Эволюция общественного и государственного строя Византии

Христанская концепция власти утвердила представление об императоре как наместнике бога в мирских делах, и это объясняло положение главы государства вне закона. На императора как представителя Христа на земле возлагалась особая обязанность защищать интересы церкви, устои которой были неразрывно связаны с государственностью. Эта взаимосвязь именуется в историко-правовой литературе «цезарепапизмом». Кроме того, император в Восточной Римской империи – это верховный военачальник, законодатель, судья. Начиная с VII века, византийский император носил титул «василевс». Императорский статус не передавался по наследству: формально его выбирал Сенат, народ и армия, а фактически – мощная партия аристократии. Избранного императора венчал на царство Константинопольский патриарх, поэтому личность василевса обладала сакральными характеристиками. Но императоры нередко оказывались во власти определенных группировок, ими ставились и свергались. Из 107 византийских самодержцев только 42 умерли своей смертью или скончались в боях, остальные были либо убиты, либо отреклись от престола.

Император осуществлял управление совместно с Сенатом, который представлял собой консультативный (совещательный) орган по вопросам войны и мира. Важное место в системе политической власти занимал Государственный совет, работавший под председательством квестора (он ведал текущими административными вопросами и осуществлял судебные функции). Помимо императора высшими должностными лицами в Византии были: префект столицы, начальник дворца, квестор, два префекта претория, логофеты (знатоки права). Канцелярии в Византии назывались секретами. К высшим секретам империи принадлежали: внутренних дел (полиция), иностранных дел, военный, финансовый и др.

В IV–VII веках в Восточной римской империи сохранялась позднеримская административно-территориальная система, когда во главе двух префектур стояли префекты. Префектуры подразделялись на диоцезы, которых насчитывалось семь, во главе с викариями. Диоцезы подразделялись на пятьдесят с лишним провинций во главе с начальниками провинций, а самым низшим звеном служили округа, также возглавляемые окружной администрацией. При такой системе управленческие полномочия глав префектур, диоцезов, провинций и округов сочетались с судебными, но были отделены от военных. Однако с VII века на смену староримской модели муниципальной организации пришел фемный строй. Округа (фемы) возглавили специальные стратиги (генерал-губернаторы), осуществлявшие всю полноту гражданской и военной власти в округе. Фемный строй был призван усилить противостояние Византии многочисленным нападениям арабов и славян и укрепить границы государства. Правительство желало видеть стратигов сильными, но в то же время боялось связанных с этим опасностей. Выходом было раздробление провинций, уменьшение их территорий. Военные силы империи состояли из солдат, для которых служба была наследственной профессией. За службу они наделялись земельными участками.

Все свободное население Восточной Римской империи условно подразделялось на почтенных и смиренных. Это деление как бы закрепляло степень причастности к государственной службе и наличие привилегий. Юридически сословная структура также предопределялась занимаемой должностью. Так, высшим являлось сословие сенаторов, которые делились на сиятельных, знатнейших и почтенных (всего 18 разрядов). Звание сенатора было наследственным, но могло быть пожалованным и императором в качестве персональной заслуги. Членам этого сословия предоставлялись обширные финансовые и судебно-правовые привилегии. Сенаторы имели свои военные отряды, свою систему штрафов по отношению к крепостным и параллельно замещали высшие государственные должности, составляя оплот византийской бюрократии. Они освобождались от уплаты основных государственных налогов, не могли быть арестованными и заточенными в тюрьму, осужденными без разрешения императора и согласия Сената. К ним не могли применяться особо тяжкие и позорящие наказания. Наряду с привилегиями сенаторы приобретали и обязанности. Так, в знак своей преданности императору они должны были ежегодно подносить ему подарки, обязаны были проживать только в столице, и не могли покидать ее без уведомления, а также не могли отказываться от выполнения государственных поручений.

Вторым по значению и масштабам предоставляемых привилегий было сословие куриалов, куда входили крупные чиновники. Они тоже обладали финансовыми и судебными привилегиями. Невзирая на привилегию собирать налоги с податных лиц некоторые налоги в казну куриалы и сами были обязаны их платить.

Особым сословием в Византии было духовенство. Оно освобождалось властью от некоторых государственных повинностей, не платило никаких налогов в казну, и это делало привилегии церкви весьма ощутимыми.

Сословие динатов – «могущественных» лиц светского или духовного звания, обладало значительным «налоговым иммунитетом». Динаты также не несли трудовых повинностей в пользу государства.

Знатные и почетные горожане – судовладельцы, торговцы-ростовщики, обладавшие почетными званиями, привилегиями, попадали в один ряд с высшими сословиями.

Мелкие земельные собственники и горожане составляли плебейское сословие. Торговое и ремесленное население объединялось в цеха, обладавшие статусом юридической корпорации.

Помимо групп свободного населения в Византии существовали и категории зависимых. Рабы рассматривались уже не как вещи, а как лишенные свободы люди, ограниченные в правах. Убийство раба приравнивалось к убийству свободного человека плебейского сословия. В IV веке были разрешены браки рабов и свободных, однако рабы были полностью лишены доступа к государственным должностям. Рабы упоминаются в византийских источниках вплоть до XII века, что свидетельствует о медленной феодализации общества.

Немного выше рабов стояли византийские крестьяне, податное сословие, которое было весьма неоднородным. Среди них выделяют позднеантичных колонов – земельных арендаторов по срочным контрактам первого этапа византийской государственности, которые могли быть как лично свободными, так и приписными к земле. При этом если в IV веке преобладала первая категория колонов, то в VI веке – вторая.

Элевтеры были формально свободными крестьянами-общинниками, однако впоследствии вынужденно заполняли прекарные грамоты и становились крепостными.

Апоры – обедневшие общинники, жившие за счет сдачи в аренду своей земли более зажиточным соседям по общине.

Мортиты, наоборот, брали землю в аренду, выплачивая арендодателю «десятину» с выращенного урожая.

С третьего этапа развития византийской государственности среди крестьян начинают преобладать парики (крепостные крестьяне), которых относили к казенным или частным – в зависимости от принадлежности тому или иному господину. Когда в XI веке в Византии появилась прония – условное земельное держание, дававшееся феодалу за воинскую службу (аналог западноевропейскому бенефицию), количество частных париков увеличилось.

Ни одно европейское государство не могло состязаться с Византией по части налогового обложения. Назовем, например, поземельную подать, которую налогоплательщик должен был доставлять сам, в виде зерна и пр.; подушную подать, подать с жилищ, налог на парики и т.д. Кроме того, широко практиковались принудительные постои солдат и чиновников в домах обывателей; принудительная продажа скота и зерна по заниженным ценам; поставки продовольствия в крепости; принудительное участие в строительстве мостов, дорог и пр.

В Восточной Римской империи судебные учреждения подразделялись на светские и церковные. Суд был не вполне отделен от администрации. Высшим светским судом был суд императора, рассматривавший по первой инстанции дела о государственной измене и о других особо тяжких преступлениях. В основном же этот суд служил апелляционной инстанцией на приговоры и решения, вынесенные в низших судах. Императорский совет также являлся судебной инстанцией высшего уровня, рассматривая по первой инстанции тяжкие преступления (преимущественно государственные). Дела с участием придворных находились в ведении протовестиария. А главы отдельных «секретов» рассматривали дела, касавшиеся их отрасли, и с участием лиц, заинтересованных в разрешении конфликта. Так, глава финансового секрета рассматривал спорные дела, где сторонами выступали купцы, судовладельцы.

Церковные суды были строго централизованы: суду патриарха Константинополя подчинялись суды митрополитов. Ниже стояли суды архиепископов, еще ниже – епископские суды. Их компетенция сводилась к юрисдикции в сфере религии, нравственности, а также в брачно-семейной сфере. В сферу деятельности церковных судов Византии попадали и все дела с участием духовенства.

На местном уровне до VII века судебную деятельность в основном осуществляли главы административных единиц. Но, например, в провинции наряду с ее главой, высшим судьей был претор. С введением фемного строя судебную деятельность в фемах стали осуществлять стратиги.

8. Источники права Византии

Развитие византийского права во многом определялось преемственностью с римскими правовыми традициями, получившими здесь самобытное преломление. Там существовала развитая система права. Она была представлена обширным законодательством в виде

императорских указов,

жалованных грамот,

сборников законов и комментариев к ним,

 а также сводов судебной практики.

В период с IV по VIII века основными источниками права страны были кодекс Феодосия и свод Юстиниана.

Кодекс Феодосия

Кодекс Феодосия (V век) был одной из первых попыток систематизации римского права. Он включал только действовавшие тогда нормы права в виде императорского законодательства.

К IV веку указы (или конституции) римских императоров, в течение первых двух столетий принципата не имевшие большого влияния на правоотношения, стали значимым источником права. Конституции императоров до Диоклетиана были собраны юристом по имени Грегорий в 14 книгах под названием Грегорианова кодекса. В правление Константина более поздние конституции были собраны, опять-таки на частных началах, законоведом Гермогенианом в так называемом кодексе Гермогениана.

К правлению Феодосия II обе кодификации порядком устарели, поэтому император в 428 г. назначил комиссию из 8 юристов и поручил им собрать воедино все конституции, изданные Константином и его преемниками.

Кодекс был составлен в Константинополе и выпукло отразил реалии Восточной империи — борьбу с арианами и прочими еретиками, процесс закрепощения крестьянства, рост деспотизма императоров. В 439 г. Феодосий переслал экземпляр уложения западному императору Валентиниану III, который ввёл его в обязательное употребление на своих землях с 1 января 439 года.

Среди прочих установлений, Кодекс Феодосия содержал запрет на гадания и магию.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: