Политическая мысль в России XI - ХIV вв

Генезис русской политической мысли принято связывать с возникновением и развитием Древнерусского государства (к. IX – п.п.X в.). Начальный этап – влияние языческого мировоззрения, затем – принятие христианства (православия по образцу Византии – отсюда проблема цивилизационной идентичности). В «Повести временных лет» (Нестор, 986 г.) подчеркивается благотворное воздействие христианизации Руси, византийской традиции, патриархальности, принципа цезарепапизма (совмещение светской и духовной власти в лице государя).

Первый русский политический трактат - «Слово о Законе и Благодати» (XI в. - период правления Ярослава Мудрого) отвергает претензии Византии на старшинство.

Политическая программа Вл. Мономаха (1053 - 1125) сформулирована, в основном, в его «Поучении детям» и пр., где он призывал к сохранению Руси как централизованного государства. 

Монгольское нашествие нарушило нормальный ход развития русского общества, что во многом определило характер дальнейших политических идей в истории России.

                                                                     

Политическая мысль в России в ХV – п. п. ХVII вв.

Начиная с XIV в. центр общественной и политической жизни, а также культуры переносится на Север, где ведущую роль начинают играть Москва, Тверь, феодальные республики Новгорода и Пскова. Главная тема произведений начала этого периода («Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли», «Сказание о граде Китеже», «Житие Михаила Черниговского») – освобождение Руси от иноземных захватчиков. Куликовская битва (1380), а затем Великое противостояние на Угре (1480) стали решающими событиями в обретении статуса суверенности Московским государством. В период великих княжений Ивана III (1462-1505) и Василия (1505-1533) произошло преодоление феодальной раздробленности и объединение земель вокруг Московского княжества. Брак Ивана III с византийской царевной Софьей Палеолог принес Руси герб (двуглавого орла), произошло впервые венчание на царство. Начало XV в. - время подъема национального сознания («Задонщина») и религиозных споров. 

Появилось два течения: «нестяжателей» и «иосифлян». Главная идеология «нестяжателей.» - отказ церкви от богатств, светская и духовная власти должны иметь свои сферы деятельности. Стяжательская позиция, заключавшаяся в том, что церковь должна иметь владения, возобладала. 

После захвата турками Царьграда в 1453 г. в русском обществе формируется идея о перемещении политического и духовного центра восточно – христианских стран и народов в Москву. Окончательно эта идея была оформлена в посланиях старца Филофея (в 1520-30 гг.) – Москва стала «Третьим Римом», а четвертому - «не бывать».

Иван IV утвердился в идее деспотического режима. Резко ограничил роль церкви, использовал ее в своей борьбе, на территории опричнины брал на себя функции церкви. Подданные должны безраздельно находиться во власти царя. Вид и меру наказания определяет не закон, а царь. Ивану IV противостояла дворянская и боярская оппозиции.

XVII в. для России – во многих отношениях переход к новому времени. Начался он голодными годам и Смутой.

Новые тенденции при воцарении Романовых - усиление самодержавной власти, быстрый территориальный рост (Сибирь, Дальний Восток, ряд польских земель). Преобладала идея превосходства самодержавия над церковью, реализовавшаяся в «Соборном уложении» (1649 г.), подтвердившем статус царя как абсолютного монарха.        

        


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: