Первые политологические исследования в России начались в период перестройки 1986 – 1991 гг. В российский политический анализ входят западные модели. В противовес тоталитарному обществу выдвигается модель плюралистической демократии.
Основные исследовательские направления:
- Изучение политических партий и движений, которое началось со становлением российской многопартийности.
- Исследование избирательных процессов и процедур, разработка понятия «электорат».
- Исследование групп интересов и политических элит.
- Политическая регионалистика.
- Геополитика.
- Философия политики.
|
|
|
|
? Вопросы для самопроверки
- В чем состояли политические учения Древнего Востока?
- Каковы особенности политических идей Древней Греции и Древнего Рима?
- В чем заключалось деление государств по Платону?
- Кто ввёл в оборот само слово «политика», считая ее главной из всех наук, целью которой является достижение блага для всех?
- Кто выделил три правильные (монархия, аристократия и полития) и три неправильные формы государственного устройства (тирания, олигархия и демократия)?
- Кто выдвинул и обосновал идею всемирного господства христианства, подчинение ему государства, светских начал, в том числе науки?
- Какие течения политической мысли в России возникли в начале XIX века?
Задания и упражнения
- Объясните, почему Н. Макиавелли считается родоначальником западной политической науки?
- В чем смысл договорной теории государства?
- На Ваш взгляд, чьи выводы (Т. Гоббса, Дж. Локка и Ж.Ж. Руссо) на сущность государства прошли проверку временем?
- В чем суть концепций правового государства И. Канта и Г.Гегеля?
- Назовите этапы эволюции политической мысли в России:
Темы докладов и рефератов
1. Различия в понимании политической природы государства у мыслителей Древнего Китая и Индии.
2. Отличие трактовки государства Аристотеля от трактовки Платона.
3. Религиозный характер политических идей Средневековья.
4. Влияние идей Французского Просвещения на развитие политической мысли в России.
5. Либеральные политические идеи в России.
6. Основные идеи русского консерватизма.
Основная литература
1. Антология мировой политической мысли: В 5 т. – Т.1: Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. – М., 1997.- 832c.
2. Исаев И.А., Золотухин Н. М. История политических и правовых учений России ХI -ХХ вв. / И.А. Исаев, Н.М. Золотухин - М., 1995.- 378c.
3. История политических и правовых учений: Учебное пособие. / Под ред. Нерсесянца В.С.4-е изд. – М., 2004.- 944c.
4. Кравченко А.И. Политология: учебник. / А.И.Кравченко – М: Проспект, 2009.- 448с. С.80-119.
5. Политология: учебник для студентов вузов / Под ред. В.Н. Лавриненко. – 3-е изд. перер. и дополн. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 591 с. С.30-90, 92-176.
6. Мухаев Р.Т. Политология: учебник для студентов вузов / Р.Т. Мухаев. 3-е изд. перер. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 495с. С.35-63.
|
|
Дополнительная литература
- Аквинский Фома. О правлении государей. // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе VI – XVII вв. – M., 1990. - 154c.
- Алмонд Г., Верба С. Гражданская культура и стабильность демократии // Полис. – 1992. – № 4.
- Бердяев Н.А. Судьба России. / Н.А. Бердяев. – М., 1990.- 212 c.
- Бжезинский З. Великая шахматная доска. / З. Бжезинский. – М., 1998.-191c.
- Боден Ж. Шесть книг о государстве. // Антология мировой философии: В 4 т. – Т.2. – М., 1970.
- История политических и правовых учений: Хрестоматия. - М., 1996.
- История политических и правовых учений: Электронная хрестоматия./ Составитель М.Н. Грачев.// Режим доступа: http://grachev62.narod.ru/hrest
- Макиавелли Н. Государь. / Н.Макиавелли. - М., 1990.- 84c.
Тема 3. Политическая культура и гражданское общество
3.1. Политическая культура.
Активная разработка идей политической культуры в западной политологии началась в 50-х гг. ХХ века. Это было связано с необходимостью вовлечения массового пассивного населения в активную политическую деятельность. Как правило, политическое участие масс наталкивалось на низкий уровень политической культуры населения, что порождало политическую напряженность почти во всех западных странах. Приоритет в разработке идей политической культуры принадлежит американскому ученому Г. Алмонду, который определял политическую культуру как особый образец ориентаций на политические действия. Г. Алмонд и его коллеги С. Верба, Л. Пай, Дж. Пауэлл в анализе политической культуры использовали функциональный подход с позиций которого политическая культура преимущественно рассматривалась как психологический феномен.
Выделяют следующие подходы к определению политической культуры:
местные ценности (клана, племени, рода) и может проявляться в форме местного патриотизма, семейственности и т.д. Индивид, как правило, маловосприимчив к глобальной политической культуре и не выполняет конкретных политических ролей. Данный тип политической культуры характерен для молодых независимых государств, в которых политическая культура представлена наслоением местных субкультур.
Однако идеальные типы политической культуры в чистом виде на практике не встречаются, они сосуществуют или вытесняют друг друга. Согласно концепции Г. Алмонда и С. Вербы, политическая культура в исследованных ими странах (США, Италия и др.) представляет собой смешанную политическую культуру, которую они назвали культурой гражданственности. Индивид в этом случае: -осознано оценивает деятельность национального правительства, - проявляет высокий интерес к его работе, - обладает чувством гордости за политические институты нации, - рассчитывает на оказание ему внимательного отношения со стороны официальных лиц, - открыто и лояльно выражает оппозиционные настроения, - с удовольствием участвует в политических событиях и т.д. Еще одной из характеристик гражданской политической культуры является то, что ее носители могут быть пассивными до тех пор, пока действия власти их устраивают. Как только власти предпримут непопулярные действия, ущемляющие права граждан, ранее пассивные граждане могут открыто и активно выступить против действий властей.
Структура политической культуры:
убеждения – это некая система идеальных представлений о том, к чему нужно стремиться.
технологии управления, идеологии как теоретической системе. На базе знаний соответствующим образом действуют учреждения, партии. § Политические чувства, вызываемые социально-политическими процессами и экономическими результатами § Социальные нормы, определяющие направленность и границы политического поведения (мораль, традиции, обычаи, право). § Религиозное мировоззрение как нравственная основа политики, система верований и предрассудков.
Выделяют три уровня политической культуры:
Исходя из этого политическую культуру можно определить как совокупность ценностей, установок, убеждений, ориентаций и выражающих их символов, которые являются общепринятыми и служат упорядочению политического опыта и регулированию политического поведения всех членов общества. Она включает в себя не только политические идеалы, ценности и установки, но и действующие нормы политической жизни.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Сейчас читают про:
|