ПОУРОЧНЫЙ ПЛАН | ||||||||||
Курс: | Первый | Группа: | 1В-2 | Номер урока (пара) | № 72 | |||||
Специальность-квалификация: | 1513000 Ветеринария | |||||||||
Наименование модуля: | Русский язык и литература | |||||||||
Тема урока: | Причастия. Деепричастия.
| |||||||||
Дата: | «15» апреля 2020 г. | Продолжительность: | 2 часа (90 мин) | |||||||
Место проведения: | Кабинет № 414 | |||||||||
Цель урока: | Изучить основные сведения о причастие и деепричастие; | |||||||||
Задачи урока: | Образовательная: познакомить с морфологическими признаками причастия и деепричастия; систематизировать знания о правописании причастий и деепричастий; формировать представление о роли и употреблении причастий и деепричастий в речи. Развивающая: Развивать умение распознавать причастия и деепричастия в тексте. Определять роль причастий и деепричастий в предложении. Воспитательная: Способствовать воспитанию самостоятельности, трудолюбия, отзывчивости, работоспособности. | |||||||||
Ожидаемые результаты: | Расширение представления обучающихся о частях речи. Уметь определять функцию причастий и деепричастий в предложении.
| |||||||||
Тип урока: | комбинированный | |||||||||
Методы обучения, методические приемы, педагогические техники, педагогические технологии: | ||||||||||
исследовательский, объяснительно - иллюстративный, самостоятельная работа, письменный самоконтроль, выработка и совершенствование усвоенных навыков. | ||||||||||
Необходимое оборудование и приборы: | Компьютер, сеть интернет. | |||||||||
Дополнительные источники (литература) | . И.В. Золотарёва, Л.П. Дмитриева «Поурочные разработки по русскому языку 10 класс»: -Москва: Издательство «ВАКО», 2005г , https://multiurok.ru/files/11-klass, https://videouroki.net/razrabotki | |||||||||
Контактная информация преподавателя: | ||||||||||
Ф.И.О.: Гофман Лариса Юрьевна
| Тел.: 8 777 218 06 88 E-mai | |||||||||
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА | ||||
Ход урока | Время (минуты) | Действия преподавателя | Действия слушателей | Учебные ресурсы и материалы |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
1. Организационный этап | 3 мин | Приветствие студентов. Отметить отсутствующих. | Приготовиться к уроку. Отчёт дежурного. | журнал |
2. Проверка выполнения домашнего задания | 20 мин | Заслушивает подготовленные сообщения по теме: Глагол как часть речи. Спражение глагола. | Проверяют домашнее задание. | К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г, |
3. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе | 5мин. | Обеспечить мотивацию, раскрыть цель учебного занятия, поставить задачи, проверка. Вступительное слово преподавателя по теме урока. | Принятие цели новой темы. Кратко знакомятся с темой урока. Отвечают на наводящие вопросы по теме. | тетради. К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г, |
4. Формирование новых знаний и способов деятельности | 30 мин | Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминания изучаемого материала, содействовать обучающимся в освоении новых способов деятельности. Причастия. Деепричастия. | Восприятие и усвоение нового материала. Отвечают на наводящие вопросы. Читают и конспектируют материал по теме. Выполняют письменные задания. | К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г, |
5. Первичная проверка понимания изученного материала | 10 мин | Установить правильность понимания изученного материала, выявить недочёты первичного осмысления, неверные представления. | Слушают, записывают, участвуют в беседе. Выполняют упражнения.. | К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г, |
6. Закрепление новых знаний и способов деятельности | 15 мин | Обеспечить закрепление в памяти обучающихся знаний, повышения уровня осмысления изученного материала. Целевые обходы рабочих мест. | Работают по карточкам, анализируют тексты, выполняют упражнения. | К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г, |
7. Применение знаний и способов деятельности | В течение урока. | Обеспечить усвоение обучающимися знаний на уровне стандартных и нестандартных ситуациях. | Решение проблемных ситуаций. Выполнение письменных заданий. | К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г, |
8. Обобщение и систематизация знаний | 10 мин | Сформировать целостную систему знаний, обобщение. Выполнение письменных заданий. | Слушают. Отвечают на наводящие вопросы. Записывают в тетради.. | К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г, |
9. Контроль и самоконтроль усвоения знаний и способов деятельности | 5 мин | Выявить качество и уровень усвоения, недостатки в знаниях, обеспечить развитие у обучающихся способности к оцениванию. | Устранение недочётов в работе, разбор типичных ошибок, анализ выполнения производственного задания. | Готовые работы. |
10. Коррекция знаний и способов деятельности | 5 мин | Скорректировать выявленные недостатки в знаниях и способах деятельности обучающихся. | Устранение недочётов в работе, разбор типичных ошибок, анализ выполнения производственного задания. | Готовят дополнительные сведения по теме. |
11. Информирование о домашнем задании | 3 мин. | Инструктаж д/з, обеспечить возможность выполнения д/з я учётом индивидуальных способностей студентов. | Записывают домашнее задание. доклады, сообщения. | К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г, |
12. Подведение итогов занятия и рефлексия | 2 мин | Дать качественную оценку работы группы или отдельных студентов, организовать рефлексию. | Рефлексия | К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева «Русский язык 10 класс»: - Алматы: Издательство «Мектеп» 2014 г, |
|
|
Сабақ барысы
ход урока.
1.Ұйымдастыру кезеңі
Организационный момент
2. Оқүшылар білімдерінің өзеқтігі
Ак туализация знаний учащихся.
1. Найдите глаголы 1-го спряжения:
А. Терп…м, кле…шь, завис…т
Б. Сто…т, слыш…м, ход…те
В. Стел…м, тян…тся, бор…шься
Г. Стро…т, вид…те, обид…т
2. Укажите слова с буквой Е в окончании:
А. Гон…те, обид…шь
Б. Завис…м, дыш…шь
В. Бре…мся, волну…шься
Г. Полюб…т, леч…тся
3. Найдите ошибочное утверждение:
А. Написал – прош.вр, сов. в, м.р., ед.ч.
Б. Напишу – буд.вр, несов.в., 1л, ед.ч.
В. Пишу – наст.вр.,несов.в., 1л, ед.ч.
Г. Пишут – наст.вр., несов.в., 3 л., мн.ч.
4. Определите наклонение глаголов: спойте, сходил бы, напишу.
А. условное, повелительное, изъявительное
|
|
Б. изъявительное, условное, повелительное
В. повелительное, условное, изъявительное
Г. изъявительное, повелительное, условное
5. Выберите вариант с непереходным глаголом:
А. Исполнил романс
Б. Разбирать предложение
В. Создают произведения
Г. Адресовал другу
6. Выберите вариант с суффиксом –ОВА-:
А. доказ…вать, испыт…вать
Б. доклад…вать, запис…вать
В. врач…вать, гор…вать
Г. след…вать, завид…вать
7. Найдите ряд, где все причастия пищутся с суффиксом –АЩ.
А. круж…щийся в танце, тревож…щие сведения. Б. трепещ…щий от волнения, клокоч..щий океан.
В. хлопоч…щий отец, та…щий снег
Г. бор…щийся с врагами, жал…щая пчела.
8. Укажите строку, в которой на месте пропуска пишется одна буква Н.
А. Асфальтирова...ый двор, песча…ый берег
Б. Неглаже…ое белье, маши…ое масло
В. Карма…ый фонарик, пчели…ая семья
Г. Гуси…ое перо, стира…ая рубашка.
9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в словах пишутся две буквы НН?
Утре(1)ий город, растрёпа(2) ый бурей, выглядел взъероше(3)ым, косматым. Рва(4)ые снасти хлестали по ветру.
А. 1,2 Б. 1,2,3 В. 2,3 Г. 4
10. Укажите пример, в котором слово пишется с НЕ слитно:
А. никого (не) удививший Б. (не)признан В. (не) вымытый, а грязный Г. (не) проведенный опыт
3. Жаңа материалды зердеу.
Изучение нового материала Причастие. Деепричастие.
Причастие и деепричастие — это две особые формы глагола, которые можно отличить по общему значению, морфологическим признакам и синтаксической роли в предложении.
Причастие — это неспрягаемая форма глагола.
Эта форма глагола обозначает признак предмета по действию, то есть такой признак, который сопряжен с действием, развивающимся в некоторых временных пределах:
На пример: бегущий мальчик — это мальчик, который сам бежит именно сейчас (действие в настоящем времени); мальчик (какой?) бегущий (признак предмета); унесенный ветром лист — это лист, который унес ветер (действие произвел другой предмет в прошедшем времени); лист (какой?) унесенный. Исходя из выясненных значений, дадим следующее определение этой глагольной форме (части речи): Определение Причастие — это неспрягаемая форма глагола, которая обозначает признак предмета по действию, которое он сам производит или испытывает со стороны. Причастия отвечают на вопросы какой? какая? какое? какие?
|
|
Различают действительные и страдательные причастия, для которых характерны определенные суффиксы:
щебетать — щебечущая птичка; любить — любящая внуков бабушка; колебать — колеблемый ветром тростник; опоздать — опоздавший пассажир; нарисовать — нарисованный пейзаж; сплести — сплетенная мастером корзинка; прополоть — прополотая грядка.
Причастие изменяется по падежам, числам и родам, как и имя прилагательное. рокочущий прибой; рокочущая волна; рокочущее произношение; рокочущие звуки.
Деепричастие — это особая форма глагола, которая обладает следующими признаками:
1. Обозначает добавочное действие, отвечает на вопросы что делая? или что сделав?.
2–3. Имеет грамматические признаки глагола и наречия.
К признакам глагола относятся вид (читая — НСВ, прочитав — СВ), переходность (читая книгу — переходн., сидя на стуле — непереходн.) и возвратность (умывая — невозвратн., умываясь — возвратн.). Кроме того, деепричастию свойственно такое же управление, как и остальным глагольным формам: читая / читать / читал / читающий книгу, но чтение книги.
К наречным признакам деепричастия относятся неизменяемость (деепричастия не имеют морфологических признаков наклонения, времени, лица, рода, числа, свойственных спрягаемым формам глагола, и не склоняются, в отличие от причастий); синтаксическая функция деепричастия — обстоятельство; в предложении деепричастие зависит от глагола.
Деепричастия несовершенноговида отвечают на вопрос что делая? и обозначают действие, одновременное с другим действием (например, с тем, которое обозначено сказуемым): Стоя на табуретке, он доставал книги с верхней полки.
Деепричастия НСВ образуются от глаголов НСВ от основы настоящего времени с помощью формообразующего суффикса -а(-я).
У глагола быть деепричастие образуется с помощью суффикса -учи от основы будущего времени: буд-учи. Этот же суффикс используется для образования стилистически окрашенных вариантных форм деепричастий у некоторых других глаголов: игра-я — игра-ючи.
Деепричастия несовершенного вида есть не у всех глаголов НСВ; так, не образуются деепричастия НСВ:
— от глаголов на -чь: печь — пекя (печа);
— от глаголов на -нуть: вянуть — вяня,;
— от некоторых глаголов на шипящий в основе настоящего времени: писать, пишут — пиша, лижут — лижа (но наречие лёжа);
— от глаголов с основой настоящего времени, состоящей только из согласных, и производных от них: пить, пьют (пj-ут) -п ь я.
У глагола давать деепричастие образуется от особой основы: давая (даваj-а).
Деепричастия совершенного вида отвечают на вопрос что сделав? и обозначают действие, предшествовавшее действию основного глагола: Встав на табурет, он достал книгу с верхней полки.
Деепричастия СВ образуются от глаголов СВ от основы прошедшего времени с помощью суффиксов
-в от глаголов с основой на гласный: сдела-в,
-вши от возвратных глаголов с основой на гласный (либо устаревшие, стилистически не нейтральные деепричастия типа увидевши, поглядевши и т. д .): умы-вши-сь,
-ши от глаголов с основой на согласный: испёк-ши.
У некоторых глаголов существуют вариативные формы деепричастия СВ: одно образуется по описанной выше схеме, другое — прибавлением суффикса -а(-я) к основе будущего времени: нахмури-вши-сь — нахмур-я-сь.
Глаголы прочесть, обрести не имеют образованного стандартным способом деепричастий, вместо которых используются деепричастия прочт-я, обрет-я, образованные от основы простого будущего времени с помощью суффикса -я.
Двувидовые глаголы могут иметь два деепричастия, образованные по правилам образования деепричастий НСВ и СВ, например:
обещать: обеща-я — НСВ, обеща-в — СВ,
женить: жен-я — НСВ, жени-в — СВ.
Деепричастие должно указывать на действие того предмета (лица), который назван подлежащим, причем этот предмет (лицо) должен быть субъектом двух действий — названного в сказуемом и в деепричастии. Если эти требования не соблюдаются, получаются неправильные предложения типа:
? Выйдя из дома, у меня заболела голова (деепричастие и спрягаемая форма глагола обозначают действия разных субъектов).
? Потерявшись, щенок был вскоре найден хозяевами (существительное в подлежащем является субъектом действия, названного деепричастием, и объектом действия, названного сказуемым).
Деепричастие может называть дополнительное действие, относимое к главному члену односоставного предложения, а также и к другим членам предложения, выраженным инфинитивом, причастием или другим деепричастием. Предложение построено правильно, если дополнительное и основное действие имеют один и тот же субъект. Например: Переходя улицу, следует осмотреться по сторонам.