Цель занятия: выяснить сущность и специфику функционально-аксиологических, творческих, антропологических и игровых и этнологических, духовно-психологических, семиотических, эстетических, коммуникативных оснований культуры.
Основные понятия: миф, вера, религия, духовность, ценность, способность, одаренность, талант, гениальность, этнос, нация.
Время: 1,5 часа
Вопросы для обсуждения:
1. Миф как социокультурный феномен и культурфилософская проблема.
2.Религия как социокультурный феномен и духовное основание культуры.
3. Функционально-аксиологические и эстетические основания культуры.
4. Способность, одаренность, талант, гениальность: понятия и условия развития.
5. Национальная культура и национальные ценности.
Темы докладов (рефератов):
1. Миф как феномен культуры: история и современность.
2. Особенности религии как феномена культуры и ее роль в совоременной культуре.
3. Антропологические функции ценностей и их социокультурное значение.
4. Ценностное содержание духовной культуры.
|
|
5. Антропоцентристская и сциентоцентристская концепции развития культуры.
6. Феномен духовности и его значение в культуре.
7. Вера как духовный феномен.
6. Дух и душа как духовные феномены.
7. Творчество как условие развития культуры.
8. Национальная и этническая культуры: проблема взаимосвязи.
9. Способность, одаренность, талант, гениальность в контексте хореографического искусства.
10. Условия и предпосылки хореографического творчества.
11. Проблемы развития хореографического искусства в контексте культурной политики Российской Федерации.
Ход проведения:
Отвечая на первый вопрос особое внимание следует обратить на особенность мифологии как формы сознания, специфику мифологического осмысления мира. В частности, необходимо рассмотреть такие мифологические образы, как демиург и культурный герой, которые хаос превращают в порядок, на особенности мифологического сознания, на его роль в современной цивилизации.
Говоря о религии как феномене культуры, нужно обратить внимание на ее отличие от мифологии, роль в духовной культуре общества, проблемы ее функционирования в современном мире.
Третий вопрос нужно начать с определения понятия ценностей и их роли в культуре. Как известно, ценности составляют основу любой культуры. Именно они определяют ее направленность, место человека в культуре и обществе, смысл жизнедеятельности личности. В широком смысле слова ценность – это способность и возможность какого-либо предмета или явления удовлетворять человеческие потребности. В узком смысле слова ценность прежде всего используется для обозначения духовных феноменов – идеалов, желаемой цели и тому подобное; то есть того, что имеет особую социально-культурную или личностную значимость для самореализации человека в обществе и прогрессивного развития общества в целом. Именно система духовных ценностей является тем стержнем культуры, который определяет ее характер и розвиток. Цененость связана с процессом оценки, в который входят такие элементы, как субъект, объект, критерии и сам процесс оценивания. Кроме того, необходимо выделить основные группы ценностей, определяющих культурную жизнь.
|
|
Функциональный подход к изучению феноменов культуры заключается прежде всего в выяснении того, каким образом они могут и удовлетворяют человеческие потребности. С функциональным подходом связан аксиологический, поскольку ценность любого феномена культуры заключается прежде всего в его функциональном значении.
Ценности взаимосвязаны с понятием эстетического – особым субъект-объектным отношением, которое сопровождается удовольствием, гедонистическими чувствами, ощущением и переживанием прекрасного и тому подобное; то есть выражает предметность или иной феномен как самодостаточную ценность, воспринимается как красота.
Понятие эстетического связано с восприятием прекрасного как в искусстве, так и в жизни, в окружающем мире. Важным феноменом, сочетает художественное и эстетическое является художественное восприятие, которое имеет 4 составляющие: чувственное восприятие, анализ и осмысление, оценку, переживание.
Отвечая на четвертый вопрос, следует раскрыть смысл таких понятий, как способность, одаренность, талант, гениальность, имеющих сущностную связь с понятием творчества. Общепринято считать, что способность – это индивидуальное свойство личности, позволяющее ей эффективно решать соответствующие проблемы и соответствующим образом преобразовывать действительность. Одаренность – особое, качественно-своеобразное сочетание способностей, характеризующее личность как особо предрасположенную к определенному виду деятельности, на более высоком уровне, чем большинство людей. Талант – сочетание выдающихся способностей личности, обусловливающих особенно успешное, самостоятельное и оригинальное воплощение какой-либо деятельности, получение новых, нестандартных результатов. Гениальность – высшая степень талантливости человека, результаты творчества которого имеют эпохальную значимость для всего человечества. При этом нужно привести соответствующие примеры.
Отвечая на пятый вопрос, необходимо отметить, что особое значение в современной культуре имеют национальные ценности, которые обеспечивают формирование национальной культуры и связаны с развитием демократических основ общества, гражданским обществом, правами и свободами личности. Необходимо определить понятия этнос, нация, национализм, национальная идея, этническая идентичность, национальный характер и выяснить их взаимосвязь с культурой. Необходимо также обратить внимание на отличие ценностей национальной и этнической культур, исходя из понятий нации и этноса.
Необходимое оборудование и материалы:
Помещения для проведения семинарских занятий должны быть оснащены компьютерной техникой для демонстрации презентаций.