Какой веры был Тамерлан

Обычно считается, что Тамерлан был «ревностным мусульманином». Такое мнение основано на том, что в арабских источниках он постоянно называется «право­верным». Однако сам по себе этот факт еще мало о чем говорит. Так, мы уже видели, что Русь тоже в мусуль­манских источниках того времени называлась «право­верной». Поэтому историки и не могут узнать Русь в ее арабских описаниях и вынуждены выдвинуть гипотезу о том, что арабы при тесных торговых отношениях с Русью ее «вообще не описывали».

Согласно нашей концепци и, все дело в том, что формальный религиозный раскол между пра­вославием, мусульманством и католичеством отнесен в скалигеровской хронологии слишком далеко в прошлое. На самом деле он произошел только в XV веке.

Конечно, религиозные разногласия копились и раньше, но до формального раскола арабы вполне могли называть Русь «правоверной» (даже если и осуж­дали чуждые, им русские религиозные правила). Так что наименование Тамерлана в источниках того времени «правоверным» еще не значит, что он был мусульмани­ном, а не православным или, скажем, католиком.

Возникает еще один вопрос: имело ли мусульманст­во во времена Тамерлана точно такой же вид, как и се­годня? Вообще говоря, это неясно. Дело сильно ослож-

293


няется тем, что время Тамерлана было как раз эпохой «великого раскола» XV века, когда православная — ор­тодоксальная, католическая — латинская и мусульман­ская — несторианская церкви только-только раздели­лись.

Поэтому не исключено, что мусульманские церков­ные обычаи в то время могли существенно отличаться от современных и приближаться, например, к право­славным. Напомним, в частности, хорошо известный факт, что мусульманство образовалось из несторианско-го течения внутри православной церкви. Вообще исто­рия мусульманской церкви совсем не проста, но мы не можем пока сказать ничего определенного по этому по­воду, так как обстоятельного исследования арабских ис­точников мы не проводили.

Во всяком случае, приводимые ниже цитаты показы­вают, что верно хотя бы одно из двух:

1) Тамерлан не был мусульманином;

2) мусульманские обычаи во времена Тамерлана
сильно отличались от современных и больше напоми­
нали обычаи европейских народов.

Вот, например, что писал современник Тамерлана Фома Мецопский в своей книге «История Тимур-Ланка и его преемников». Конечно, мы имеем сегодня лишь редакцию XVI—XVII веков этой книги. Цитируем ее по перепечатке во все том же сборнике «Тамерлан»:

«Некий муж, по имени Тимур-Ланка веры и толка
предтечи антихриста Махмета, появился на востоке в
городе Самарканде».                                  ■. •

«Последовал приказ этого тирана (Тимура) взять в плен всех женщин и детей, а остальных, как верующих христиан, так и неверующих, сбросить с крепостной стены... Мугри, поднявшись на минарет в городе Бер­еди, пронзительным голосом стал кричать:

«Салат амат»... Подумав, поганый Тимур спросил: «Что это за крик?» Приближенные ответили ему: «На­стал день судилища и Исе (то есть Христос) воскрес­нет»... тотчас же Тимур приказал прекратить сбрасыва­ние людей со стены и освободить остальных».

«Он (Тимур) пошел в город Дамаск... и был уже бли-






294


зок к окрестностям Иерусалима... И пришли жены му­сульманских учителей... и говорят ему: «Ты являешься падишахом этой страны, и по воле Бога пришел спро­сить с тех, которые отвергли Божие приказание... в этом городе все злодеи и мужеложники, особенно же лживы муллы... вызови наших начальников, и мы в присутст­вии их подтвердим все»... И последовало его приказание (войскам): «...принесите мне 700 000 голов и соорудите из них 7 башен.:. А если кто скажет: я Иисуса (то есть «я христианин». — AemJ, к нему не подойти (то есть толь­ко христиан Тимур приказал не трогать! — Авт.)»,

Обратите внимание, как мусульманство и христиан­ство перемешаны в описаниях Фомы Мецопского. В одном случае Тимур берет город, вроде бы полностью христианский, и приказывает казнить все его население. Похоже, что Тимур мусульманин. Хотя церкви в городе должны были бы быть христианскими, крик отчаяния был поднят почему-то с минарета (кричал мусульма­нин?). Смысл слов, которые произносились с минаре­та, — чисто христианский. По крайней мере, именно так их понял Тимур и его приближенные. Услышанные слова произвели на него такое впечатление, какое они могли произвести только на христианина. Тимур не только прекращает казни, но и освобождает пленников.

В итоге совершенно непонятно, кто он — христианин или мусульманин? В другом случае жители мусульман­ского города приходят к Тимуру как к падишаху жало­ваться на беззакония в городе. Следовательно, Тимур — мусульманин. Но когда разгневанный Тимур приказыва­ет наказать население города, он строго запрещает тро­гать христиан. Приказывает истреблять только тех, кто не верит в Христа. Значит, он — христианин?

Более того, оказывается, и среди арабских источни­ков не было полного единодушия.в том, какую веру ис­поведовал Тимур. Были и такие арабские авторы, кото­рые считали его «неверным». Ж. Лянглэ («Жизнь Тиму­ра». Пер. с франц. Ташкент, 1980) пишет:. «Арабшах старался обесславить нашего героя как неверного, кото­рый предпочитал закон Чингисхана закону Мухамада, однако все историки единогласно утверждают, что этот


S


монарх исповедовал, по крайней мере наружно, мусуль­манскую религию» (следовательно, по мнению Лянглэ, Арабшах — не «историк». — Авт.).

Далее, хорошо известно, что мусульманский религи­озный закон строго запрещает употребление вина. Тем не менее множество источников утверждает, что в войс­ке Тимура в большом количестве пили вино. Более того, Тимур пил даже водку. Испанский путешественник Руи Гонсалес де Клавихо («Дневник путешествия в Самар­канд ко двору Тимура» 1403—1406. Спб., 1881) пишет:

«Пространство возле царских шатров и павильона было уставлено бочками с вином, расставленными друг от друга на расстоянии брошенного камня, так что они. охватывали все это поле на расстоянии полулиги. —А рядом с этим павильоном устроено много навесов и под каждым — огромная бочка с вином; и эти бочки были так велики, что вмещали не меньше пятнадцати кантар вина». «В тот день сеньор и все, кто с ним были, пили вино, а для того, чтобы скорее опьянеть, им подавали..водку».

Употребление вина Тамерланом отмечалось всеми западноевропейскими путешественниками, которые его видели. Вот как комментирует это М. Иванин, который (в отличие от современников Тимура) уже очень хоро­шо знает, что мусульманам пить вино запрещено: «Здесь Тамерлан, по своему обыкновению; награждал более отличившихся воинов и угощал свои войска раз­ными яствами, напитками и увеселениями, причем самые красивые женщины из числа пленных угощали воинов, поднося им в дорогих чашах кумыс (в переводе Лакруа везде говорится «винами»; но Тамерлан, как ревностный. магометанин, вероятно, не дозволил бы употребление вина, да и где его было взять в степях и возить при войсках)».


О ПОГРЕБЕНИИ ТИМУРА

Известно, что погребение Тимура было произведено с грубыми нарушениями мусульманских обычаев. Му­сульманские правила в отличие от христианских строго

296


запрещают траур при погребении. Но источники сооб--шают, что при погребении Тимура были произведены траурные обряды.

Известный востоковед академик В. В. Бартольд в статье «О погребении Тимура» пишет так:

«Царицам и царевичам было предложено, «согласно требованию шариата и рассудка», не надевать траурных одежд».

Тем не менее оказывается, что, несмотря на такое предписание, «царицы и немногие бывшие с ними ца­ревичи... вместе с царевнами и другими знатными жен­щинами они выполнили обычные у кочевников траур­ные обряды... При этом присутствовали в траурных одеждах бывшие в городе царевичи и вельможи, даже представители ислама, как шейх ал-исламы Абд аль Эв-вель... На этот раз в обрядах принимали участие в чер­ных траурных одеждах не только царицы, царевичи, вельможи и должностные лица, но все население горо­да... После этого был выполнен тот же обряд, как во время поминок по Мухаммед-Султану в Онике; с пла­чем принесли собственный барабан Тимура; барабан своими звуками принял участие в траурной церемонии, потом кожу его разрезали, чтобы он никому больше не служил... Несогласное с правилами ислама убранство мавзолея было удалено только после занятия Самаркан­да Шахрухом (сыном Тимура. — Лет,)... Как строгий блюститель шариата, Шахрух не мог не очистить мавзо­лея Тимура от языческого убранства».

Приведенная цитата, между прочим, подтверждает нашу гипотезу о том, что Тимур и его «подставной хан» Мухаммед-Султан — одно и то же лицо, а именно — знаменитый турецкий султан Магомет II.

Более того, Бартольд при исследовании докумен­тальных свидетельств о месте захоронения Тимура заме­чает, что:

«Трудно согласить это со словами того же автора, что в 1404 году строилось «куполообразное здание для погребения» Мухаммед-Султана и что тело Тимура еще в феврале 1405 г. было положено «в куполообразное

297


здание для погребения»; трудно допустить, что речь идет о двух различных зданиях».

Это также подтверждает, что Тимур и «Мухаммед-Султан» — один и тот же человек.




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: