Стоическая философия, ее основные идеи, этапы и представители

Стоици́зм — философская школа, возникшая в Афинах ок. 300 г. до н. э. во времена раннего эллинизма и сохранившая влияние вплоть до конца античного мира. Именование получила по названию Расписной стои – беседки с колоннами, где основатель стоицизма Зенон Китийский впервые самостоятельно выступил в качестве учителя.

Древняя стоя: III—II века до нашей эры. Основатель Зенон Китийский, Клеанф и Хрисипп. Древняя Стоя зовется греческой, поскольку учение не выходило из страны. Когда умерли наставники, их дело перешло ученикам. Среди них: Диоген Вавилонский, Кратет Малльский

Средняя стоя (стоический платонизм): II—I века до нашей эры. Представители: Панетий Родосский и Посидоний.

Поздняя стоя (римский стоицизм): I—II века н. э. В Риме пошло дальнейшие развитие учения. Самые именитые представители этого периода времени – Сенека, Марк Аврелий Эпиктет.

Принципы учения. Стоитическая философия отводит особое место душе – центру и носителю познания. В отличие от современного понимания, она воспринималась материальной частью мира. В некоторых случаях, душу обозначают пневмой – соединением воздуха с огнем. Разум – центральная часть души, в нем заложена способность к логическим размышлениям и всему, что определяет работу психики. Разум – связующее звено человека с миром. Каждый человек связан с мировым Разумом и является его частью. Часть подчиняется целому, значит мир постоянно диктует нам свою волю. Жизнь человека – частичка в смерче пыли, она ничего не значит, все предопределено.

«Желающего судьба ведет, нежелающего тащит».

Зная, что от человека ничего не зависит, он освобождается от волнений и тревог. Идеальное состояние –апатия или бесстрастие. Счастье стоиков в том, что человек полностью безразличен к поворотам судьбы, какими бы они не были.

Сенека – стоик из рима, был наставником нерона, сына императора, одного из самых кровавых императоров потом. Все, что с нами случается, от нас не зависит, кроме нашей души и отношения к происходящему. Внутренний мир полностью в нашей власти. Проповедывал равенство людей и космополитизм. Совесть – важнейшее качество человека. Главная награда добродетели – чистая совесть, наказание порока – муки совести.

Учение стоиков базируется на трех науках: Физике;Этике;Логике.

Физика –Все процессы контролируются и управляются согласно законам Разума. Признак существования согласно стоицизму – способность действовать, или бездействовать. Ей обладают только тела.

Логика в стоицизме – это познание внутреннего и внешнего диалога. Верные теоретические выводы. Каждое следующее утверждение опровергает предыдущее. Риторика и диалектика главные учения стоиков. Также было учение о понятиях и умозаключениях, и учение о знаках. Стоики развили теорию логического вывода.

Этика. Этические рассуждения стоиков основаны на чувстве долга. Совершенство достигается в жизни по законам природы и покорности судьбе. Человек может сделать мир совершенным внутри собственной личности, через гордость и стремление жить по законам морали. Особенное место стоики выделили познанию страстей и их подчинению. Через познание и следование долгу достигается внутренняя свобода.

Античный скептицизм.

Скептомаи глагол – я сомневаюсь. скептицизм – философия сомнения. Античный скептицизм, как вся эллинистическая философия, ставила прежде всего этические вопросы, считая главным решение проблемы, как жить в этом мире, как добиться счастливой жизни.

Скептицизм противоречив по своей природе, одних он побуждал к углубленному поиску истины, а других — к воинствующему невежеству и аморализму.

Основателем скептицизма был Пиррон. в юности был живописцем, затем увлекся философией. После встречи в Индии с мудрецами-аскетами, восхитился их безразличием к любым тревогам. Это стало основой его философии.

Согласно учению Пиррона, философ — человек, который стремится к счастью. Оно, по его мнению, заключается только в невозмутимом спокойствии, сочетающемся с отсутствием страдания.

Тот, кто желает достичь счастья, должен ответить на три вопроса:

1)из чего состоят вещи; 2)как следует к ним относиться; 3)какую выгоду мы в состоянии получить из нашего отношения к ним.

Пиррон полагал, что на первый вопрос нельзя дать никакого ответа, как нельзя и утверждать, что нечто определенное существует. Более того, всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение. Изостения – равносилие различных высказываний.

Пиррон вывел ответ на второй вопрос: философское отношение к вещам состоит в воздержании от любых суждений. Это объясняется тем, что наши чувственные восприятия хотя и являются достоверными, но не могут быть адекватно выражены в суждениях. Этот ответ предопределяет и ответ на третий вопрос: польза и выгода, вытекающая из воздержания от всякого рода суждений, состоит в невозмутимости или безмятежности. Такое состояние, называемое атараксией, базирующейся на отказе от знаний, рассматривается скептиками как высшая ступень блаженства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: