часа

Систематизировать и обобщить знания детей по всему пройденному материалу. Дидактические игры: - «Парочки» [33] - «Простые аналогии» [43] - «Где, чей домик» [40]     Пальчиковые игры Графические задания в тетради Игра «Справа, слева я стучу – перепутать не хочу!» [59] Соотнесение количества предметов с цифрой. Математическая загадка. Слева, справа. Игра «Посчитай» [105] - «Разложи и расскажи» (составление рассказа по серии картинок) - «Нелепицы» (послушай и исправь предложение)
             
             

Итого: 34 часа

Тематическое планирование групповых коррекционно-развивающих занятий 3 класс

I полугодие

Тема Окружающий мир Коррекция высших психических функций (внимание, память, мышление) Пространственная ориентировка Мелкая моторика Графо-моторная координация Развитие элементарных математических представлений Развитие связной устной речи

Обследование детей, комплектование групп для коррекционных занятий

Диагностика

2 часа

Наша школа 1 час Закрепить знания о зданиях школы, названиях и назначениях кабинетов в школе. Дидактические игры: «Запомни и воспроизведи» [2] «Нелепицы» [5] «Назовем одним словом» [7]   - Пальчиковая гимнастика «Ориентировка в пространстве» «Найди по схеме» [42]   Прямой и обратный счет от 1 до д10. Сравнение чисел. Игра «Скажи сколько чего» [69] - «Далеко, близко» [77] - Составление рассказа по сюжетной картинке - «Разложи и расскажи» [20]
Осень. Признаки осени 1 час Закрепить умение детей наблюдать за сезонными изменениями в природе, знания названия осенних месяцев и характерных признаков осени. Дидактические игры: -«Что изменилось» [1] - «Игра в слова» [4] - «Найди и вычеркни» [34] - Пальчиковая гимнастика - Штриховка геометрических фигур «Ориентировка в пространстве» «Найди по схеме» [42] Сравнение чисел в пределах 10. «Справа-слева» [12] «Раскрась вторую половинку» [16] - Составление рассказа по сюжетной картинке - «Разложи и расскажи» [20]
Овощи и фрукты 1 час Закрепить умение детей различать овощи и фрукты. - «Разложи и расскажи» [20] - д/и «Назовем одним словом» [7] «Топ-хлоп» [19] -Пальчиковая гимнастика - Составление целого из частей «Ориентировка в пространстве» «Найди по схеме» [42] Состав чисел из десятков и единиц. Сложение без перехода через десяток. Игра «Посчитай и назови» [64] «Что, где?» [68] Развитие умения составлять предложение с союзом «а», составлять рассказ по опорным картинкам.
Моя семья. 2 часа Закрепить знания о себе и своей семье (имя, фамилия, возраст, имена и отчества родителей и кем они работают, домашний адрес, состав семьи). Дидактические игры: - «Простые аналогии» [43] - «Порисуем» [41] - «Перепутанные линии» [40] Пальчиковые игры Графические задания в тетради  «Ориентировка в пространстве» «Найди по схеме» [42] Состав чисел из десятков и единиц. Вычитание без перехода через десяток. «Запомни и воспроизведи» [45] «Цифровая таблица» [17] «Какая твоя мама?» (подбор прилагательных) - Назови имена и отчества: свое, брата, сестры, мамы, папы.
Дом. Мебель. 1 час Уточнить и расширить представления об основных видах мебели, о ее частях. - д\и «Запомни и скажи правильно» [36] - Упр. «Раскрась вторую половину» [16] «Парочки» [33]   - Пальчиковая гимнастика - д/и «Кого загадали» [9] - «Порисуем» [41]   Состав чисел из десятков и единиц. Сложение и вычитание без перехода через десяток. «Далеко, близко» [77] «Продолжи ряд» «Назови предмет» [76]   Закрепить умение образовывать относительные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом. «Чего не хватает?» [23]
Осень. Поздняя осень. 1 час Уточнить и расширить представления детей об осени, ее признаках (дальнейшее уменьшение продолжительности дня, холодные дожди, заморозки и др.). Закрепить названия осенних месяцев. Дидактические игры: -«Что изменилось» [1] - «Найди отличия» [15] - «Кто за кем» [32] - Пальчиковая гимнастика - Ориентировка в схеме собственного тела «Найди по схеме» [42] Состав чисел из десятков и единиц. Сложение и вычитание без перехода через десяток. «Далеко, близко» [77] «Продолжи ряд» «Назови предмет» [76]   Закрепить умение составлять рассказ-сравнение.  - «Разложи и расскажи» [20]
Одежда. Обувь. 1 час Закрепить знания о названиях предметов одежды и обуви, их деталей, о назначении одежды и обуви в зависимости от времени года, об уходе за одеждой и обувью. - «Один-много» [26] - «Кто лишний и почему» - Упр. «Цифровая таблица» [17] -Пальчиковая гимнастика - «Перечисли все, что находится слева, справа от тебя» - Обводка фигур и расположение их на листе справа от центра. Сложение однозначных чисел переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа. «Игра на внимание» [60] - составление описательного рассказа - д/и «Скажи наобарот» [28] Закрепить умение образовывать относительные прил. и согласовывать их с сущ.
Домашние и дикие животные 1 час Уточнить и расширить представления о внешнем виде домашних и диких животных, о том, чем питаются, где живут, об их повадках; закрепить знания об их детенышах. - д/и «Парочки» [33] - упр. «Где, чей домик» [14] - «Запомни и воспроизведи» [45] - «Перепутанные линии» [40] -Пальчиковая гимнастика - д/и «Обезьянка» [8] -Составление целого из частей - «Орнамент» [55] Сложение однозначных чисел переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа. «Игра на внимание» [60] - Учить составлять рассказ-описание. - Игра с мячом «Один-много» [26] Закрепить умение образовывать притяжательные прилагательные от существительных, согласовывать их. 
Изменения в жизни растений и животных осенью 1 час Обогатить и уточнить представления детей об осенних изменениях в жизни растений и животных. Дидактические игры: -«Что изменилось» [1] -«Назовем одним словом» [7] - «Найди закономерность» [51] -Пальчиковая гимнастика -Составление целого из частей -«Перечисли все, что ты видишь справа, слева от себя» Сложение однозначных чисел переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа. «Игра на внимание» [60] - составление описательного рассказа - д/и «Скажи наобарот» [28] Закрепить умение образовывать относительные прилагательные и согласовывать их с сущ.
Бытовые приборы в нашем доме 1 час Закрепить знание детей о названиях и назначении бытовых приборов, о правилах безопасности при пользовании бытовыми приборами.   Выполнение заданного действия по звуковому сигналу - д\и «Запомни и скажи правильно» [36] - Упр. «Раскрась вторую половину» [16] - «Что было сначала, а что потом» [37]   -Пальчиковая гимнастика -Составление целого из частей -«Перечисли все, что ты видишь справа, слева от себя» Вычитание однозначных чисел переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа.  «Далеко, близко» [77] «Продолжи ряд» «Назови предмет» [76]   - составление описательного рассказа - д/и «Скажи наобарот» [28] Закрепить умение образовывать относительные прилагательные и согласовывать их с сущ.
Посуда 1 час Закрепить название и назначение чайной, столовой и кухонной посуды. - Различения звуков, которые издают музыкальные инструменты (слух. нимание) - «Хлопни, если услышишь» [35] -Пальчиковая гимнастика - д\и «Перечисли все, что находится справа от тебя» - д/и «Кого загадали» [9] Вычитание однозначных чисел переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа.  «Далеко, близко» [77] «Продолжи ряд» «Назови предмет» [76]   Закрепить умение образовывать относительные прил., сущ. в И. п. и Р.п. мн.ч., согласовывать прил. с сущ., сущ. с уменьшительно ласкательными суффиксами.
Зима. Признаки зимы. 1 час Уточнить и расширить представления детей о зиме, ее признаках (уменьшение продол. дня, снегопад, метель, вьюга, мороз и др.). Закрепить названия зимних месяцев. - «Запомни и воспроизведи» Вариант-1 [2] - «Игра в слова» [4] -«Хлопни, если услышишь…»[40]   -Пальчиковая гимнастика -Составление целого из частей -«Перечисли все, что ты видишь слева (справа) от себя» Вычитание однозначных чисел переходом через десяток путем разложения второго слагаемого на два числа.  «Далеко, близко» [77] «Назови предмет» [76] - Составление рассказа по серии сюжетных картинок - «Разложи и расскажи» [20]
Жизнь животных зимой. 1 час Уточнить и расширить представления детей о жизни животных зимой -«Запомни и воспроизведи» Вариант-2 [2] -упр. на простейшие умозаключения [6] «Назовем все предметы одним словом» [7] - упр. «Птица-не птица» [18] -Пальчиковая гимнастика -«Лабиринт» с речевым сопровождением направлений -д/и «Что под ладошкой»[10] Работа по таблице состава двузначных чисел (11-18). Вычисление остатка с помощью данной таблицы «Орнамент» [55] - Составление рассказа по сюжетной картинке - «Назови ласково» Закрепить умение образовывать существительные.
Хвойные и лиственные деревья и кустарники зимой 1 час Уточнить и расширить знания детей по теме. - «Запомни и воспроизведи» Вариант-3 [2] -упр. на установление логических связей [2] -д/и «Чего не стало» -д/и «Топ-Хлоп» [19] - Пальчиковая гимнастика -д/и «На параде» [11] -Продолжи рисунок Работа по таблице состава двузначных чисел (11-18). Вычисление остатка с помощью данной таблицы «Влево, вправо прокати, только мяч не упусти» [57]  - Составление рассказа по сюжетной картинке - Игра с мячом «Один-много» [26]

II полугодие

Тема Окружающий мир Коррекция высших психических функций (внимание, память, мышление) Пространственная ориентировка Мелкая моторика Графо-моторная координация Развитие элементарных математических представлений Развитие связной устной речи
Игры и забавы детей зимой. 1 час Уточнить и расширить знания детей о зимних явлениях в природе, о зимних играх и забавах детей. Дидактические игры: -«Парочки» [33] - «Простые аналогии» [43] - «Где чей домик» [40]   Пальчиковые игры Графические задания в тетради  «Ориентировка в пространстве» «Найди по схеме» [42] Счет в пределах 100 по единице и равными числовыми группами. Игра «Снежки» [92] - Составление рассказа по серии сюжетных картинок - «Разложи и расскажи» [20]
Водный и воздушный транспорт 1 час Закрепить знания детей о водном и воздушном транспорте и профессиях людей, работающих на транспорте. Закрепить умение сравнивать транспорт. Дидактические игры: -«Что изменилось» [1] - «Запомни слова» [45] - «Загадки»     Пальчиковые игры Графические задания в тетради  «Ориентировка в пространстве» «Найди по схеме» [42] Счет в пределах 100 по единице и равными числовыми группами. Игра «Снежки» [92] - Составление описательного, сравнительного рассказа по сюжетной картинке -«Сосчитай до …»
Городской наземный и железнодорожный междугородный транспорт. 1 час Закрепить знания о городском и междугородном, о подземном транспорте, о профессиях людей, работающих на транспорте. Закрепить умение сравнивать виды транспорта. Дидактические игры: - «Найди отличия» [15] - «Порисуем» [ 41 ] - «На что это похоже?» [ 46 ] - «Чего не хватает?» (у вертолета не хватает колеса и т.п.) [23] Пальчиковые игры Графические задания в тетради  «Ориентировка в пространстве»  «Найди по схеме» [42] Игра «Водители и автобусы» [88] «Гаражи и автомобили» [87] - Составление описательного, сравнительного рассказа по сюжетной картинке Учить образовывать сущ. И.п. и Р.п. мн.ч.
Машины, облегчающие труд людей 1 час Обобщить знания о профессиях людей, работающих на машинах, облегчающих труд людей. Дидактические игры: - «Имена» [47] - «Раскрась вторую половинку» [16] - «Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек» [48] Пальчиковые игры Графические задания в тетради  «Ориентировка в пространстве»  «Найди по схеме» [42] Игра «Водители и автобусы» [88] «Гаражи и автомобили» [87] - «Продолжи предложения» - «Разложи и расскажи» [20]
 Транспорт (обобщение). 1 час Обобщение знаний о транспорте, видах транспорта Дидактические игры: - Упражнение на распределение внимания [38] - «Вспомни картинку» [49] - «Классификация» [50]   Пальчиковые игры Графические задания в тетради  «Ориентировка в пространстве» «Найди по схеме» [42] Игра «Водители и автобусы» [88] «Гаражи и автомобили» [87] - «Перечисли, что может летать, ездить, плавать..» - Составление описательного, сравнительного рассказа по сюжетной картинке
День защитника отечества 1 час Уточнить и расширить словарь детей по данной теме. Дидактические игры: - «Парочки» [33] - «Простые аналогии» [43] - «Вратарь» [56] - «Цепочка действий» [3] «Орнамент» [55] Игра «Сосчитай и назови военную технику» [91] «Военный парад» [103] Число 0 как компонент сложения. «Сосчитай и назови военную технику» [91] Закрепить умение составлять рассказ. - «Разложи и расскажи» [20]
Прощай, зимушка-зима 1 час Систематизировать знания о зиме (пасмурное небо, серые тучи, идет снег, сугробы, холодный ветер, метель, уменьшение продолжительности дня, морозы, снегопады и т.д.) Дидактические игры: - «Цифровая таблица» [17] - «Найди закономерность» [51] - «Вспомни картинку» [49]   Пальчиковые игры Графические задания в тетради  «Ориентировка в пространстве» Понятия «столько же», «больше (меньше) на несколько единиц» «Запомни и воспроизведи» [2] - Исправление деформированных предложений. Закрепить умение образовывать относит. прил. и соглас. их с сущ.
Комнатные растения. 1 час Уточнить и расширить представления о комнатных растениях, о частях комнатных растениях. Учить ухаживать за комнатными растениями. Дидактические игры: - «Лишний» [52] - «Имена и настроения детей» [53] - Упражнение на распределение внимания 38] Пальчиковые игры Графические задания в тетради  «Ориентировка в пространстве» Простые арифметические задачи на увеличение чисел на несколько единиц «В какой руке сколько» [101] - «Какой, какая, какие» [25] - Составление описательного, сравнительного рассказа по сюжетной картинке
Перелетные птицы 1 час Расширить представления о перелетных птицах, познакомить с их жизнью и значением их для людей.  Дидактические игры: - «Классификация» [54] - «Порисуем» [41] - «Топ-Хлоп» [19] - «Я – робот» [13] Пальчиковые игры Графические задания в тетради Папка дошкольника «Ориентировка в пространстве» - задание на   Простые арифметические задачи на увеличение чисел на несколько единиц «Не ошибись» [97] - «Какой, какая, какие» [25] - Составление описательного, сравнительного рассказа по сюжетной картинке
Весна. Признаки весны 1 час Закрепить знания о весне (увеличение продолжительности дня, таяние снега, набухание почек, распускание листьев, цветение растений). Закрепить название весенних месяцев. Дидактические игры: -«Что изменилось» [1] - «Загадки» - «Перепутанные линии» [40] «Правый глаз» [39] Пальчиковые игры Графические задания в тетради  «Ориентировка в пространстве» «Обезьянки» [8] Простые арифметические задачи на уменьшение чисел на несколько единиц «Сделай столько же» [94] - «Скажи наоборот» - Составление рассказа по сюжетной картинке
 Животные весной 1 час Уточнить представления детей по теме (появление насекомых, возвращение перелетных птиц). Закрепить название весенних месяцев. Дидактические игры: - «Орнамент» [55] - «Вспомни картинку» [49] - «Лишний» [52]   Пальчиковые игры Графические задания в тетради Игра «Вратарь» [56] Простые арифметические задачи на уменьшение чисел на несколько единиц «В гостях у белочки» [83] - «Разложи и расскажи» [20]
Первые весенние цветы. Садовые цветы 1 час Формировать представления о первых весенних цветах (подснежник, мать-и-мачеха, медуница и т.д.) Обобщить знания о садовых цветах. Дидактические игры: - «Цифровая таблица» [17] - «Парочки» [33] - «Классификация» [54] - «Игра в слова» [4] Пальчиковые игры Графические задания в тетради  «Ориентировка в пространстве»   Различия между прямой, лучом, отрезком. «В какой руке сколько» [98] Игра «Посчитай» [105]   - Составление рассказа по сюжетной картинке - Игра с мячом «Один-много»[26]    
Насекомые 1 час Расширить и уточнить знания о насекомых, их характерных признаках, о том какую пользу они приносят людям. «Топ-хлоп» [19] «Найди и вычеркни» [31] «Запомни и воспроизведи» [45] «Нелепицы» [5] «Найди по схеме» [42]

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow