И подчинительные. Запятая перед союзами в сложном предложении

Ц е л ь у р о к а: позна комить уча щихся с делением союзов на сочини ­ тельные и подчинительные и их назначен ием; формировать умения по­ становки запятой в сложном предложении.

Работа  п о  р а з в и т и ю  р е ч и: использование предложений различ­ ных синта ксических конструкций в речи.

П о в т о р е н и е: однородные члены предложения и знаки препина ния при них.

1.. Опрос.

1. Проверка выполнен ия дома шнего уп ражнени я «по цепоч ке». Дополнительные вопросы: к каким  частям  речи  относится  союз? Ка кова его роль в предложении? в тексте?

2. Индивидуальна я работа с уча щимися.

К а р т о ч к а № 1

Соста вить и за писать предложения, в которых слова согласно, вокруг, внутри, вблизи выступали бы то ка к наречия, то ка к предлоги.

Привести примеры (5-6) на речий с основой на шипящий.

К а р т о ч к а №  2

Подобрать синонимы к предлога м возле, в течение, ввиду, согласно, вследствие. Составить с ними предложения.

К а р т о ч к а №  3

Соста вить и за писать предложения со слова ми в течение - в тече ­ нии, вследствие - в следствии, не смотря на - несмотря на. Указать часть речи.

11. Объяснение нового материала в ходе наблюдений на с. 148- 149 (§  56).

Делается вывод о роли сочинительных и подч инительных сою­ зов в предложении, зна ках препи нания в сложн ых предложениях перед союза ми.


111. Закрепление материала. Упр. 321 (письменно).

Первые два предложения анализируются коллективно, осталь­ ные выполняются самостоятельно. Составление схем  предложе­ ний - обязательно. Возможно использование не только горизон ­ тальных, но и так называемых традиционных схем сложноподчинен - ных предложений. Например:                                                                                 .

почему?       потому что

Проверка проводится путем самоконтроля - один из учащихся составляет  схемы  этих  предложений  на  плен ке  графоп роектора (или на доске), остальные после выполнения задания сверяют его с написанн ым (или спроецированным). Определяется, с помощью каких союзов (сочинительных иЛи подчинительных) связываются предложения. Делается вывод.

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: § 57; упр. 325; выписать слова из ра ­ мочек и выучить их.

 


У р о к  1 16. Союзы сочинительные и подчинительные.

Запятая  перед союзами  в сложном  предложении

(продолжение темы)

1.   Проверка  домашнего  задани я.

11. Синтаксический разбор предложения На краю поляны, окутанной  клубами  тумана,  стоял  ду б.

Уча щиеся устно переделывают предложение, заменяя прича ­ стный оборот придаточным предложением, чертят его схему.

Затем получают задание продолжить пример дважды, чтобы по­ лучилось предложение: а) с однородными членами; б) сложносочи­ нен ное. Составляются схемы предложений.

111. За креп ительн ые уп ражнен ия (трени ровка в различен ии сложносочиненн ых и сложноподчиненных предложений).

Соста вление схем предложен ий. Союзы  заключают  в  овал, над сочинительными предложениями - с., над подчинительными - п.

1. 1) Ветер стряхивал капельки росы, они срывались и, радужно свер­ кая, падали на землю. 2) Если ветер стряхивал капельки росы, они сры­ вались и, радужно сверкая, падали на землю. 3) Когда ветер стряхивал капельки росы, они срывались и, радужно сверка я, падали на землю. 4) Ка ­ пельки росы, срываясь, падали на землю, потому что ветер стряхивал их с листьев.

2. 1) Гринев долго не мог мириться с тем, что Ма ша осталась в мя ­ тежной слободе. (А. Пушкин.) 2) Если только тучка закроет солнце, лес


сразу становится угрюмым. (В. Арсеньев.) 3) В то время как на пригорке зеленела трава, в лесных чащобах синел нетронутый снег. (М. Пришвин.) 4) Пока я дышать умею, я буду идти вперед. (Л. Ошанин.) 5) Соловей ве­ сенней ночью на черемухе поет, потому что в нашей роще раньше всех она цветет. (А. Фатьянов.) 6) В отдалении еще толпились тяжелые громады гор, но над нашими голова ми уже виднелось темно-синее небо.

Д о м а ш н е е  з а д а н и е: упр. 322.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: