Методика № 11
Дидактическая игра № 1 "Посмотри книжку, посмотри картинки" (параметры 1)
Цель: выяснить стремление ребенка рассматривать иллюстрации, рисунки, произведения народного декоративного искусства.
Инструкция к выполнению: взрослый предлагает ребенку посмотреть новые картинки.
Методический комментарий: стремление ребенка рассматривать иллюстрации, рисунки, произведения народного декоративного искусства фиксируется в таблице.
Ребенок с интересом рассматривает картинки и книги - 1 балл.
Ребенок рассматривает картинки и книжки после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок не долго разглядывает картинки и книги - 0,25 балла.
Ребенок смотрит на картинки и отвергает их - 0 баллов.
Методика № 11
Дидактическая игра № 2 "Послушай музыку" (параметр 2)
Цель: выяснить способность ребенка с интересом воспринимать народную музыку, колыбельные, звуки музыкальных инструментов.
Инструкция к выполнению: взрослый предлагает ребенку послушать музыку.
Методический комментарий: способность ребенка с интересом воспринимать народную музыку, колыбельные, звуки музыкальных инструментов фиксируется в таблице.
|
|
Ребенок с интересом слушает музыку - 1 балл.
Ребенок внимательно слушает музыку после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок не долго слушает музыку - 0,25 балла.
Ребенок не реагирует на музыку и продолжает заниматься своим делом - 0 баллов.
Методика № 11
Дидактическая игра № 3 "Подержи свирели" (вариант 3)
Цель: выяснить способность ребенка рассматривать и обследовать прикосновением пальчиков различные по цвету и фактуре игрушки, испытать их на звучание и прочность.
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают подержать игрушку, которая ему понравилась.
Методический комментарий: способность ребенка рассматривать и обследовать прикосновением пальчиков различные по цвету и фактуре игрушки, испытать их на звучание и прочность фиксируется в таблице.
Ребенок с интересом рассматривает новую игрушку - 1 балл. Ребенок внимательно рассматривает новую игрушку после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок начинает стучать новой игрушкой - 0,25 балла.
Ребенок не реагирует на появление новой игрушки - 0 баллов.
Методика № 11
Дидактическая игра № 4 "Послушай музыку и потанцуй" (параметр 4)
Цель: выяснить способность ребенка активно двигать конечностями во время звучания музыки, имитировать танцевальные движения.
Инструкция к выполнению: взрослый предлагает ребенку послушать музыку и потанцевать.
Методический комментарий: способность ребенка активно двигать конечностями во время звучания музыки, имитировать танцевальные движения фиксируется в таблице.
|
|
Ребенок под музыку приседает, пружинит, ритмично поворачивается в разные стороны - 1 балл.
Ребенок танцует после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок начинает двигаться с помощью взрослого - 0,25 балла.
Ребенок активно не реагирует на веселую музыку - 0 баллов.
Методика № 11
Дидактическая игра № 5 "почитай книжку" (параметр 5, 6)
Цель: выяснить способность ребенка вслушиваться и реагировать на слова, интонацию голоса взрослого при чтении сказок, стишков, «потешек» и т.п.; повторять звуки и слова; узнавать знакомых героев, принимать активное участие в сюжетно-ролевой театрализованной игре; самостоятельно выполнять определенные образные движения, имитировать движения и действия героев.
Инструкция к выполнению: взрослый предлагает почитать любимую книжку малыша.
Методический комментарий: способность ребенка вслушиваться и реагировать на слова, интонацию голоса взрослого при чтении сказок, стишков, «потешек» и т.п.; повторять звуки и слова; узнавать знакомых героев, принимать активное участие в сюжетно-ролевой театрализованной игре; самостоятельно выполнять определенные образные движения, имитировать движения и действия героев фиксируется в таблице.
Ребенок активно реагирует на чтение знакомой книги - 1 балл.
Ребенок реагирует после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок слушает книжку спокойно и не всегда включается в игру - 0,25 балла.
Ребенок невнимательно слушает и не дослушает до конца - 0 баллов.
Методика № 11
Дидактическая игра № 6 "Я все умею сам" (параметр 7)
Цель: выяснить способность ребенка самостоятельно есть, ложиться спать, садиться за стол и выходить из-за него, использовать основные орудия.
Инструкция к выполнению: ребенку предлагают самостоятельно выполнять бытовые действия, потому что она уже большая.
Методический комментарий: способность ребенка самостоятельно есть, ложиться спать, садиться за стол и выходить из-за него, использовать основные орудия фиксируется в таблице.
Ребенок все выполняет самостоятельно - 1 балл.
Ребенок проявляет самостоятельность после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок обращается за помощью к взрослому - 0,25 балла.
Ребенок ждет, когда взрослый будет с ней все делать - 0 баллов.
Методика № 11
Дидактическая игра № 7 "Маленький художник" (параметры 8)
Цель: выяснить способность ребенка рисовать вертикальные и горизонтальные линии.
Инструкция к выполнению: ребенку дают карандаш и бумагу, предлагают порисовать.
Методический комментарий: способность ребенка рисовать вертикальные и горизонтальные линии самостоятельно фиксируется в таблице.
Ребенок чертит самостоятельно - 1 балл.
Ребенок чертит после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок обращается за помощью к взрослому - 0,25 балла.
Ребенок ожидает, когда взрослый будет чертить ее рукой - 0 баллов.
Методика № 11
Дидактическая игра № 8 "Послушай музыку" (параметр 9)
Цель: выяснить повышенный интерес ребенка к приемнику, телевизора, магнитофона как источников разнообразной музыки.
Инструкция к выполнению: взрослый показывает, что можно включить приемник, чтобы послушать музыку.
Методический комментарий: повышенный интерес ребенка к приемнику, телевизора, магнитофона как источников разнообразной музыки фиксируется в таблице.
Ребенок проявляет интерес к магнитофону - 1 балл.
Ребенок проявляет интерес к магнитофону после стимуляции - 0,5 балла.
Ребенок обращается за помощью к взрослому, чтобы включить телевизор или магнитофон - 0,25 балла.
Ребенок желает включать и выключать кнопки - 0 баллов.
Таблица 3.2.
Результаты наблюдения и количественной оценки физического и психического развития ребенка второго года жизни
№ п / п | Уровни Линии развития | Высокий уровень | Достаточный уровень | Средний уровень | Низкий уровень |
1. | Физическое развитие | 45-40 | 39-35 | 33-28 | 27-22 |
общий моторный | 26 | 23 | 20 | 17 | |
мелкая моторика | 19 | 17 | 13 | 10. | |
2. | Эмоционально-социальное развитие | 52-48 | 49-42 | 40-36 | 34-30 |
контактные отношения | 18 | 17 | 14 | 12 | |
навыки самообслуживания | 18 | 17 | 14 | 12 | |
навыки поведения | 16 | 15 | 12 | 10. | |
3. | Познавательное развитие | 35-30 | 29-24 | 23-18 | 17-12 |
Сенсорное развитие | 21 | 19 | 17 | 15 | |
навыки игры | 14 | 12 | 10. | 8 | |
4. | Развитие речи | 16-15 | 14-13 | 12-11 | 10-9 |
понимание речи | 11 | 9 | 7 | 5 | |
активное вещание | 5 | 4. | 3 | 3 | |
5. | Экологическое развитие | 12-11 | 10-9 | 8-7 | 6-5 |
6. | Художественно-эстетическое развитие | 10-9 | 8-7 | 6-5 | 4-3 |
Всего баллов | 170-160 | 150-130 | 120-100 | 90-80 |
|
|
Обобщенные выводы по результатам наблюдения психологов, педагогов, родителей психологического и физического развития детей второго года жизни
Высокий уровень:
- Психическое и физическое развитие (указать возраст) ребенка в естественных условиях протекает с опережением на......... месяцев, что соответствует возрастной норме.
Достаточный уровень:
- Психическое (познавательный, речевой и др.) и физическое развитие (указать возраст) ребенка в естественных условиях протекает соответственно возрастной норме;
- Психическое (познавательный, речевой и др.) и физическое развитие (указать возраст) ребенка в естественных условиях протекает в пределах возрастной нормы.
Средний уровень:
- Физическое развитие (указать возраст) ребенка в естественных условиях протекает в пределах возрастной нормы, а психическое развитие (познавательный, речевой и др.) ребенка с небольшой задержкой на........ месяцев;
- Незначительная задержка темпов развития психических (языковых и др.) и моторных функций в (указать возраст) ребенка на........ месяцев, в пределах возрастной нормы;
- Незначительная задержка темпов развития моторных функций в (указать возраст) ребенка на........ месяцев, в пределах возрастной нормы;
- Незначительная задержка темпов развития психических и речевых функций в (указать возраст) ребенка на........ месяцев, в пределах возрастной нормы.
|
|
Низкий уровень:
- Незначительное отставание в психическом, речевом и физическом развитии (указать возраст) ребенка в естественных условиях обусловлено........... (указывается медицинский диагноз);
- Значительное отставание в психическом, речевом и моторном развитии (указать возраст) ребенка в естественных условиях обусловлено........... (указывается медицинский диагноз);
- Выраженное отставание в психическом, речевом и моторном развитии (указать возраст) ребенка в естественных условиях обусловлено........... (указывается медицинский диагноз);
- Глубокое отставание в психическом, физическом и речевом развитии (указать возраст) ребенка в естественных условиях обусловлено........... (указывается медицинский диагноз).