Определение личной жизненной задачи

Воспитание чудом. В. Березина

 

О роли наставника в формировании творческой личности

Творческие люди появляются во все времена, даже в невыносимых исторических условиях. Можно ли приоткрыть тайну становления творческой личности? Что помогает этому становлению? Есть ли что-то общее в воспитании таких людей?

Попробуем ответить на эти вопросы как исследователи: изучим биографии творческих личностей - людей искусства, философов, ученых - и выделим в этих биографиях общие моменты.

Воспитание по спирали

Для становления творческой личности необходимо творческое воспитание в детстве. Оказывается, талантливые воспитатели - сознательно или интуитивно - избегали воздействовать на ребенка в лоб. Они использовали «чудо» - загадку, тайну, необычное явление. Основой воспитательного процесса становится своеобразный треугольник взаимодействия ребенка с наставником и чудом. При встрече с чудом возникает сильное, необычное впечатление; удивление и радость пробуждают любознательность ребенка и часто оставляют след на всю жизнь.

Развитие индивидуальности человека до обретения конкретной жизненной задачи происходит циклично при неоднократном повторении цикла «ребенок - наставник - чудо». Несколько наставников помогают ему осознать цель и смысл собственного существования.

На I этапе, который охватывает период жизни ребенка с трех до семи-девяти лет, воспитывается вера в чудо. Эта вера формируется в общении с воспитателем-наставником или зарождается при встрече с чудом и объединяет в себе следующие понятия:

Вера в существование чуда в этом мире

Ощепков, открывший радиолокацию, впоследствии вспоминал: «Живя в коммуне, мы учились мечтать. Не о себе, не о личном, а о гораздо более широком, заманчивом, волнующем».

А вот оценка своего воспитания создателем теории солнечно-биосферных связей Чижевским. «Когда я сейчас ретроспективно просматриваю всю свою жизнь, я вижу, что основные ее магистрали были заложены уже в раннем детстве и отчетливо проявили себя к девятому или десятому году жизни. Не было или нет такой вещи, явления или события, которые не оставили бы во мне следа. И я не знаю, что такое «пройти мимо»… Моя стихия - великое беспокойство, вечное волнение… Мое детство, моя юность - вот основа моего научного успеха, в них сила моей энергии, моего творчества».

Вера в познаваемость чуда

Как-то на Рождество отец подарил Генриху Шлиману, будущему археологу, раскопавшему Трою, книгу Брера «Всемирная история для детей», в которой тот увидел иллюстрации к мифу о Трое. «На мой вопрос, в действительности ли древняя Троя имела такие большие стены, отец ответил утвердительно, - пишет Шлиман, - и тогда я сказал, что если такие стены существовали, они не могли быть совершенно уничтожены, они лишь погребены под пылью и мусором столетий».

Вспоминает создатель аэро- и ракетодинамики Циолковский: «Проблески серьезного умственного сознания… появились при чтении. Так, лет в четырнадцать, я вздумал почитать арифметику. И мне показалось все там совершенно ясным и понятным. С этого времени я понял, что книги - вещь немудреная и вполне мне доступная».

Вера в себя, в собственные силы в познании чуда

Будущий великий математик Галуа начал изучать математику самостоятельно, так как этот предмет не был обязательным в колледже: «Читая быстро, он видел не только частные теоремы, но и их взаимосвязь, планировку целого, величие самой структуры геометрии. Он поймал себя на том, что знает, что будет сказано дальше. Он увидел, как здание растет у него на глазах».

Совпадения найденных Циолковским результатов с открытиями других ученых давало ему уверенность в собственных силах и таланте к научным исследованиям.

На II этапе становления личности, который продолжается с семи-девяти до шестнадцати-двадцати пяти лет, происходит выбор достойной цели. Повторяется цикл взаимодействия «ребенок - наставник - чудо», но здесь уже качественно другие наставники, чудо другого масштаба и ребенок уже другой. Отметим основные моменты второго этапа.

Осознание ребенком своей личной неповторимости и уникальности

Познакомимся с размышлениями французского математика и физика Блеза Паскаля о геометрии. «Геометрия заставляет нас признать существование бесконечной двойственности: бесконечное величие и бесконечное ничтожество. Это следует из рассмотрения движения числа и пространства. Понятие средины между двумя бесконечностями помогает нам определить и наше собственное положение в видимом и невидимом мире. Размышляя таким образом над вопросами геометрическими, человек научается правильно ценить себя, и его ум обогащается рассуждениями, стоящими гораздо больше, чем вся геометрия».

Определение личной жизненной задачи

Шлиман вспоминает о своем споре с отцом о Трое: «Я остался при своем мнении, и, наконец, мы порешили на том, что я когда-нибудь открою Трою».

Французский врач Ален Бомбар, на собственном примере доказавший, что можно длительное время жить, бороться и побеждать морскую стихию, оставаясь с ней один на один безо всяких запасов, вспоминал о своей юности: «Меня уже давно интересовал вопрос - как долго может противостоять человек всевозможным лишениям, каков предел выносливости человеческого организма? И я пришел к убеждению, что в отдельных случаях человек может перешагнуть все нормы, обусловленные физиологией, и все-таки остаться в живых».

На примере некоторых творческих личностей можно увидеть, что процесс становления на втором этапе значительно ускоряется, если ученик сам ищет себе наставника (об этом подробнее во втором разделе статьи).

Вот как встретился со своим наставником ученый-палеонтолог, автор многих книг Иван Ефремов: «Однажды, в начале 1923 года, …Иван прочитал в журнале «Природа» за 1922 год статью академика П. П. Сушкина о коллекции уникальных пермских ящеров с севера России. Ефремов пишет ему письмо и вскоре получает от него приглашение в геологический музей, где он работает. В 1924 году Ефремов по рекомендации Сушкина поступает на биологическое отделение Ленинградского университета… и становится препаратором у Сушкина. В 1926 году начинается его экспедиционная жизнь палеонтолога. В 1928 году умер П. П. Сушкин, и на плечи Ефремова легла забота о продолжении дела любимого учителя».

Самостоятельно выбрал себе учителя и физик А. Ф. Иоффе. «Заниматься наукой в высшей школе было невозможно. Попытки произвести исследование природы запаха в домашней обстановке… показали, что в этой обстановке убедительных результатов получить нельзя. И что ставить опыт - это особое искусство. Единственное, что осталось, - учиться эксперименту… По отзывам петербургских физиков, лучшим физиком-экспериментатором был Рентген, профессор Мюнхенского университета. К нему я и поехал».

III и последующие этапы - процесс самовоспитания, саморазвития - решение поставленных задач и переход к новым задачам более высокого уровня. Обрести достойную цель можно и в зрелом возрасте. Широко известны случаи довольно позднего начала творческой деятельности.

На раскопки Трои Генрих Шлиман смог отправиться, когда ему исполнилось 48 лет, а до того он вынужден был заниматься весьма прозаическим занятием - коммерцией, чтобы собрать деньги для осуществления своей мечты. (17)

Ивестный американский художник Морзе, один из основателей и первый президент национальной академии в Нью-Йорке, в 42 года внезапно увлекся идеей создания телеграфа. «Сейчас уже трудно представить себе, как мог 42-летний, обремененный семьей, весьма далекий от финансового благополучия человек бросить приносившее ему известность занятие и посвятить оставшуюся жизнь воплощению своей весьма туманной, даже призрачной идеи».

Наставник

Кто же они - воспитатели талантливых людей?

Первыми воспитателями будущих талантов и гениев были, как правило, их родители или ближайшие родственники. Среди них были люди практически всех социальных слоев общества и уровней образования.

Из воспоминаний немецкого философа Канта: «Моя мать была любвеобильной, полной чувств, благочестивой и справедливой женщиной и нежной матерью, являющейся примером для своих детей.… Я никогда не забуду своей матери, так как она посеяла и возрастила во мне первые зерна добра, она открыла мое сердце впечатлениям природы, она разбудила и расширила мой разум, а ее уроки имели постоянное и священное влияние на всю мою жизнь».

Вспоминает основатель биогеохимии и создатель учения о биосфере В. М. Вернадский: «Особенно сильное развивающее влияние на меня имели разговоры со стариком дядей Короленко… Он был человеком хорошо образованным».

К. Э. Циолковский родился в семье лесничего. «Среди знакомых отец слыл умным человеком и оратором. У него была страсть к изобретательству и строительству… Всяческий труд отец поощрял в нас, как и вообще самодеятельность».

На I этапе воспитатель должен быть человеком высокой нравственности. Это означает:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: