Реформы Сервия Туллия

В 578-533 гг. до н. э. шестым рексом Рима Сервием Туллием был проведен комплекс реформ, призванный смягчить противоречия в обществе, поставить на первое место не знатность, а богатство (ряд сходных черт с реформами Солона в Афинах).

Основные мероприятия:

1. Разделение населения на 6 разрядов по имущественному признаку — военное и политическое значение.

 

В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Позднее, с появлением денег в IV в. до н.э., была введена денежная оценка имущества - асс, мелкая медная монета.

Мужчины делились на 6 имущественных разрядов и на воинские сотни - центурии.

1- 2 разряд - лица, обладавшие полным наделом земли,

из первого разряда была выделена особая группа самых богатых граждан - всадники,

3 разряд - лица, обладавшие тремя четвертями надела,

4 разряд - лица, обладавшие ½ надела,

5 разряд - лица, обладавшие ¼ надела

6 разряд - пролетарии.

2. Разбивка каждого разряда на центурии — сотни (всего 193 центурии).

Общее число созданных центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центу­рий. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса «богатых» и «самых богатых» центурий составляли большинство - 98 голосов из 193. Центурии стали не только военной, но и политической силой.

3. Создание высшего органа государственной власти — центуриантных комиций, где каждая сотня имела при голосовании один голос.

Наряду с куриатными народными собраниями стали созывать­ся народные собрания по центуриям. Решение центуриатного народного собрания получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

3. Административно-территориальное деление города и окрестностей на трибы-округа  для упорядочения налогообложения. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. Территориальная три­ба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Жители трибы подчинялись старосте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания, причем каждая триба имела один совокупный голос.

4. Включение плебеев в состав римского народа, допуск богатых плебеев к управлению государством и к ager publicus (общинные земли).

Реформы способствовали замене родовой организации общества на экономико-территориальную, объединили римский народ и в конечном счете создали предпосылки для возникновения в Риме республики (ирония истории — царь стал строителем республики).

4. Правовой статус различных социальных групп в Древнем Риме

Опреде­лялось правовое положение лиц в римском праве на основе трех критериев - свободы, граждан­ства и семьи.

Статус свободы делил все население Рима на сво­бодных и рабов. Только свободное население являлось полноправным. Источниками рабства являлись обычно: плен, работорговля, рождение от рабов, продажа и самопро­дажа за долги, наказание за преступление. Раб рас­сматривался как собственность своего хозяина, кото­рый имел над ним неограниченную власть. Признавались кровнород­ственные связи рабов. Рабы лично отвечали за совер­шенные ими уголовные преступления, хотя к ним применялись более суровые наказания.

Особую категорию свободного населения составля­ли вольноотпущенники - рабы, получившие свободу законным образом, т.е. на основании юридического акта, по завещанию, вследствие занесения в цензор­ский список. Действовал запрет на заключение брака вольноотпу­щенника со свободнорожденным лицом. Вольноотпу­щенники сохраняли зависимость от бывшего хозяина, становились его клиентами или колонами.

Институт клиентелы является одним из самых древ­них в римском праве. Еще в царский период клиента­ми становились иноплеменники, младшие сородичи, бывшие рабы. Они составляли основу римского плеб­са. Клиенты находились в подчинении у патрона (гла­вы рода или семьи).

В эпоху империи сформировалась еще одна катего­рия несвободного населения - колоны. Первоначально колонат представлял собой земельную аренду. Грань постепенно между колонами и ра­бами становится едва различимой: они подвергаются одинаковым наказаниям; им запрещено свидетель­ствовать против своих хозяев в суде. Более того, по­ложение колонов приобрело пожизненный и наследственный характер. Освободиться колоны могли только на основании отпуска на волю хозяином или по истече­нии срока давности (более 30 лет не платил оброк и вел собственное хозяйство).

Статус гражданства делил свободное население на римских граждан и перегринов (иностранцев). Граж­данство приобреталось на основании рождения от со­стоявших в законном браке римских граждан по дос­тижении 17-летнего возраста, когда юноша включал­ся в цензовый список и записывался в трибу. Женщины полноправного гражданства не имели, т.к. все­гда находились под властью мужчины, а потому были ограничены в правоспособности. Гражданство могло быть даровано иностранцу «за особые заслуги». Граж­данами признавались также вольноотпущенники при условии, что они находились в собственности по квиритскому праву и получили свободу на законных ос­нованиях. Гражданство прекращалось в случае захва­та римлянина вражеским народом, но по возвраще­нии в Римское государство все права восстанавлива­лись. Допускалось лишение римского гражданства по приговору суда за тяжкие уголовные преступления или в силу утраты статуса свободного человека, что приводило к уменьшению правоспособности.

Наличие гражданства определяло объем политиче­ских и личных прав, а также правовые привилегии. К числу политических прав относились: право уча­ствовать в народных собраниях, право занимать долж­ности, служить в армии. Только граждане могли зак­лючать полноценный в правовом и религиозном отно­шении римский брак, составлять завещания. Статус гражданина давал права на заключение сделок, от­чуждение и приобретение имущества. Римские граждане пользовались особой судебной защитой: они обла­дали привилегией судиться только в Риме перед свои­ми согражданами. Граждан нельзя было подвергнуть телесным наказаниям.

По мере расширения территории Римского государ­ства выделилась категория латинских граждан - жи­телей Италии, не входивших в римскую общину. Свободные жители римских провинций - перегрины - не имели прав римлян или латинов, но сохраня­ли собственное гражданство. За перегринами признавались имущественные права, они пользовались судебной защитой. Со временем перегрины получили возможность приобрести статус римско­го гражданина, если избирались провинциальными магистратами или служили 25 лет во вспомогатель­ных войсках римской армии. В III в. Каракалла даро­вал римское гражданство всем свободным жителям империи, но без права выбора римских магистратов.

Статус семьи наделял полной правоспособностью глав римских семей (pater familias). В состав семьи входили родственники (жена, дети и их семьи), воль­ноотпущенники, клиенты, рабы. В древнейший пери­од власть домовладыки по отношению к членам семьи была огромной и приравнивалась к власти над веща­ми. Он распоряжался семейным имуществом и лично­стью членов семьи (мог продать в кабалу, изгнать из дома). Домовладыка отвечал за правонарушения чле­нов семьи перед общиной (либо выдавал виновного, либо возмещал ущерб).

Таким образом, полная правоспособность лица пред­полагала наличие всех этих статусов: свободы, рим­ского гражданства, самостоятельного положения в се­мье. Утрата определенного статуса существенно изме­няла правовое положение лица и могла привести к полной потере правоспособности. Наименьшая потеря правоспособности происходила при изменении семей­ного статуса человека (при усыновлении, вступлении женщины в брак, манципации). Далее следовало уменьшение правоспособности вследствие потери граж­данства. Наибольшая потеря правоспособности следо­вала в случае утраты свободы и гражданства.

 

Каждый из патрициев обладал следующими правами:

· правом на земельный надел, закрепленный за ним и его семьей (являясь, таким образом, участником общей земельной собственности);

· правом на наследование этого надела и родового имущества вообще;

· правом на получение от рода помощи и защиты;

· правом на участие в религиозных обрядах, празднествах и т. д.

· Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а также клиентами

Другая часть населения, стоявшая вне родовой организации, называ­лась плебеями. Плебеи были лично свободными гражданами Рима, несли военную службу наряду с патрициями, но получали не равную с ними долю военной добычи и в «царский» период были полностью лишены политической правоспособности.

С течением времени численность плебса увеличилась, и он превратил­ся в мощную политическую и экономическую силу, противостоявшую патрици­ату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена вехами борьбы плебеев за уравнивание своих прав с патрициями. 

5. Государственный строй Древнего Рима в республиканский период

Республиканский образ правления установился в Древнем Риме в 509 г. до н.э., после изгнания последнего рекса Тарквиния Гордого. Республиканский период принято делить на периоды ранней (VI-III вв. до н.э.) и поздней (конец III- -I вв. до н.э.)республики. В Римской республике с разделением властей сочетались аристократические и демократиче­ские черты - при преобладании первых - обеспечивавшие привилегированное положение знатной богатой верхушки рабовладельцев (сх. 18).

В 509 г. до н. э. римский народ, возмущенный тираничным правлением рекса Тарквиния Гордого, изгнал его и установил республику — высшая исполнительная власть была передана двум ежегодно избираемым народным собранием консулам.

В условиях республики у плебеев появилось больше возможностей для борьбы за уравнение в правах с патрициями.

Этапы борьбы:

а) 451-450 гг. до н. э. — принятие законов XII Таблиц, писаного права (провозглашалось, что отныне решение народного собрания — закон);

б) 445 г. до н. э. — закон Канулея, разрешавший браки между патрициями и плебеями;

в) 367 г. до н. э. — закон Лициния-Секстия, установивший максимальный размер (125 га) земельного участка, который может находиться в собственности у семьи; изъятие излишков и перераспределение их между безземельными и малоземельными гражданами;

г) 326 г. до н. э. — закон Петелия, запретивший рабство за долги (крайне суровое для той поры, допускающее продажу неоплатных должников в рабство за границу и даже разрубание должника на части, если он не заплатил нескольким кредиторам);

д) 284 г. до н.э. — закон Гортензия, признавший за решениями плебейских сходок (плебецистов) силу закона.

Общественный строй Римской республики:

а) квириты – граждане (нобили, всадники, средние слои и люмпены). В отличие от античных Афин, где существовало хотя бы формальное равенство среди граждан, в Риме граждане по имущественному признаку подразделялись на ряд подгрупп с различным объемом политических прав.

Нобили (сенаторское сословие) — наиболее богатая часть общества, годовой доход которых превышал 1 млн сестерциев. Нобили были владельцами крупных земельных наделов, рабовладельческих латифундий и именно из них формировался Сенат и высшие магистратуры.

Всадники (торговцы, ростовщики, откупщики-публиканы) — годовой доход не менее 400 тысяч сестерциев, доминировали в народном собрании и низших магистратурах.

Средний слой (мелкие ремесленники, торговцы, крестьяне- фермеры) обеспечивали Риму военную и политическую стабильность.

Люмпены, пролетарии — деклассированные элементы, неимущие, но политически полноправные граждане, за голоса которых в народных собраниях боролись политики («хлеба и зрелищ»);

б) перегрины — иностранцы, долгое время проживающие на территории Рима. В отличие от Афин, где метэки были существенно ограничены в правах, в Риме иностранцам (особенно богатым и образованным) создавался режим наибольшего благоприятствования. Естественно, что политических прав перегрины не имели, им было запрещено также приобретать земли в Риме и вступать в брак с римскими гражданами. Между тем в торговой, ремесленной и культурной сферах иностранцы пользовались фактически равными с римлянами правами;

в) рабы (servi) — весьма многочисленная категория населения, создававшая основной прибавочный продукт. Рабство в Риме носило классический, античный характер, римское право рассматривало раба как вещь, как говорящее орудие (servi res sunt — рабы — это вещи), в случае преступления, совершаемого рабом, иск предъявлялся его хозяину (Cum servo nullum actio est — против раба нет иска).

Источниками рабства были: военный плен, рождение от рабынь, покупка рабов на международных рабовладельческих рынках (у пиратов), обращение в рабов за преступления (например, за грабеж).

Пекулий (от латинского pecus — скот или pecunia — деньги) — это способ интенсификации рабского труда, предоставление рабу- пекулисту определенной хозяйственной самостоятельности и заинтересованности в результатах своего труда;

г) либертины — вольноотпущенники, категория населения, которая в период поздней республики и империи начинает играть все большую роль в экономике и политике (император Диоклетиан — сын вольноотпущенника). Сохранение зависимости от своих бывших хозяев, возникновение отношений патрон (бывший хозяин) — клиент (вольноотпущенник).

Государственный строй. В период республики форма Римского государства представляла собой следующее:

1) форма правления — республика (от лат. res publica — общее дело), большинство государственных должностей — выборные, срочные и сменяемые;

2) форма государственного устройства — полис (унитарное государство с элементами федерации);

3) политический режим — аристрократический, т.к. должности, как правило, занимали представители богатых аристократических фамилий (особенно в Сенате).

 

Государственные органы Рима (схема)

Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры.

Высшим органом государственной власти в республиканском Риме провозглашались народные собрания (комиции):

1) куриатные (древние, утратившие в период республики первоначальное значение) — в основном церемониальные функции;

2) трибутные (собрание в округах) — избрание низших должностных лиц, рассмотрение жалоб на действие должностных лиц о взыскании штрафов; кро­ме того, плебейские трибутные собрания избирали плебейского трибуна;

3) центуриатные (всенародные) — имели в период республики главное значение: принятие зако­нов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, прето­ров, цензоров), объявление войны и рассмотрение апелляций на пригово­ры о смертной казни.

Функции центуриатных комиций:

— принятие законов;

— объявление войны;

— избрание должностных лиц;

— предоставление гражданства;

— решение вопросов о помиловании приговоренных к смерти римских граждан (право, закрепленное за народным собранием еще в V в. до н. э.).

Хотя высшим органом государственной власти провозглашалось народное собрание, по сути, главенствующее положение в Риме занимал Сенат (300 человек) — формально совещательное учреждение. Его правовой статус определяется словами: «Сенат полагает, советует, рекомендует», однако с его рекомендациями вынуждены были считаться и народные собрания, и магистраты. Любое распоряжение государственной власти начиналось с аббревиатуры SPQR — «Сенат и народ римский постановляют» — слово «Сенат» ставилось перед словом «народ». Сенат, в состав которого входили наиболее богатые, умудренные жизненным опытом (старше 40 лет) нобили, не был учреждением выборным — раз в пять лет коллегия особых должностных лиц (цензоров) осуществляла ротацию Сената, исключая из него обедневших, либо запятнавших себя преступлениями граждан и включая новых. Именно в руках Сената сосредотачивались основные атрибуты государственной власти — меч и кошелек, что и определяло его авторитет.

Компетенцией Сената было:

1) предварительное рассмотрение законопроектов, выносимых в народное собрание;

2) исполнение законов;

3) распределение армий среди полководцев и выделение средств на содержание армии;

4) составление и исполнение бюджета;

5) издание сенатусконсультов (мнение Сената по тому или иному правовому вопросу, имевших силу закона);

6) назначение диктатора (экстраординарная магистратура) и ряд иных полномочий;

Исполнительная власть в Риме была представлена так называемыми магистратурами (диктаторами, консулами, преторами и т. д.).

 

 

Основными принципами деятельности должностных лиц были следующие:

1) выборность;

2) сменяемость;

3) срочность (как правило, не более одного года);

4) коллегиальность (с возможностью интерцессии — отмены одним магистратом постановления другого, равной или низшей компетенции);

5) безвозмездность;

6) подотчетность.

(Юлий Цезарь, отправил в Сенат следующий отчет о своей деятельности на посту консула: «Veni, vidi, vici» — пришел, увидел, победил).

В Риме государственные должности были неоплачиваемыми, и это закрывало к ним доступ и интерес людей малосостоятельных. Между тем обеспеченные слои общества буквально домогались должностей, тратя на подкуп избирателей огромные деньги, из чего следует сделать вывод о мнимой безвозмездности. Римляне иронизировали о должностных лицах: «Они прибывают бедными в богатые провинции и возвращаются богатыми из бедных провинций».

В период чрезвычайных ситуаций (вражеское нашествие, гражданская война, мятеж) по представлению Сената консул мог назначить диктатора. Диктатура устанавливалась на срок не более, чем на 6 месяцев (в римской истории были случаи, когда диктатор, выполнив поставленную перед ним задачу, уже через несколько дней снимал с себя диктаторские полномочия). Луций Корнелий Сулла был первым диктатором (I в. до н. э.), назначенным на неопределенный срок. Полномочия диктатора были велики — вплоть до отмены законов и казни римских граждан без суда и следствия (знаменитые проскрипции Суллы). Диктатором в свое время был и Юлий Цезарь. Однако диктатура устанавливалась в период Римской республики достаточно редко (около 10 раз), поэтому главными магистратами были два консула, ежегодно избираемые народным собранием на годичный срок (без возможности переизбрания).

Высшими должностями были два консула.

Уважение римлян к консулам (республиканским «царям») было столь велико, что год, в течение которого они правили, получал их имена. Как правило, из числа консулов (действующих или бывших) назначался Сенатом диктатор.

Полномочия консулов были следующие:

а) командование вооруженными силами;

б) право вынесения смертных приговоров (с возможностью обжалования в народном собрании);

в) заключение перемирия, распределение военной добычи и многое другое.

Помощниками консулов были преторы (8 человек), первоначально выполнявшие военные функции, а впоследствии обязанности организации судопроизводства. Особое значение для римского права имела деятельность перегринского претора (рассматривал споры между иностранцами), благодаря ему римское право обогащалось правовыми институтами других народов (например, греческой ипотекой).

Следующими магистратами были два цензора, избиравшиеся раз в 5 лет для составления списков римских граждан, распределения их по трибам и разрядам и для составления списков сенаторов. К их компетенции относился также надзор за нравами и издание соответствующих эдиктов.

Квесторы ведали финансами и расследовали некоторые уголовные дела.

Эдилы наблюдали за общественным порядком в городе, торговлей на рынке, организовывали празднества и зрелища.

Особое место среди магистратов занимали плебейские трибуны, ежегодно избираемые плебеями на своих особых сходках как защитники римской бедноты. Дверь дома плебейского трибуна всегда (и днем, и ночью) должна была быть открытой, чтобы любой плебей мог обратиться к своему защитнику за помощью. Неуважение, проявленное по отношению к плебейскому трибуну, а тем более покушение на его жизнь, рассматривалось как религиозное преступление и весьма сурово наказывалось. (Известен случай, когда гражданин был казнен только за то, что не уступил дорогу идущему по рынку плебейскому трибуну). Власть трибуна основывалась на праве вето (от латинского «veto» — я запрещаю) — возможность приостановить исполнение распоряжения любого должностного лица и даже Сената. Плебейский трибун был вправе арестовать любого римского гражданина и публично его допросить.

Несомненно, что в республиканском Риме принцип «разделения властей» имел место, однако, проведен он был достаточно непоследовательно (власть исполнительная в лице Сената и магистратов явно доминировала над законодательной).

Армия в Древнем Риме играла весьма важную роль, поскольку внешняя политика государства характеризовалась почти непрерывными вой­нами.

Уже в царский период общее собрание римского народа было и войско­вым собранием, смотром военной силы Рима; оно строилось и голосо­вало по подразделениям - - куриатным комициям. Воинскую повинность обязаны были нести все граждане с 18 до 60 лет, как патриции, так и плебеи. Правда, вместо патрона выполнять военные обязанности мог клиент.

В республиканский период, когда римский народ был разделен на иму­щественные разряды, каждый разряд выставлял определенное число вооруженных мужчин, из которых формировались сотни - центурии. Всадники составляли центурии конницы; первый, второй и третий раз­ряды центурии тяжеловооруженной пехоты; четвертый и пятый раз­ряды - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невоо­руженную центурию. Командование армией вручалось сенатом одному из двух консулов.

 

6. Характерные черты государственного строя Рима в период империи

К I веку до н. э. республиканские институты Рима и все общество в целом переживают глубочайший кризис, приведший к смене республики монархией.

Период Римской империи подразделяется на:

· период принципата ( 27 г. до н.э. - - 193 г. н.э.);

· кризисный период (193- -284 гг. н.э.);

· период домината (284- -476 гг. н.э.).

В 27 г. до н. э. Октавиан Август (внучатый племянник Цезаря, усыновленный им), разгромив войска Антония и царицы Египта Клеопатры, становится единовластным правителем-принцепсом, объединяя в своих руках полномочия консула (верховное командование армией), диктатора (право казни гражданина), цензора (право изменять персональный состав Сената). С именем «божественного» Августа принято связывать начало новой эпохи в римской истории — эпохи принципата (принцепс — первый сенатор и гражданин).

Государственный механизм принципата 27 г. до н. э. — 284 г. н. э., ограниченной, замаскированной республиканскими учреждениями монархии может быть представлен в следующем виде:

В течение трех веков принципаты, республиканские учреждения теряют свое прежнее значение, законы (постановления народного собрания) уступают место императорским конституциям (эдиктам, декретам, мандатам, рескриптам): «Слово императора — закон».

Государственный строй Рима в период домината (284-476 гг.)

Ко времени правления Диоклетиана (284- -305гг.) Рим превратился в автократическое монархическое государство. Власть императора была при­знана абсолютной и божественной, сам император - государем и гос­подином (dominus, отсюда доминат). Старые республиканские учреждения исчезают.

Чиновники выделяются в то время в особое сословие: они носят форму, их наде­ляют привилегиями, по окончании службы им назначают высокие пенсии и пр.

В целях укрепления государства, упорядочения управления провинциями, императором Диоклетианом (284-303 гг.) проводится комплекс реформ:

1) административная реформа — разделение империи на Западную и Восточную (окончательное разделение в 395 г.), территория империи разделяется на 10 диоцезов (120 провинций);

2) налоговая реформа — вместо косвенных налогов (весьма многочисленных и плохо собираемых) вводится единый поземельноподушный налог в денежной или натуральной (зерном, вином и т.д.) формах;

3) финансовая реформа — введение полноценной золотой монеты (наряду с находящейся в обороте серебряной и медной);

4) военная реформа — разделение армии на внутренние войска, пограничные войска и преторианскую гвардию; увеличение численности армии на треть; введение рекрутских наборов; пополнение армии за счет варваров.

Данные реформы хотя и не могли остановить падение «колосса на глиняных ногах», коим стала Римская империя в IV-V вв., но замедлили ее падение еще на полтора века. Армия, чиновничество и христианская церковь (христианство становится государственной религией в IV в.) — вот «три кита», на которых держалась империя.

В 395 г. при сыновьях императора Феодосия I произошло официальное разделение Римской империи на:

• Западную Римскую империю со столицей в Риме, прекратившую свое существование в 476 г., когда глава германских наемников Одоакр сверг рим­ского императора Ромула-Августула и занял его место;

• Восточную Римскую империю (Византия) со столицей в Константинополе, которая суще­ствовала еще более тысячи лет под названием Византии.

На смену античности приходит средневековье («medium evum»).

 

7. Этапы византийской государственности

Обычно определяются следующие периоды развития византийского государства:

- IV–VII века – позднеантичная (раннефеодальная) централизованная монархия;

- VIII–XII века – «Второй Рим» - развитое феодальное государство в форме абсолютной монархии с сильной церковной властью, представлявшей собой нечто среднее между прошлой восточной деспотией и будущим западноевропейским абсолютизмом;

- XIII–XV века – кризис и гибель Восточной римской империи.

В IV веке Западная Римская империя окончательно приходит в упадок, и центр экономической и политической жизни смещается на Восток. С 330 года, по инициативе Константина Великого, столицей империи стал древнегреческий город Византий, расположенный на европейском берегу пролива Босфор, между Эгейским и Черным морями. Вскоре город был переименован в Константинополь.

Падение в 476 году Западной Римской империи положило начало самостоятельной истории Византии. В IV–V веках Византия сохраняла унаследованную от Рима государственную и административную организацию. Значительные изменения претерпела лишь армия и военный строй.

Своего расцвета Византия достигла в VI веке, при Юстиниане, когда были осуществлены обширные внешние завоевания, и в состав государства вошли Палестина, Египет, Северное побережье Африки, Италия, юг Испании, а Средиземное море стало «внутренним морем империи».

Именно тогда особое место в системе государственности заняла церковь.

Становление феодально-сословного строя приходится на VIII–IX века, что сопровождалось централизацией политической власти. До нашествия арабов в VII веке в составе Византийской империи находились обширные территории. После военной экспансии арабов и славян Византия утрачивает имперское могущество и к XIII веку переживает период децентрализации и упадка.

В 1204 году крестоносцы, шедшие освобождать «гроб Господень» в Иерусалиме от мусульман, захватили Константинополь и основали недолго просуществовавшую Латинскую империю с европейским императором во главе. Крестоносцы разграбили город несмотря даже на то, что встречать их выходили люди с крестами и изображениями Христа. Из храмов выносилось все, что представляло ценность.

Ослабленная политически, переживавшая экономический упадок Византия должна была между тем вступить в непосильную конкуренцию с развивающейся европейской торговлей на Востоке. Угнетенные народы (в том числе и славяне) в жестокой борьбе с империей отделялись от нее, образуя самостоятельные государства. В 1444 году в битве при Варне, а в 1448 году на Косовом поле турки полностью разбили армии европейских христианских государей. В 1453 году наступила очередь и самого Константинополя, который был взят турками. «Второй Рим», как его называли в Москве, сделался в очередной раз удачной добычей завоевателей. Константин XI, последний император Византии, теряет трон теперь уже навсегда. Константинополь становится мусульманским Стамбулом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: