Христанская концепция власти утвердила представление об императоре как наместнике бога в мирских делах, и это объясняло положение главы государства вне закона. На императора как представителя Христа на земле возлагалась особая обязанность защищать интересы церкви, устои которой были неразрывно связаны с государственностью. Эта взаимосвязь именуется в историко-правовой литературе «цезарепапизмом». Кроме того, император в Восточной Римской империи – это верховный военачальник, законодатель, судья. Начиная с VII века, византийский император носил титул «василевс». Императорский статус не передавался по наследству: формально его выбирал Сенат, народ и армия, а фактически – мощная партия аристократии. Избранного императора венчал на царство Константинопольский патриарх, поэтому личность василевса обладала сакральными характеристиками. Но императоры нередко оказывались во власти определенных группировок, ими ставились и свергались. Из 107 византийских самодержцев только 42 умерли своей смертью или скончались в боях, остальные были либо убиты, либо отреклись от престола.
|
|
Император осуществлял управление совместно с Сенатом, который представлял собой консультативный (совещательный) орган по вопросам войны и мира. Важное место в системе политической власти занимал Государственный совет, работавший под председательством квестора (он ведал текущими административными вопросами и осуществлял судебные функции). Помимо императора высшими должностными лицами в Византии были: префект столицы, начальник дворца, квестор, два префекта претория, логофеты (знатоки права). Канцелярии в Византии назывались секретами. К высшим секретам империи принадлежали: внутренних дел (полиция), иностранных дел, военный, финансовый и др.
В IV–VII веках в Восточной римской империи сохранялась позднеримская административно-территориальная система, когда во главе двух префектур стояли префекты. Префектуры подразделялись на диоцезы, которых насчитывалось семь, во главе с викариями. Диоцезы подразделялись на пятьдесят с лишним провинций во главе с начальниками провинций, а самым низшим звеном служили округа, также возглавляемые окружной администрацией. При такой системе управленческие полномочия глав префектур, диоцезов, провинций и округов сочетались с судебными, но были отделены от военных. Однако с VII века на смену староримской модели муниципальной организации пришел фемный строй. Округа (фемы) возглавили специальные стратиги (генерал-губернаторы), осуществлявшие всю полноту гражданской и военной власти в округе. Фемный строй был призван усилить противостояние Византии многочисленным нападениям арабов и славян и укрепить границы государства. Правительство желало видеть стратигов сильными, но в то же время боялось связанных с этим опасностей. Выходом было раздробление провинций, уменьшение их территорий. Военные силы империи состояли из солдат, для которых служба была наследственной профессией. За службу они наделялись земельными участками.
|
|
Все свободное население Восточной Римской империи условно подразделялось на почтенных и смиренных. Это деление как бы закрепляло степень причастности к государственной службе и наличие привилегий. Юридически сословная структура также предопределялась занимаемой должностью. Так, высшим являлось сословие сенаторов, которые делились на сиятельных, знатнейших и почтенных (всего 18 разрядов). Звание сенатора было наследственным, но могло быть пожалованным и императором в качестве персональной заслуги. Членам этого сословия предоставлялись обширные финансовые и судебно-правовые привилегии. Сенаторы имели свои военные отряды, свою систему штрафов по отношению к крепостным и параллельно замещали высшие государственные должности, составляя оплот византийской бюрократии. Они освобождались от уплаты основных государственных налогов, не могли быть арестованными и заточенными в тюрьму, осужденными без разрешения императора и согласия Сената. К ним не могли применяться особо тяжкие и позорящие наказания. Наряду с привилегиями сенаторы приобретали и обязанности. Так, в знак своей преданности императору они должны были ежегодно подносить ему подарки, обязаны были проживать только в столице, и не могли покидать ее без уведомления, а также не могли отказываться от выполнения государственных поручений.
Вторым по значению и масштабам предоставляемых привилегий было сословие куриалов, куда входили крупные чиновники. Они тоже обладали финансовыми и судебными привилегиями. Невзирая на привилегию собирать налоги с податных лиц некоторые налоги в казну куриалы и сами были обязаны их платить.
Особым сословием в Византии было духовенство. Оно освобождалось властью от некоторых государственных повинностей, не платило никаких налогов в казну, и это делало привилегии церкви весьма ощутимыми.
Сословие динатов – «могущественных» лиц светского или духовного звания, обладало значительным «налоговым иммунитетом». Динаты также не несли трудовых повинностей в пользу государства.
Знатные и почетные горожане – судовладельцы, торговцы-ростовщики, обладавшие почетными званиями, привилегиями, попадали в один ряд с высшими сословиями.
Мелкие земельные собственники и горожане составляли плебейское сословие. Торговое и ремесленное население объединялось в цеха, обладавшие статусом юридической корпорации.
Помимо групп свободного населения в Византии существовали и категории зависимых. Рабы рассматривались уже не как вещи, а как лишенные свободы люди, ограниченные в правах. Убийство раба приравнивалось к убийству свободного человека плебейского сословия. В IV веке были разрешены браки рабов и свободных, однако рабы были полностью лишены доступа к государственным должностям. Рабы упоминаются в византийских источниках вплоть до XII века, что свидетельствует о медленной феодализации общества.
Немного выше рабов стояли византийские крестьяне, податное сословие, которое было весьма неоднородным. Среди них выделяют позднеантичных колонов – земельных арендаторов по срочным контрактам первого этапа византийской государственности, которые могли быть как лично свободными, так и приписными к земле. При этом если в IV веке преобладала первая категория колонов, то в VI веке – вторая.
|
|
Элевтеры были формально свободными крестьянами-общинниками, однако впоследствии вынужденно заполняли прекарные грамоты и становились крепостными.
Апоры – обедневшие общинники, жившие за счет сдачи в аренду своей земли более зажиточным соседям по общине.
Мортиты, наоборот, брали землю в аренду, выплачивая арендодателю «десятину» с выращенного урожая.
С третьего этапа развития византийской государственности среди крестьян начинают преобладать парики (крепостные крестьяне), которых относили к казенным или частным – в зависимости от принадлежности тому или иному господину. Когда в XI веке в Византии появилась прония – условное земельное держание, дававшееся феодалу за воинскую службу (аналог западноевропейскому бенефицию), количество частных париков увеличилось.
Ни одно европейское государство не могло состязаться с Византией по части налогового обложения. Назовем, например, поземельную подать, которую налогоплательщик должен был доставлять сам, в виде зерна и пр.; подушную подать, подать с жилищ, налог на парики и т.д. Кроме того, широко практиковались принудительные постои солдат и чиновников в домах обывателей; принудительная продажа скота и зерна по заниженным ценам; поставки продовольствия в крепости; принудительное участие в строительстве мостов, дорог и пр.
В Восточной Римской империи судебные учреждения подразделялись на светские и церковные. Суд был не вполне отделен от администрации. Высшим светским судом был суд императора, рассматривавший по первой инстанции дела о государственной измене и о других особо тяжких преступлениях. В основном же этот суд служил апелляционной инстанцией на приговоры и решения, вынесенные в низших судах. Императорский совет также являлся судебной инстанцией высшего уровня, рассматривая по первой инстанции тяжкие преступления (преимущественно государственные). Дела с участием придворных находились в ведении протовестиария. А главы отдельных «секретов» рассматривали дела, касавшиеся их отрасли, и с участием лиц, заинтересованных в разрешении конфликта. Так, глава финансового секрета рассматривал спорные дела, где сторонами выступали купцы, судовладельцы.
|
|
Церковные суды были строго централизованы: суду патриарха Константинополя подчинялись суды митрополитов. Ниже стояли суды архиепископов, еще ниже – епископские суды. Их компетенция сводилась к юрисдикции в сфере религии, нравственности, а также в брачно-семейной сфере. В сферу деятельности церковных судов Византии попадали и все дела с участием духовенства.
На местном уровне до VII века судебную деятельность в основном осуществляли главы административных единиц. Но, например, в провинции наряду с ее главой, высшим судьей был претор. С введением фемного строя судебную деятельность в фемах стали осуществлять стратиги.
8. Источники права Византии
Развитие византийского права во многом определялось преемственностью с римскими правовыми традициями, получившими здесь самобытное преломление. Там существовала развитая система права. Она была представлена обширным законодательством в виде
императорских указов,
жалованных грамот,
сборников законов и комментариев к ним,
а также сводов судебной практики.
В период с IV по VIII века основными источниками права страны были кодекс Феодосия и свод Юстиниана.
Кодекс Феодосия
Кодекс Феодосия (V век) был одной из первых попыток систематизации римского права. Он включал только действовавшие тогда нормы права в виде императорского законодательства.
К IV веку указы (или конституции) римских императоров, в течение первых двух столетий принципата не имевшие большого влияния на правоотношения, стали значимым источником права. Конституции императоров до Диоклетиана были собраны юристом по имени Грегорий в 14 книгах под названием Грегорианова кодекса. В правление Константина более поздние конституции были собраны, опять-таки на частных началах, законоведом Гермогенианом в так называемом кодексе Гермогениана.
К правлению Феодосия II обе кодификации порядком устарели, поэтому император в 428 г. назначил комиссию из 8 юристов и поручил им собрать воедино все конституции, изданные Константином и его преемниками.
Кодекс был составлен в Константинополе и выпукло отразил реалии Восточной империи — борьбу с арианами и прочими еретиками, процесс закрепощения крестьянства, рост деспотизма императоров. В 439 г. Феодосий переслал экземпляр уложения западному императору Валентиниану III, который ввёл его в обязательное употребление на своих землях с 1 января 439 года.
Среди прочих установлений, Кодекс Феодосия содержал запрет на гадания и магию.