Появление и влияние фотографии на культуру татар

Мир узнал о фотографии в 1939 году, 7 января 1839 г. во время заседания Академии наук в Париже астроном и физик Луи-Франсуа Араго представил новый процесс воспроизведения изображений, получаемых чисто «механическим» путем в приборе, похожем на камеру-обскуру. Он сообщил, что уже полученные изображения отличаются, несмотря на отсутствие красок, четкой проработанностью деталей. Также ученый предсказал применение новинки в области науки и её место в истории техники. (Беньямин В. Краткая история фотографии/ Пер. с нем. С.А. Ромашко. – Москва: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2013. – С.25.)

19 августа 1839 г. во время объединенной сессии обеих Академий - наук и изящных искусств - Араго раскрыл тайны формирования дагерротипиов. Французское государство, приобретя фотопроцесс у его изобретателя, преподнесло его в дар роду человеческому. Отныне, всяк вправе, беспрепятственно и без ограничений, как во Франции, так и за ее рубежами, внедрять и использовать названный процесс - за исключением Англии, где дагерров процесс оставался под защитой патента.(Там же.- С.24.)

Итоги экспериментов, открывшиеся всему миру, конечно же, не могли пройти мимо российской публики.

 Петербургская Академия наук пристально следила за появлением технических новинок в Западной Европе и отправила в Париж члена-корреспондента И. Х. Гаммеля(Уйманен О.Ф. Фотография второй половины XIX - начала XX в. в культурном наследии России: [Электронный ресурс]  // Вестник СПбГУКИ. 2015. №1. Электрон.версия печат. публ. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fotografiya-vtoroy-poloviny-xix-nachala-xx-veka-v-kulturnom-nasledii-rossii), чтобы тот собрал информацию об изобретении Дагера и приобрел необходимую аппаратуру.  Однако сначала Гаммель оказывается в Лондоне, где знакомится с Тальботом и его фотогеническими рисунками. В мае – июне в своих письмах в Академию он последовательно описывает тальботовский метод, присылает снимки, бумагу и многое другое, касающееся этого процесса.

 

Академики поручают химику и ботанику Юлию Федоровичу (Карлу Юлию) Фрицше изучить все это и сделать выводы, каковые тот доводит до сведения собравшихся на очередном заседании уже в мае месяце(Левашов В. Лекции по истории фотографии. – М: «Тримедиагруп», 2014.- С.16.). Он сообщил, что находит метод калотипии подходящим для запечатления плоских предметов. Например, способ пригоден для выполнения снимков оригинальных растений с необходимой для ботаника точностью.

 

Благодаря Фрицше история фотографии в России шагнула чуть дальше: он предложил заменить гипосульфат натрия, которым пользовался для проявления картинки Тальбот, на аммиак, чем заметно модернизировал калотипию, улучшив качество изображения. Юлий Федорович также был первым в стране и одним из первых в мире, кто провел исследовательскую работу по фотографии и фотоискусству. (История фотографии в России. Первые фотографии и фотоаппараты/ Режим доступа: https://fb.ru/article/285283/istoriya-fotografii-v-rossii-pervyie-fotografii-i-fotoapparatyi (дата обращения: 30.04.2020 г.))

 Таким образом, фотография в России начинается с её британской версии. Затем Гаммель едет в Париж, где осваивает дагерротипию под руководством её изобретателя и приобретает всю необходимую для этого процесса аппаратуру, которую отсылает в Санкт-Петербург. (Левашов В. Лекции по истории фотографии. – М: «Тримедиагруп», 2014.- С.16.)

Однако в татарской культуре и жизни она прочно закрепилась только в начале XX века. По мнению доктора исторических наук Лилии Рамилевны Габдрафиковой, это было связано как с более поздним развитием фотоуслуг в провинциальных регионах России, так и с особенностями мусульманского мировосприятия. Как известно, в исламских культурах не приветствуется изображение живых существ.

Изображение людей, птиц и животных ассоциировалось с воспоминаниями о языческом прошлом. И дабы не вернуться к идолопоклонству, в исламе на протяжении многих веков отрицательно относились к живописи, а также к другим схожим с ней видам искусств. И, как утверждал татарский богослов Шигабутдин Марджани, запрет на изображение живых существ был обусловлен не собственно требованиями Корана, а лишь желанием пророка оградить арабов от поклонения языческим идолам.

Эта традиция перешла и в повседневность татар и прочно закрепилась в национальном сознании. (http://kazan-journal.ru/news/mashina-vremeni/zhil-byil-fotograf-odin)

Именно поэтому в татарских журналах начала XX века реклама с изображением людей печаталась в искажённом виде. Обычно обрезали головы. Такая же традиция существовала и в Османской империи, но в более ранние периоды истории. Именно поэтому многие античные скульптуры богов в современной Турции, а также в Греции и других балканских странах сохранились лишь в обезглавленном виде. (Подробнее: http://kazan-journal.ru/news/mashina-vremeni/zhil-byil-fotograf-odin)

Тем не менее, первые фотоснимки татар известны еще с 60-х годов XIX века, но это были скорее исключительные случаи. Например, на коллективной фотографии, сделанной в 1864 году в Санкт-Петербурге, запечатлены купцы И.Г. Юнусов, И.И. Апаков, Г. Усманов, М. Мустакимов. Все они представляли казанскую депутацию по разным общественным делам. Таким образом, в результате тесного взаимодействия с христианским миром высшие слои татарского общества приобщались к европейским новшествам, в том числе к искусству фотографии, гораздо раньше жителей отдельных мусульманских стран.

Но для перестройки коллективного сознания татарского мусульманского общества мало было примеров из соседних культур. Большинству населения недостаточно убедительным казались и отдельные представители татарского купечества. Ведь главную роль в духовной жизни играли муллы. Поэтому, знаковым событием стало то, что в 1874 году появилась фотография одного из самых авторитетных казанских имамов, ученого-богослова Шигабутдина Марджани. Его об этом попросило одно лондонское издательство, где собирались выпустить энциклопедию. Для этого нужны были сведения о знаменитом мулле вместе с его портретом. Интересно, что в ответ на просьбу представителя издательства — профессора Й. Адамса — Ш. Марджани подготовил только свой фотоснимок, а вот фотографии с видом Казани у него не оказалось.
Источник: https://realnoevremya.ru/articles/62378-istoriya-proniknoveniya-fotografii-v-sredu-tatar

 

Уже после смерти Ш. Марджани, в 1897 году его фотография и статья о нем появились на страницах турецкой газеты «Маглюмат». Вот что об этом в своем дневнике написал казанский миссионер Е. Малов: «Откуда уже казанские почитатели ахуна и пересняли его для себя в одной из казанских фотографий. (…). Прежде они ни за что бы не согласились иметь портрет человека: писать лицо человека, по их учению, грех: Господь на том свете потребует от них души в этот портрет. Теперь это учение, значит, оставлено». Очевидно, подкупало не только то, что на фотоснимке — авторитетный богослов Ш. Марджани, но и публикация данного портрета в мусульманском издании.
Источник: https://realnoevremya.ru/articles/62378-istoriya-proniknoveniya-fotografii-v-sredu-tatar

 

В начале XX века фотографы-любители появились и среди татар. Фотография стала модным увлечением того времени. Конечно, доступна она была лишь людям с определенным материальным уровнем. Так, почти на протяжении десяти лет, с 1903 года страховал свой фотографический аппарат и различные детали к нему на 100 рублей в Московском страховом от огня обществе Абдулгази Галтыевич Миннигалеев, проживавший в Казани.
Источник: https://realnoevremya.ru/articles/63246-istoriya-proniknoveniya-fotografii-v-sredu-tatar-prodolzhenie

Так кто же был первым профессиональным фотографом из татар?

Конечно, это трудно установить в масштабах всей Российской империи. Но применительно к Казанской губернии можно сказать, что таковым стал Абдулгази Галтыевич Миннигалеев.

Сведений о нём не много. Неизвестно, где и когда он родился. Но проживал он в начале XX века в Казани, в арендованной квартире. На его профессиональную принадлежность указывают косвенные сведения.

Почти на протяжении десяти лет с 1903 года Абдулгази Миннигалеев страховал свой фотографический аппарат и различные детали к нему в Московском страховом от огня обществе. В архивных делах сохранилась и реклама магазина фототоваров Генриха Герингслаке. Скорее всего, страхователь был покупателем этого заведения. Фотограф, не имевший в Казани собственного дома, постоянно менял квартиры. При этом он был достаточно обеспеченным горожанином. Интересно, что в стандартном листе описи движимости страховых агентов ещё не было даже графы, касающейся фотографической техники. Такие товары вписывались вручную.

В фонде Национального музея Республики Татарстан сохранилось несколько снимков Абдулгази Галтыевича. На одном он запечатлён с фотоаппаратом на штативе. На заднем фоне - небольшая выставка фотографий. Возможно, это его работы. Снимок датируется началом XX века. В фонде имеется и служебная карточка, выданная ему Казанским губернским земством как участнику Международной выставки в Казани в 1909 году. В ней есть приписка о том, что Миннигалеев Абд. Гал. является помощником фотографа Частихина.

Подробнее: http://kazan-journal.ru/news/mashina-vremeni/zhil-byil-fotograf-odin

Об уровне его мастерства свидетельствует тот факт, что он был награжден бронзовой медалью за жанровую съемку на Второй Казанской фотографической выставке .( Идрисова Р.Р. Становление и развитие фотографического дела в Казани и Казанской губернии (1843 -1918 гг.):Дис....к.и.н.: 07.00.02. - Казань, 2012.-С.100.)

Вероятно, значительную роль играло и появление женщин-фотографов. Мусульманки могли фотографироваться, не нарушая традиционные нормы мусульманского общества. Хорошо иллюстрирует это случай, произошедший в Калуге, в семье имама Шамиля, лидера национального движения народов Кавказа. Женщин из его окружения: двух жен, дочь и невесток снимала супруга одного из калужских фотографов, т. к. дамы не хотели показывать свои лица мужчинам. Уговорили их сфотографироваться местные дворянки.
Источник: https://realnoevremya.ru/articles/63246-istoriya-proniknoveniya-fotografii-v-sredu-tatar-prodolzhenie

Появление фотографии стало еще одним шагом к раскрепощению татарской женщины. Новое явление интересовало многих. Но для того, чтобы получить снимок, татарки должны были предстать перед мужчиной-фотографом, показать ему свое лицо. Фотографию, конечно же, демонстрировали родственникам, друзьям. И женщина, в обычное время, скрывавшаяся в своей женской половине, в любом случае представала на совместном снимке с мужем перед его близкими товарищами. «То, что ты разрешил мне посмотреть на снимок Фарханы, говорит о твоей спокойной природе», — заметил о Ризване Алуши его друг, писатель Фатих Амирхан. Алуши прислал ему в 1906 году свою фотографию, где он был запечатлен с молодой женой Ф. Ибрагимовой.
Источник: https://realnoevremya.ru/articles/63246-istoriya-proniknoveniya-fotografii-v-sredu-tatar-prodolzhenie

Кроме того, фотокарточки играли определенную роль и в выборе супруга или супруги. Девушке показывали фотографию потенциального жениха, и она уже решала — нравится он ей или нет. Именно так происходит в романе Ф. Амирхана «Хаят». Главной героине дают фотоснимок молодого татарина. Аналогичный эпизод имеется и в рассказе Н. Думави «Кто виноват?». Если фотографию будущего мужа давали только перед бракосочетанием, то невеста уже имела представление за кого ей предстоит выйти замуж.

Казанский купец Г. Юнусов описывает, как его отец Исхак решил жениться во второй раз. Первая жена указала на изображение девушки на коробке конфет и сказала, что она напоминает одну татарку — «дочь Муэмин-бая — Сагадат». Вскоре купец отправил к ней сваху. Богослов Муса Бигеев и его будущая супруга Асьма Камалова также вначале обменялись фотокарточками, после этого между ними завязалась переписка, которая завершилась личным знакомством перед свадьбой и бракосочетанием. Следовательно, распространение фотоснимков значительно облегчило процедуру сватовства.
Источник: https://realnoevremya.ru/articles/63246-istoriya-proniknoveniya-fotografii-v-sredu-tatar-prodolzhenie

 








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: