Предлоги | Имена существительные | ||
В течение всего года он усердно занимался. Сочетан ия с предлога ми в те чение, в продолжение имеют зна чение времени, отвеча ют на вопросы к о г д а? к а к д о л г о? Ремонтировали дом в про должение месяца = в течение месяца. В заключение (под конец) статьи были подведены итоги. (В заключение = «под конец», «в итоге».) Вследствие (из- за) засухи ре ка обмелела. Ввиду (из- за) дождя экскурсия не состоялась. (Вследствие, ввиду = «из- за, по прич ине».) Сочета ния с предлога ми вслед ствие, ввиду указыва ют на прич и ну, отвечают на вопросы п о ч е м у? п о к а к о й п р и ч и н е? | В течении реки много пово ротов. Рассуждаем та к: 1)) Начальна я форма - тече ние реки. 2)) Вопросы: смысловой - г д е? падежный - в ч е м? 3) Можно вставить прила га тельное: в (нижнем) течении реки. Следовательно, это имя суще ствительное на -ие, в предл. п. оконча ние -и. В продолжении (г д е? в ч е м? - П.п.) романа встретились старые герои. В продолжение (к у д а? в о ч т о? - В. п.) введены новые герои. Декаб ристы находились в за ключении в Петропавловской крепости. (Заключение - осуж дение; в длительном заключе нии.) В следствие по делу о хище нии вкралась ошибка. Начальна я форма - следствие (по делу). Существительное на -ие; к у - д а? в о ч т о? - В. п., оконча ние -е В следствии (г д е? в ч е м? - П. п., сущ. на -ие, оконча ние -и) по делу выяснилось много но- вых фактов. | ||
Запом ните: иметь в виду.
|
Различайте написан ие
Деепричастия | Предлог.и |
Не смотря: Шел, не смотря себе под ноги. (Обозначает добавочное к основ- ному глаголу действие - «шел и не смотрел»; можно заменить деепричастием не глядя; относится к глаголу, отвечает на вопрос к а к? ч т о д е л а я?) | Несмотря (на): Пошли в поход, несмотря на непогоду. (Можно заменить «вопреки чему-то», имеет значение ус- ТУПКИ - «ХОТЯ была непого- да».) |
предлог
Соорудили что- то вроде (наподобие) плота.
предлог
Условились насчет (об) экс курсии.
сущ.
Согласовать в роде, чис ле, падеже.
сущ.
Деньги поступили на счет Фонда мира.
Запись предложений с комментированием.
1) Ввиду сильных морозов соревнования были отменены. 2) Имейте в виду, что улицу надо переходить в установленных местах. 3) Из газеты он сделал что-то наподобие шляпы. 4) Они договорились насчет совмест ного похода на байда рках.
Закрепление материала. Чтение и анализ § 53.
Д о м а ш н е е з а д а н и е: § 53; упр. 309.
У р о к и 108-109. Слитное и раздельное написание производных предлогов
(продолжение темы)
1. Синтаксическая пятиминутка.
Учащиеся должны записать предложение М не навстречу не слись облака, и ракиты тревожно шептались, включив в пер вую часть его причастный, а во вторую -деепричастный обороты; обозначить их графически, соста вить схему предложения. Причас тие и деепричастие разбирают по составу.
|
|
11. Проверка домашнего упражнения.
На доске или экране проецируется через эпидиаскоп или гра фопроектор работа одного из учеников. Остальные сверяют с ней свою работу, анализируют ошибки.
111. Закрепительно-тренировочные упражнения (по выбору учи теля).
1. Предуп редительный ди кта нт.
1.. l) Шли по долине в течение целого дня. 2) В течении реки следует опасаться водоворотов. 3) Нелегко отыскать ошибки в следствии. 4) В те чение дня река неузнаваемо изменилась. 5) Ошибки допущены вследствие невнимател ьности. 6) В продолжении романа появляются новые герои.
7) В продолжение часа слышались шорох и шепот. 8) В быстром течении реки мелькнула лодка. 9) Вследствие непогоды мы задержались в пути.
2. l) В продолжение двух дней мои дела продвинулись. (М. Лермонтов.) 2) Ввиду скорого окончания плавания настроение команды сделалось весе лым. (К. Станюкович.) 3) Вопреки предсказаниям старожилов погода прояс нилась, и м ы, погрузив вещи в лодку, благополучно добрались по реке до поселка. 4) Вследствие сильного снегопада была на рушена телеграфна я связь. 5) Несмотря на уговоры матери, я уехал учиться в город. 6) В тече н ие дня тень не падает два раза в одно место. (Пословица.) 7) Несмотря на усталость, мы продолжали путь. 8) Письма были чем -то вроде дневника.
2. Выбороч ны й ди кта нт.
Выпи шите в два столби ка словосочетания, в которых предлоги пишутся: а) слитно; б) раздельно.
Ввиду измен и вшейся обста новки; и меть в виду пра вило; говорить насчет похода; рассказать в продолжении рома на; действовать вопреки рассудку; посмот рел ему вслед; шл и след в след за волком; доходы перевести на счет школы; ввиду недостатка времени; вроде сахара; шел, несмотря на жару; узнал впоследстви и; в продолжение часа.
3. Какой предлог употребить?
Запи шите, обозначьте падежн ые окончан ия существительных. О или по?
Лекция (литература, восста н ие декабристов, творчество Айвазовского); кни га (русски й фарфор, животный мир Африки); беседа (прочита н ное за лето, поэзия).
О или на?
Рецензия (книга, доклад, сочинение); отзыв (книга, лекция, кинофильм).
4. Верно ли употреблен один и тот же предлог в разн ых пред- ложен иях? Почему? Запишите предложени я в исправленном виде.
l) Благодаря упорному труду экзамены были сданы хорошо. 2) Благода ря сильным мороза м соревнования не состоялись. 3) Полет был отменен вви ду сильных ливней. 4) Ввиду подготовки к карнавалу школьники украсили зал.
Д о м а ш н е е з а д а н и е: уп р. 310; подготовиться к контрольно му словарному диктанту.