Правовое регулирование (правовое воздействие) — это результативное, нормативно-организованное влияние на общественные отношения как специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения), так и иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса).
Правовому регулированию подлежат общественные отношения, обладающие следующими признаками:
1) Отношения, сочетающие индивидуальные интересы и общесоциальные интересы.
2) Отношения, в которых возможен разумный компромисс интересов их участников, в которых каждый соглашается с определенным ограничением своих интересов ради социального согласия, безопасности и спокойствия.
3) Отношения, которые строятся на основе согласия людей с определёнными правилами и признания их обязательности для себя.
4) Отношения, которые могут быть защищены и подкреплены внешним, в том числе государственным принуждением.
Пределы правового регулирования обусловлены потребностями конкретного общества. Современному обществу свойственна юридизация социальных отношений, которые ранее исключались из сферы правового регулирования (например, предпринимательская деятельность).
|
|
В правовом регулировании используется большой арсенал способов (приемов) правового регулирования:
1) дозволения (состоят в предоставлении субъектам прав на совершение определённых позитивных действий);
2) обязывания (заключаются в возложении обязанности совершать определённые позитивные действия);
3) запреты (сводятся к возложению обязанности воздерживаться от запрещённых действий);
4) поощрения (выражаются в награждении субъектов за определённое положительное поведение);
5) рекомендации (состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный) вариант поведения).
В практике правового регулирования в различных сферах общественной жизни в определённом соотношении используются два типа регулирования:
1) Общедозволительный тип правового регулирования выражается в принципе: «Разрешено всё, что прямо не запрещено законом». Значит, субъекты вправе совершать любые действия, не попавшие в разряд запретов. Этот тип правового регулирования распространяется на граждан и негосударственные юридические лица.
2) Разрешительный тип правового регулирования выражается в принципе: «Запрещено всё, что прямо не разрешено законом». Следовательно, субъект вправе избрать только такие формы поведения, которые прямо предписаны правом. Такой тип регулирования свойственен деятельности государственных органов и государственных служащих. Должностное лицо, государственный орган вправе действовать только так, как прямо предписано законом, должностной инструкцией, нормативным приказом.
|
|
Механизм правового регулирования, его элементы и средства
Механизм правового регулирования — это функционирующая, как единое целое, система правовых средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.
Средствами правовой регулирования является: норма права, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, правоотношения, акты реализации права, акты применения права, правосознания, режим законности.
Целью механизма правового регулирования является оптимизация общественных отношений, обеспечение общественного и правового порядка на основе режима законности.
Элементы механизма правового регулирования: нормы права, юридические факты, акты непосредственной реализации права (акты соблюдения, исполнения, использования), акты применения права, законность, правовая культура.
Отдельные элементы механизма правового регулирования доминируют на разных его стадиях. Использование их в определенном порядке характеризует процесс правового регулирования.
3.Стадии процесса правового регулирования
1. Стадия регламентации общественных отношений. На этой стадии создаются нормы права, формируются правила поведения субъектов, условия возникновения у них прав, обязанностей, полномочий, ответственности;
2. Стадия возникновения условий, при которых происходит переход от правовых норм к конкретным актам поведения субъектов права. Ключевым элементом, обозначающим данную стадию, является юридический факт (фактический состав). В определенных случаях юридическим фактом выступает акт применения права, в особенности, когда речь идет о фактическом составе;
3. Стадия непосредственной реализации норм права, в том числе — возникновение правовых отношений.
В некоторых случаях для реализации норм права в фактическом поведении субъектов необходимо издание правоприменительного акта (например, возникновение прав и обязанностей у супругов возможно только при наличии издания акта государственной регистрации брака). Тогда выделяют четвертую, факультативную стадию механизма правового регулирования — стадию применения права. В реальности она совпадает со второй или третьей стадиями механизма правового регулирования.