Какие идеи сформировались в русской философии под влиянием православия?

Как Россия должна развиваться, с точки зрения западников?

Чем взгляды славянофилов на исторический путь России отличались от западников?

Чем взгляды народников отличались от взглядов почвенников?

Чем марксизм отличается от русской религиозной философии?

Какие задачи ставили перед собой советские мыслители?

7. Какие проблемы разрабатывались в философии русского зарубежья?

ОСУЩЕСТВИТЬ ИНТЕРПРЕТАЦИЮ АФОРИЗМОВ ПО ПРЕДЛОЖЕННОМУ АЛГОРИТМУ

АЛГОРИТМ ИНТЕРПРЕТАЦИИ АФОРИЗМОВ:

1. В чём смысл высказывания?

2. Актуален ли афоризм в наши дни?

3. Согласны ли Вы с мнением философа?

    Соловьёв Владимир Сергеевич (1853-1900) - философ, поэт, публицист, литературный критик. От славянофилов воспринял вдохновляющую его на протяжении всей жизни идею «цельного знания», которое даст ответ на вопрос о смысле человеческого существования, о последней цели космического и исторического процесса. Субъектом этого процесса является человечество, как единый организм – понятие, заимствованное у Огюста Конта. В основе такого подхода у Соловьёва лежит убеждение в реальности всеобщего, сформировавшееся у него под влиянием Бенедикта Спинозы и Георга Гегеля. Эта посылка во многом определила его учение о всеединстве.

    Философская система Соловьёва строится по исторической схеме как история развития мирового духа, как тео-космо-исторический процесс. Изначально он мыслил создать философию жизни, а не философию школы – в этом предвосхитил аналогичное движение в Европе.

    Подлинно сущее – это не рациональная конструкция, не понятие, но и не эмпирическая (практическая) данность; это реальное духовное существо, субъект воли; по его словам, сущее «есть сила бытия». В подлинном смысле реальностью обладают только духи и души, носители силы и воли; эмпирический же мир, данный в пространстве и времени, он, вслед за Кантом и Шопенгауэром, считает только явлением и характеризует его как бытие, в отличие от сущего. Первое и верховное сущее – Бог – положительное ничто. Сущее как являющееся, бытие как явление; таким образом связь Бога и мира – это связь сущности и явления.

Соловьёв характеризует абсолют как «вечное всеединое» или как «Единое и всё». А это значит, что всё сущее мира содержится в Абсолюте, всеединство есть единство во множественности. Становящееся всеединое – это душа мира, которая будучи основанием всего мирового процесса, лишь «в человеке впервые получает собственную внутреннюю действительность, находит себя, сознаёт себя». Совершенное человечество – это не природный человек как явление, но и не человек как родовое понятие, а «всечеловеческий организм», человечество как вечная идея.

    Под знаком идей В.С. Соловьёва шло развитие религиозной философии конца 19 – начала 20 века, в частности, братьев Трубецких, Лосского, Франка, Булгакова, Бердяева, Флоренского, Карсавина, Эрна и др.

АФОРИЗМЫ В.С. СОЛОВЬЁВА

                             ***

              Природа с красоты своей

              Покрова снять не позволяет,

              И ты машинами не вынудишь у ней,

              Чего твой дух не угадает.

                                      ***

                     Милый друг, иль ты не видишь,

                     Что всё видимое нами –

                     Только отблеск, только тени

                     От незримого очами?

    Толстой Лев Николаевич (1828 – 1910) - гениальный писатель и мыслитель, создатель религиозно-философского учения, в центре которого поиски смысла жизни, разработка новой «истинной религии» всеобщей любви, добра, ненасилия. Духовное развитие Толстого отличалось сложностью, сопровождалось постоянными сомнениями, рано выработавшимся скептицизмом. Главные вопросы, поставленные им в творчестве: сущность и смысл жизни, её обусловленность природой и общественной средой, единство божественного и человеческого в любом из индивидов, идеал и средства его достижения, сущность искусства и др. Толстой сформулировал философско-историческую концепцию, основанную на критическом переосмыслении точек зрения, признающих решающее значение в истории действий выдающихся личностей, факторов сознания, культуры, просвещения и т. д. История - это жизнь народов и человечества в целом, столкновение свободы и необходимости, сложное переплетение людских интересов («дифференциалов истории»). В стихийных, «роевых» действиях народных масс реализуется провиденциальный ход исторических событий, например война 1812 года.

        

  АФОРИЗМЫ Л.Н. ТОЛСТОГО

· Любовь – только тогда любовь, когда она есть жертва собой.

· Если сколько голов – столько умов, то сколько сердец – столько родов любви.

· Добро – сущность жизни.

 

Основная литература

 

1. Азаренко, С. А. Философия: учебное пособие / С. А. Азаренко. — 2-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2017. — 220 с. — ISBN 978-5-9765-3450-6. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/99534 (дата обращения: 20.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Гайденко, П. П. Научная деятельность и философский разум / П. П. Гайденко. — Москва: Прогресс-Традиция, 2003. — 528 с. — ISBN 5-89826-0142-5. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/77023 (дата обращения: 20.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

 

Дополнительная литература

 

1. Аксаков, И. С. Где органическая сила России? / И. С. Аксаков. — Санкт-Петербург: Лань, 2013. — 5 с. — ISBN 978-5-507-21074-9. — Текст: электронный // Лань: электронно-библиотечная система. — URL: https://e.lanbook.com/book/21526 (дата обращения: 20.03.2020). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

 

 

23.09.20

ЛЕКЦИЯ № 2. ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ И МЕСТО В КУЛЬТУРЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА (Часть 2).

План лекции:

1. Специфика восточного философствования.

2. Отличительные черты философии Древнего Китая и Древней Индии.

3. Особенности античной философии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: