Холмский обладает следующими конкурентными преимуществами и возможностями для успешного развития:
1. Выгодное географическое положение: расположение района на границе с Псковской и Тверской областями, прохождение по территории района автодороги «Шимск-Старая Русса-Невель», которую в 2020 году планируется передать в федеральную собственность.
2. Природно-ресурсный потенциал: наличие запасов полезных ископаемых и пресной воды, водных объектов, свободных территорий для расширения хозяйственной деятельности, нахождение на территории района природного заповедника «Рдейский» и дендропарка в городе.
3. Потенциал туристического сектора: наличие на территории района ресурсов для развития туризма, к которым относятся уникальные природные ландшафты, наличие памятников архитектуры, возможность эколого- и культурно-познавательного туризма; имидж района, в котором регулярно проводятся межрайонные и международные фестивали.
4. Наличие потенциально свободной рабочей силы. Реализация на территории района программы самозанятости населения.
|
|
5. Возможности развития сельскохозяйственной отрасли: потенциал для увеличения объема производства сельскохозяйственной продукции; высокая доля сельского населения; наличие свободных (неиспользуемых) земель; рост спроса на продукты питания местного производства, в том числе экологически чистые.
6. Отсутствие на территории района производств, загрязняющих окружающую среду, возрастающий спрос на комфортную экологически чистую среду проживания.
Требования населения к качеству окружающей среды увеличиваются, что делает привлекательным район для жителей больших городов, как территории благоприятной для долгой здоровой жизни.
Стратегические вызовы и риски развития
К стратегическим вызовам и рискам развития муниципального района следует отнести:
1. Недостаточное развитие транспортной инфраструктуры: отсутствие на территории района железнодорожного сообщения. Автодороги, проходящие по территории района и связывающие Новгородскую область с Псковской и Тверской областями находятся в неудовлетворительном состоянии.
2. Отсутствие газификации района в целом.
3. Отсутствие условий для развития инновационных отраслей.
4. Высокая доля нетрудоспособного населения.
Доля населения в возрасте 65 лет и более на 1 января 2019 года составила 20,4 процента, в то время как по области - 17,3 процента. Необходимо продолжать реализовывать меры по изменению демографического баланса в целях повышения эффективности отраслей экономики и социальной сферы.
5. Ограниченность бюджетных ресурсов для осуществления инвестиционных расходов, закредитованность бюджета муниципального района.
|
|
Отношение муниципального долга на 1 января 2019 года к налоговым и неналоговым доходам бюджета за 12 месяцев составило 43,0 процента. В этой связи необходимы меры по привлечению дополнительных источников финансирования инвестиционной деятельности и развития инфраструктуры;
6. Неудовлетворительное состояние объектов культурного наследия; слабо развитая сервисная инфраструктура, отсутствие разработанных туристических маршрутов.
Развитие туризма в районе требует реализации мероприятий по приведению объектов культуры в нормативное состояние, по развитию сервисной инфраструктуры, разработке новых туристических маршрутов.
7. Ограниченность локального рынка сбыта, высокая доля населения с денежными доходами ниже региональной величины прожиточного минимума в общей численности населения.
8. Наличие ветхого жилья, низкий уровень благоустройства жилых домов и населенных пунктов, необходимость осуществления инвестиций в их благоустройство.
На конец 2018 года 6,6 процента жилого фонда имели износ свыше 70 процентов.
На территории района только 27,7 процентов жилого фонда имеют централизованное водоснабжение, 2 процента централизованное водоотведение, 2,5 процента централизованное отопление.
Улучшение жилищных условий населения будет являться одним из ключевых элементов комфортной среды проживания;
9. Отсутствие квалифицированной рабочей силы;
10. Монопрофильность промышленности района;
11. Мелкоконтурность сельскохозяйственных угодий, их местами сильная заболоченность и переувлажненность;
12. Стагнация темпов роста инвестиций в Новгородской области, нарастание конкуренции между районами за инвестиции.
Необходима реализация мероприятий по улучшению инвестиционного климата в районе.
13. Риски ухудшения макроэкономических условий в экономике страны.
Ожидаемые результаты реализации Стратегии
Социально-экономического развития Холмского муниципального
Района до 2026 года
Ожидаемые результаты реализации Стратегии разработаны в трёх вариантах – консервативном, базовом и целевом (таблица 1).
Общесистемными факторами, оказывающими воздействие на развитие ситуации в экономике на прогнозном горизонте, будут оставаться основополагающие принципы бюджетной и денежно-кредитной политики. Во всех вариантах прогноза предполагается, что Банк России будет продолжать проводить денежно-кредитную политику в рамках режима таргетирования инфляции.
Кроме того, существенной частью общей макроэкономической политики также является тарифное регулирование. Ограничение темпов роста тарифов естественных монополий уровнем инфляции в среднесрочной перспективе будет оставаться структурным фактором снижения инфляционного давления и повышения инвестиционной активности частного сектора.
Благоприятное влияние на внутренние макроэкономические условия будут также оказывать регулирование неналоговых платежей, реформа контрольно-надзорной деятельности и модернизация института банкротства.
В консервативный вариант прогноза заложены предпосылки о существенном замедлении экономического роста в Новгородской области и, как следствие, в Холмском муниципальном районе.
В сценарий заложена консервативная инвестиционная политика частных компаний, ограниченные возможности консолидированного бюджета района при недостаточно быстром восстановлении потребительского спроса и продолжающейся тенденции снижения численности населения в трудоспособном возрасте.
Основными факторами, сдерживающими социально-экономическое развитие муниципального района в данном варианте, также будут являться:
|
|
недостаточные темпы развития инфраструктуры и привлечения инвестиций;
неблагоприятные условия для развития человеческого капитала;
низкие темпы повышения благосостояния населения;
отсутствие институциональных реформ;
неэффективное использование промышленного потенциала.
Темп роста промышленного производства к 2026 году не превысит 1,1 процента. Фактический уровень безработицы до 2026 года сохранится на уровне 1 процента. К 2026 году прогнозируется замедление роста реальной заработной платы, что не позволит достичь увеличения розничного товарооборота.
Ключевыми предпосылками в этом варианте будут являться:
сохранение ограниченных возможностей муниципального бюджета в условиях снижения закредитованности;
реализация потенциала развития сельскохозяйственного производства и предприятий лесозаготовки и лесопереработки.
В рамках базового сценария предполагается рост инвестиций в основной капитал к 2026 году по сравнению с 2018 годом на 40 процентов, рост индекса промышленного производства на 1,1%.
В части оплаты труда предполагается, что заработная плата отдельных категорий работников (врачи, средний и младший медицинский персонал, работники образования и культуры) будет доведена до целевых уровней, закрепленных в указах Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года.
Рост оборота розничной торговли, определяемый динамикой потребления и заработной платой, ожидается до 2026 года до 9,9 процента. Тенденция роста ожидается и в динамике платных услуг населению к 2026 году в пределах 15,5 процента.
Целевой вариант прогноза основан на тех же предпосылках, что и базовый вариант. Однако более эффективная реализация мер по преодолению структурных ограничений экономического роста как в области создания и модернизации основных фондов, так и в области демографии, обеспечат более высокие, чем в базовом варианте, темпы роста экономики на всем прогнозном горизонте. К 2026 году индекс промышленного производства может достичь 1,4 процента.
|
|
Кроме того, в рамках целевого варианта прогноза предполагается реализация следующих предпосылок:
привлечение инвестиций в производственную сферу;
реализация комплекса реформ в сфере муниципального управления;
создание комфортной среды для проживания.
Развитие промышленности будет направлено на создание новых производств, модернизацию существующих производств, что позволит достичь целевых показателей, установленных Стратегией.
Целевой вариант предусматривает увеличение инвестиций в человеческий капитал, в первую очередь, в модернизацию отраслей образования и здравоохранения.
В результате повышения заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы (врачи, средний и младший медицинский персонал, работники образования и культуры) и сохранения соотношения заработной платы целевых категорий и средних заработных плат в районе рост реальной заработной платы в целом по экономике в долгосрочной перспективе достигнет уровня 4,3 процентов. Траектория изменения реальных располагаемых доходов будет в целом соответствовать динамике реальной заработной платы. Динамика заработной платы и доходов при одновременном расширении потребительского кредитования позволит достичь устойчивого увеличения розничного товарооборота к 2026 -19,5 процента по сравнению с 2018 годом.
Ускорение экономического роста будет обеспечиваться в первую очередь увеличением инвестиций в основной капитал. Росту инвестиций будет также способствовать реализация федеральных мер поддержки, связанных с созданием новых инструментов финансирования инфраструктурных проектов, проектов по модернизации имеющихся производственных мощностей и расширением программы льготного кредитования малого и среднего бизнеса.
Целевой сценарий предусматривает достижение целей и задач, указанных в Стратегии социально-экономического развития Холмского муниципального района до 2026 года.
Таблица 1