Правовое регулирование, его пределы, способы и типы

Правовое регулирование (правовое воздействие) — это результативное, нормативно-организованное влияние на общественные отношения как специальной системы собственно правовых средств (норм права, правоотношений, актов реализации и применения), так и иных правовых явлений (правосознания, правовой культуры, правовых принципов, правотворческого процесса).

Правовому регулированию подле­жат общественные отношения, обладающие следующими признаками:

1) Отношения, сочетающие индивидуальные интересы и общесоциальные интересы.

2) Отношения, в которых возможен разумный комп­ромисс интересов их участников, в которых каждый соглашается с определенным ограничением своих интересов ради социального согласия, безопасности и спокойствия.

3) Отношения, которые строятся на основе согласия людей с определёнными правилами и признания их обя­зательности для себя.

4) Отношения, которые могут быть защи­щены и подкреплены внешним, в том числе государствен­ным принуждением.

Пределы правового регулирования обусловлены потребностями конкретного общества. Современному обществу свойственна юридизация социальных отношений, которые ранее исключались из сферы правового регулирования (например, пред­принимательская деятельность).

В правовом регулировании используется большой арсе­нал способов (приемов) правового регулирования:

1) дозволения (состоят в предоставлении субъектам прав на совершение определённых позитивных действий);

2) обязывания (заключаются в возложении обязанности совершать определённые позитивные действия);

3) запреты (сводятся к возложению обязанности воздерживаться от запрещённых действий);

4) поощрения (выражаются в награждении субъектов за определённое положительное поведение);

5) рекомендации (состоят в предложении избрать наиболее целесообразный (оптимальный) вариант поведения).

В практике правового регулирования в различных сфе­рах общественной жизни в определённом соотношении используются два типа регулирования:

1) Общедозволительный тип правового регулирования выражается в принципе: «Разрешено всё, что прямо не запрещено законом». Значит, субъекты вправе совершать любые действия, не попавшие в разряд запретов. Этот тип правового регулирования распространяется на граждан и негосударственные юридические лица.

2) Разрешительный тип правового регулирования выражается в принципе: «Запрещено всё, что прямо не разре­шено законом». Следовательно, субъект вправе избрать только такие формы поведения, которые прямо предписаны правом. Такой тип регулирования свойственен деятельности государственных органов и государственных служащих. Должностное лицо, государственный орган вправе действовать только так, как прямо предписано законом, должностной инструкцией, нормативным приказом.

 

Механизм правового регулирования, его элементы и средства

Механизм правового регулирования — это функциони­рующая, как единое целое, система правовых средств, с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

Средствами правовой регулирования является: норма права, нормативно-правовые акты, акты официального толкования, правоотношения, акты реализации права, акты применения права, правосознания, режим законности.

Целью механизма правового регулирования является оптимизация общественных отношений, обеспечение об­щественного и правового порядка на основе режима закон­ности.

Элементы механизма правового регулирования: нормы права, юридические факты, акты непосредственной реализации права (акты соблюдения, исполнения, использования), акты применения права, законность, правовая культура.

Отдельные элементы механизма правового регулирова­ния доминируют на разных его стадиях. Использование их в определенном порядке характеризует процесс правового регулирования.

 

3.Стадии процесса правового регулирования

1. Стадия регламентации общественных отношений. На этой стадии создаются нормы права, формируются пра­вила поведения субъектов, условия возникновения у них прав, обязанностей, полномочий, ответственности;

2. Стадия возникновения условий, при которых проис­ходит переход от правовых норм к конкретным актам по­ведения субъектов права. Ключевым элементом, обознача­ющим данную стадию, является юридический факт (фак­тический состав). В определенных случаях юридическим фактом выступает акт применения права, в особенности, когда речь идет о фактическом составе;

3. Стадия непосредственной реализации норм права, в том числе — возникновение правовых отношений.

В некоторых случаях для реализации норм права в фактическом поведении субъектов необходимо издание правоприменительного акта (например, возникновение прав и обязанностей у супругов возможно только при на­личии издания акта государственной регистрации брака). Тогда выделяют четвертую, факультативную стадию ме­ханизма правового регулирования — стадию применения права. В реальности она совпадает со второй или третьей стадиями механизма правового регулирования.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: