Система ученых степеней и ученых званий. Профессорско-преподавательские должности и квалификации

 

3.2.1 Ученая степень и ученое звание: история понятий и общая характеристика.

Учёная степень ‒ степень квалификационной системы в науке, позволяющей ранжировать научных деятелей на отдельных этапах академической карьеры. Решение о присуждении учёной степени базируется на оценке только научно-исследовательского уровня соискателя. Стаж в конкретной должности, педагогические достижения и иные показатели не учитываются, в отличие от ситуации присвоения учёных званий.

Впервые ученые степени появились в университетах Европы XII‒XIII вв. вместе с формированием правил и требований к процессу и результату подготовки научных кадров. Средневековый университет обладал большим количеством привилегий, что привлекало желающих быть записанными в матрикулы. Одной из наиболее важных привилегий, характеризующих университет, являлось право предоставления ученых степеней. В средневековых университетах существовала определенная иерархия степеней: бакалавр, лиценциат, магистр и доктор. Но к высшим относились только магистр и доктор, причем употреблялись они на одинаковых началах, с той лишь разницей, что магистр ‒ это была высшая ученая степень на артистическом факультете, а доктор ‒ на всех остальных факультетах. Артистический или факультет свободных искусств относился к низшему типу. К высшим ‒ богословский, юридический и медицинский, причем именно в таком порядке, который влиял на ранговые отношения между профессорами.

Слово «магистр» (от лат. magister ‒ начальник, наставник, учитель, руководитель) ‒ как университетский титул, ученая степень, впервые появился в указах Фридриха Первого Барбароссы, свидетельствуя, что носитель достиг высокого уровня знаний и может передавать их другим. «Доктор» (от лат. docere ‒ учить) означал то же, что и магистр и впервые был присужден в Италии в Болонском университете в 1130 г. Наряду со всеми университетскими степенями употреблялось также слово «профессор» (от лат. profited ‒ объявлять, излагать публично), которое, по сути, означало не более чем «преподаватель» или «ученый человек». Вместе с тем, и магистр, и доктор употреблялись еще до появления самих университетов. Так, изначально слово «магистр» употреблялось в Древнем Риме и означало важное должностное лицо; в Византии «магистр» означал высший титул служебной знати. Титул «доктор» означал, что апостолы, отцы церкви и другие христианские власти имели право учить и интерпретировать Библию. С появлением университетов оба этих титула означали разрешение на преподавание в университете и принадлежность к привилегированной ученой корпорации.

Первое намерение обратить титулы магистр и доктор в показатель ученой квалификации, засвидетельствованный членами корпорации, было высказано в 1213 г., когда канцлер, представлявший в университете власть Парижского епископа, издал распоряжение о том, что читать лекции по богословию и церковному праву должен лишь тот, кто получил одобрение всей коллегии преподавателей.

Условиями для получения наивысших степеней было наличие степени бакалавра (как доказательство прохождения необходимого обучения), степени лиценции (как доказательство прохождения испытаний, дающих право на преподавание) и наличие продолжительного педагогического стажа. Кроме того, обязательным условием для кандидата было наличие значительного количества денежных средств, что практически гарантировало положительный результат детерминации (получения степени).

Особое значение при возведении в ученую степень магистр/доктор имел акт церемониала, инаугурация, идентичная во всех университетах. Так, желающий быть возведенным в ученую степень, должен был заявить о своем желании коллегии магистров/докторов, которые по согласованию с канцлером или факультетом устанавливали дату возведения. Акт церемониала был обставлен большой торжественностью и предусматривал вручение новому доктору докторской шляпы (bonnet) как символа учительского достоинства, книги в двух видах ‒ открытой и закрытой, как символа занятий и размышления, целование нового доктора или магистра доктором-промотором как выражение товарищеской солидарности, надевание перстня на руку, вероятно, как символ обручения с наукой. Примечательно, что в некоторых современных университетах, например, швейцарских, при возведении в ученую степень доктора выдается соответствующий сертификат, а церемония присуждения степеней происходит с большой академической торжественностью, на ней предоставляются знаки отличия: обруч, диплом, академическая шляпа и лавровый венок.

Как правило, ученые степени магистра или доктора, выданные одним из университетов, признавались и в любом другом, с теми же правами, как и в своём родном учебном заведении. Этому способствовали единый язык преподавания (латинский), определенность программ, использование как основных текстов одних и тех же книг, схожие принципы и требования к организации получения ученых степеней и свобода передвижения по Европе.

Однако право на повсеместное преподавание (известное как привилегия Jus Ubique docendi) осложнялось тем, что способных профессоров было недостаточно. И потому данное правило изначально использовалось только для магистров старейших университетов Салерно, Болоньи и Парижа. Их репутация была настолько велика, что выпускники и преподаватели приглашались преподавать во всех других университетах без экзамена, но сами не принимали никаких внешних учителей без экзамена.

С увеличением количества магистров и докторов постепенно появилась необходимость разработки определенных требований к педагогическому процессу в университетах. Так, поскольку большинство из них были выходцами из духовенства, то, начиная преподавать в университете, они давали присягу, что в делах «веры они не будут отступать от Священного Писания, а в науке ‒ от Аристотеля, которого считали «предшественником Христа в естествознании» [71, с. 129‒133].

Таким образом, право предоставления ученых степеней было одной из характерных особенностей средневекового университета. Традиции получения докторской степени получили популярность по всему миру и для современных ученых являются одним из стимулов научного развития.

В России защита диссертаций была введена в 1755 г. в Московском императорском университете сразу после его основания. Дореволюционная система российского образования предполагала существование учёных степеней: «действительный студент», «кандидат», «магистр», «доктор». Эта система включала учёные звания: «адъюнкт», «приват-доцент», «доцент», «адъюнкт-профессор», «экстраординарный профессор», «ординарный профессор», «заслуженный профессор». Эта иерархия ученых степеней и званий была отменена в 1918 г.. В январе 1934 г. была введена ученая степень «кандидат наук», в марте 1937 г. – «доктор наук», установлены кандидатские экзамены и определён порядок защиты диссертаций. В 1934 г. была учреждена общесоюзная Высшая аттестационная комиссия (ВАК).

В связи с распадом СССР прекратила функционирование и советская система присуждения ученых степеней.

В Беларуси, как и в России на данный момент применяется унаследованная от Советского Союза двухступенчатая система послевузовских учёных степеней германского образца:

‒ кандидат наук;

‒ доктор наук.

Кандидат наук – это учёная степень первой из двух послевузовских ступеней в Республике Беларусь, Российской Федерации, ряде стран СНГ и в СССР. Соответствует степени доктора философии (PhD) в западных странах.

У простого слова «кандидат» непростая история. В толковых словарях объясняется, что «кандидат» м это лицо, выдвигаемое для избрания в какой-либо государственный или общественный орган для назначения на ту или иную должность, для приёма в организацию. Этимологические словари утверждают, что слово восходит к латинскому «candidatus» м «домогающийся должности», которое в свою очередь является производным от candido м «делать белым». Претенденты на замещение должности в Древнем Риме облачались в белую одежду (тогу). В дореволюционной России кандидатом называли студента, который блестяще окончил учебное заведение.

Для получения учёной степени кандидата наук необходимо пройти обучение в аспирантуре и защитить перед диссертационным советом, состоящем из действующих ученых диссертацию. При этом до защиты диссертации необходимо опубликовать основные научные результаты диссертации, причем не в любом издании, а в рецензируемых научных изданиях (так называемом списке научных журналов Высшей аттестационной комиссии). Сделать это непросто, поскольку редакционная коллегия этих журналов предъявляет к публикациям высокие научные требования. Для кандидатов наук таких публикаций должно быть не менее 3. Для допуска к защите кандидатской диссертации, кроме того, нужно заранее сдать экзамены по специальности, иностранному языку и философии. Решение о присуждении учёной степени базируется на оценке только научно-исследовательского уровня соискателя. Стаж в конкретной должности, педагогические достижения и иные показатели не учитываются, в отличие от ситуации присвоения учёных званий. Наличие ученой степени кандидата наук позволяет претендовать на ученое звание доцента.

Доктор наук – это учёная степень второй, высшей ступени (после кандидата наук) в СССР, Республике Беларусь, Российской Федерации, а также в ряде стран СНГ и в некоторых бывших социалистических странах. Для получения степени доктора наук необходимо пройти обучение в докторантуре и защитить диссертацию. До защиты диссертации соискателю необходимо написать и опубликовать монографию – научный труд в виде книги с углубленным изучением одной темы и опубликовать не менее 15 статей в рецензируемых научных изданиях. Для соискания степени доктора необходимо иметь степень кандидата наук.

При этом соответствие или родственность отраслей наук и специальностей ранее полученных (последовательно) высшего образования, степени кандидата наук и степени доктора наук не регламентируется. Фактически на практике признаются вполне допустимыми и никак не ограничиваются случаи получения, например, степени кандидата экономических наук инженерами (математиками, химиками) или степени доктора экономических наук кандидатами технических наук.

Учёная степень как кандидата, так и доктора наук присуждается диссертационным советом. После успешной защиты Диссертационный совет учреждения, где состоялась защита, в большинстве случаев подает соответствующие документы в Высшую аттестационную комиссию (ВАК) для контроля, утверждения и принятия окончательного решения относительно выдачи соискателю диплома. При этом для получения диплома доктора наук, помимо резолюции Совета, необходимо наличие положительного заключения экспертного совета соответствующего направления ВАК. Лица, получившие степени с нарушением установленного порядка, могут быть лишены этих степеней.

Мотивационная и статусная ценность ученых степеней не подвергается сомнению. Наиболее престижной, безусловно, является ученая степень доктора наук.

Ученая степень становится символом, свидетельствующим об особых способностях, своеобразным «знаком отличия», позволяет повысить индивидуальный статус и продвинуться на пути к «высшей лиге» университетского образовательного сообщества. В обобщенном виде получение ученой степени для преподавателя вуза дает возможность:

‒ значительно усилить свои статусные позиции как эксперта, ибо с получением ученой степени увеличиваются шансы преподавателя быть приглашенным для участия в каких-либо престижных или хорошо оплачиваемых мероприятиях;

‒ повысить свою конкурентоспособность в условиях общего ухудшения ситуации на профессиональном рынке труда преподавателей, уменьшить риск потери работы;

‒ повысить свой профессиональный авторитет и влияние в локальном образовательном сообществе, свой уровень и качество жизни за счет незначительного, но гарантированного роста доходов, связанного с переходом в более высокую квалификационную категорию;

‒ получить реальные шансы для карьерного продвижения на должности зав. кафедрой, зав. лабораторией, зам. декана, декана, получить возможность большего влияния на процесс распределения учебной нагрузки, выбора дисциплин и т. п.;

‒ ощутить реальное превосходство над менее успешными коллегами, пока не достигшими данной ступени;

‒ удовлетворить свои «состязательные» амбиции, почувствовать себя победителем в общей для всего вузовского сообщества гонке [72, С. 51].

Таким образом, наличие ученой степени — не просто значимый атрибут, свидетельствующий о принадлежности к привилегированной статусной группе, а объективно важная и необходимая ступенька научной карьеры.

Учёное звание ‒ ступень квалификационной системы в высших учебных заведениях и научных организациях, позволяющей ранжировать научных и научно-педагогических сотрудников на отдельных этапах академической карьеры. Званием подтверждается не только определённый уровень специалиста как исследователя, но и соответствие этого специалиста конкретной научно-преподавательской должности. В большинстве государств и стран приём сотрудника на какую-либо должность в университете означает получение одноимённого с этой позицией звания на период трудовых отношений. Сегодня в Республике Беларусь, как и Российской Федерации учёное звание является пожизненным, но присваивается лишь после отработки необходимого стажа в одноимённой (или эквивалентной) должности и выполнения ряда других формальных условий.

В настоящее время присваивается два ученых звания – доцент и профессор.

Чтобы получить звание доцента, преподаватель должен иметь ученую степень кандидата или доктора наук, научно-педагогический стаж не менее 5 лет и преподавать в вузе более года. Кроме этого после защиты диссертации он должен написать несколько научных статей, а также методическое указание по одной из дисциплин кафедры, на которой предполагает работать или уже работает.

Профессор – это ученое звание присваивают лицам, имеющим ученую степень доктора наук, научные достижения или изобретения и ведущих преподавательскую, методическую работу в области высшего и послевузовского профессионального образования. Учёное звание присваивается пожизненно. Если его обладатель сменит место работы или выйдет на пенсию, звание останется. Звание «профессор по кафедре» присваивается преподавателям высших учебных заведений, в том числе военных, а «профессор по специальности» – сотрудникам научных учреждений.

Необходимо обратить внимание, что есть еще и служебные должности, которые называются абсолютно одинаково со званием – должность доцента и профессора. Это вносит определенную путаницу, поскольку должность профессора и звание профессора это не одно и то же. Правильным будет говорить, что человек занимает «профессорскую должность», то есть должность уровня профессора, но при этом он не обязательно будет обладать ученым званием профессора. Различие в том, что «профессорская должность» не предусматривает обучение в докторантуре и защиту диссертации доктора наук, а звание профессора предусматривает. Также бывает и обратная ситуация – человек обладает званием профессора, но не работает на профессорской должности. Если говорить проще – есть должность, а есть звание, и это разные понятия.

Есть еще академические звания. Первое из них ‒ член-корреспондент. Исконно слово «член-корреспондент» (соответствует английскому corresponding member). Исторически, членами-корреспондентами академий были учёные, которые, в отличие от действительных членов, не участвовали в заседаниях академии, а связывались с ней по переписке (корреспонденции). В Российской империи к числу членов-корреспондентов принадлежали выдающиеся зарубежные специалисты, а также учёные с периферии, не уступавшие действительным членам по квалификации.

Постепенно, с развитием транспорта, статус членкора изменился: в большинстве академий, включая советские и постсоветские, данный термин приобрёл современное значение «члена младшей, по сравнению с академиком, ступени», а фрагмент «-корреспондент» утратил содержание. Но и сейчас в мире есть организации, членкорами которых становятся с учётом технического удобства и территориального фактора (так, в Академии наук Австралии членами-корреспондентами избираются именно иностранцы).

Членами-корреспондентами Национальной академии наук Беларуси избираются известные ученые ‒ граждане Республики Беларусь, внесшие значительный вклад в развитие науки и обогатившие её работами крупного научного значения. Членом-корреспондентом НАН Беларуси, в том числе имеющих это звание пенсионерам, назначаются ежемесячные доплаты за академические учёное звание, размер которых устанавливается законодательством.

Члены-корреспонденты являются членами одного из отделений НАН Беларуси в соответствии со специальностью, по которой они избраны, и могут переходить из одного отделения Академии наук в другое на основе личного заявления и решения Президиума НАН Беларуси. Каждый член-корреспондент пользуется правом решающего голоса на Общем собрании НАН Беларуси и на общем собрании отделения Академии наук, членом которого он является.

Академик ‒ член или, при нескольких ступенях членства, член высшей ступени организации учёных ‒ академии наук.

Действительными членами (академиками) Национальной академии наук Беларуси избираются известные ученые ‒ граждане Республики Беларусь, внесшие большой вклад в развитие науки и обогатившие ее трудами первостепенного научного значения. Академикам НАН Беларуси, в том числе имеющим это звание пенсионерам, назначаются ежемесячные доплаты за академическое ученое звание, размер которых устанавливается законодательством.

Академики являются членами одного из отделений НАН Беларуси в соответствии со специальностью, по которой они избраны, и могут переходить из одного отделения Академии наук в другое на основании личного заявления и решения Президиума НАН Беларуси. Каждый академик пользуется правом решающего голоса на Общем собрании НАН Беларуси и на общем собрании отделения Академии наук, членом которого он является.

Академики обязаны обогащать науку новыми достижениями путем лично осуществляемых научных исследований, организации коллективной разработки научных проблем и научного руководства этой разработкой; активно участвовать в инновационной деятельности, создании, защите и вовлечении в гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности, в выполнении задач, возложенных на Академию наук, и реализации основных направлений ее деятельности; активно содействовать реализации и пропаганде достижений науки, обеспечивать подготовку и повышение квалификации научных работников и специалистов; развивать международное научно-техническое сотрудничество.

В качестве внешнего атрибута практически во всех странах, где есть академии наук, имеются академические мантии и шапочки.

 

3.2.2 Профессорско-преподавательские должности в мировой и отечественной образовательной практике. В мировом образовательном пространстве сформировались несколько базовых систем академических титулов и должностей университетских преподавателей, которые оказали влияние на качественный состав педагогических кадров во всех вузах мира. Можно выделить следующие модели академических должностей и титулов:

– модель 1 (Великобритания и большинство стран Британского содружества);

– модель 2 (США, Канада и некоторые другие страны);

– модель 3 (Россия, Беларусь и др.);

– модель 4 (Германия, Австрия, немецко-говорящая часть Швейцарии и др.);

– модель 5 (Франция и некоторые страны Африки).

Как известно, первоначально система титулов и рангов возникла в университетах Великобритании, затем была перенесена в британские колонии и другие страны Европы и Азии, а спустя несколько столетий ‒ в США. Однако в последние годы прослеживается тенденция перехода многих университетов на американскую модель академических должностей (в том числе и на территории Великобритании), что обусловлено ростом политического и экономического влияния США в мире.

Основное деление должностей преподавателей в англоязычных странах (модели 1 и 2) происходит по принципу «tenure-track positions» и «non-tenure positions», что в самом приблизительном виде можно представить как различие между штатными должностями и внештатными. Дело в том, что в Беларуси/России штатным сотрудником университета может стать преподаватель, занимающий любую должность, при условии успешного прохождения процедуры конкурсного отбора и подписания трудового договора с администрацией вуза. В англоязычных же университетах статус «tenure»получают только специалисты высшего разряда, имеющие ученую степень доктора наук (PhD), обладающие значительными достижениями в научно-исследовательской работе, ведущие подготовку докторантов и занимающиеся активной административной и социальной работой.

Заветный для каждого иностранного преподавателя особый статус «tenure» предоставляет ему привилегированное положение и право бессрочно трудиться в данном вузе до момента выхода на заслуженный отдых, при условии, что он не совершит какого-либо особо серьезного правонарушения. С другой стороны, предоставляя этот статус, университеты решают свои кадровые вопросы, «привязывая» наиболее талантливых и многообещающих ученых к работе в своих стенах

В англоговорящих странах карьерный рост преподавателя зависит от внутренней политики университета и комплекса разработанных в нем требований к претендентам на должности, а также от степени престижности самого вуза и даже такого фактора, как расположение университета на территории страны.

Во многих же странах Западной Европы (модели 4 и 5) превалируют государственные университеты, в которых регулирование процедур должностного назначения происходит на основе единых федеральных требований. Например, в Германии преподаватель, уже защитивший две диссертационные работы (магистерскую и докторскую), стремясь получить высокую штатную должность в вузе, приступает к особой процедуре Habilitation (хабилитации), которая заключается в подготовке еще одной научно-квалификационной работы и прохождении педагогической стажировки в течение нескольких лет [73].

Рассмотрим более подробно должностную структуру профессорско-преподавательского состава американских университетов, что позволит более адекватно рассмотреть и особенности организации труда профессорского-преподавательского состава в наших отечественных университетах.

В отличие от отечественной структуры профессорско-преподавательского состава вузов, состоящей из пяти ступеней ‒ ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент и профессор, ‒ в американской университетской практике применяется шестиступенчатая система: ассистент, лектор, инструктор, ассистент-профессор, адъюнк-профессор и полный профессор.

Низшими должностями в структуре преподавательских кадров американской высшей школы являются ассистент, лектор и инструктор. Эти должности не требуют докторской степени и предполагают чтение курсов уровня бакалавриата под общим руководством профессоров. Ассистент ведет только практические и семинарские занятия, а также занимается проверкой письменных работ студентов. Лектор и инструктор имеют право читать лекции. Принципиальное отличие между ними в том, что инструктор значительно больше вовлечен в работу на факультете. В обязанности инструкторов, кроме собственно проведения занятий, входит, как правило: ассистирование работы профессоров, консультирование студентов-бакалавров, участие в мероприятиях факультета, внеучебная работа в университетском городке и другие виды профессиональной деятельности. Лектор приглашается только для чтения конкретных курсов дисциплин и не задействуется в работе на факультете. Как правило, на должности лекторов приглашаются специалисты-практики. Соответственно, отличается принцип начисления заработной платы: ассистент и инструктор получают жалование помесячно, а лектор ‒ по количеству отработанных часов как почасовик.

Известно, что в американской науке существует одна научная степень – докторская (PhD), в отличие от белорусской научной практики ‒ кандидатская и докторская степени. Американцы, имеющие научную степень, могут претендовать на профессорские должности. Профессорских должностей три: ассистент-профессор (Assistant Professor), ассошиэйт- профессор (Associate Professor) и полный профессор (Full Professor), или просто профессор. Все профессорские должности предполагают чтение курсов всех уровней, проведение научных исследований, руководство аспирантами, получающими магистерскую и докторскую степени. При этом полный профессор работает преимущественно с докторантами: читает проблемные курсы и ведет докторские диссертации, а также руководит наиболее значимыми научными темами. Друг от друга профессорские должности отделяют стаж педагогической работы, научные труды и методические разработки.

В целом похоже на отечественную практику. Наибольшее отличие касается научной составляющей. Поскольку в американской образовательной системе наука и высшая школа высоко интегрированы и американские университеты представляют из себя научные центры и школы, то для преподавательского карьерного роста необходимо постоянно проявлять себя как ученого, причем активного исследователя, а не раз и навсегда защитившего диссертацию и забывшего про ее содержание. Работающие на профессорских должностях участвуют в нескольких научных проектах одновременно. Как правило, разрабатывается одновременно ряд факультетских крупных тем, финансируемых правительственными структурами, и проводятся исследования по малым индивидуальным грантам от различных частных фондов и корпораций. Чем больше грантов на научные исследования профессор сумеет получить, тем больше его совокупный заработок. Написание заявок на научные гранты занимает в работе американского профессора значительную долю времени и требует определенных усилий и навыков. В жизни факультетов огромное значение имеют регулярные (как правило еженедельные) научные семинары, на которых каждый преподаватель, а также аспиранты должны выступать с научными докладами по результатам своих исследований для обмена опытом. В России научная составляющая в работе преподавателей также присутствует, но далеко не все занимаются исследовательской работой и являются действующими учеными.

Помимо неформальных отчетов в форме презентаций на факультетских и межфакультетских научных семинарах, участия в конференциях, написания научных статей и отчетов существует система официальной периодической общепрофессиональной оценки всех сотрудников (не менее, чем раз в три года) и преподавателей университетов (не менее, чем раз в пять лет). Также несколько раз в год проводятся анонимные анкетные опросы студентов о качестве преподавания дисциплин. Собирают и обрабатывают информацию специальные службы, и повлиять на результаты анкетирования невозможно.

Для того чтобы лучше понять, как живется американскому преподавателю, следует сказать несколько слов о самой системе обучения студентов в американских университетах. В белорусских, как и российских вузах для того чтобы получить специальность, студенту нужно проучиться определенное количество курсов (лет) в одной и той же учебной группе со стандартным набором дисциплин. Курсы по выбору составляют незначительную долю в учебной программе. В американских университетах для того чтобы получить специальность, нужно набрать определенное количество часов (кредитов) учебных дисциплин, при этом курсы по выбору составляют не менее 30 % учебного плана любой специальности. Среднестатистическому студенту для получения специальности уровня бакалавриата требуется 4 года. В начале каждого семестра студенты, в зависимости от своих финансовых и умственных возможностей, определяют, какое количество курсов они смогут взять в данном семестре и записываются к преподавателям, читающим соответствующие курсы. Одну и ту же дисциплину читают разные профессора, поэтому студент имеет возможность выбрать профессора. Принцип записи к определенному преподавателю на курс заставляет профессоров совершенствоваться, искать новые формы проведения занятий, повышать уровень квалификации. Если преподаватель будет неинтересно читать, то к нему никто не будет записываться на курсы и его не пригласят на следующий учебный год.

Принцип найма на преподавательскую работу ‒ контрактный. В отличие от нашей практики срок контракта составляет 9‒10 или 11‒12 месяцев, то есть положение американских коллег более нестабильное по сравнению с белорусскими преподавателями. И только полный профессор может жить спокойно, не боясь за свое «завтра». Практически все полные профессора имеют «тенуе» (tenure), что переводится с английского как «пребывание в должности». Академическое «тенуе» означает право профессора постоянно или продолжительно работать в университете, т. е. пожизненный или достаточно продолжительный контракт. Все профессора стремятся получить «тенуе», но путь к нему непрост. Испытательный срок (probation period) перед получением «тенуе» составляет 5‒7 лет. По статистике 2/3 всех полных профессоров, работающих на полной ставке, имеют «тенуе».

Профессора являются наиболее многочисленной группой среди своих коллег и составляют наибольшую долю среди других категорий преподавателей ‒ 31 % от их общего числа. Ассошиэйт-профессора являются следующей по численности категорией преподавателей ‒ 25 %, за ними следуют ассистенты-профессора ‒ 23 % и так далее. [74, С. 88‒91].

В отечественной системе высшего образования на протяжении длительного времени сложилась своя собственная система должностей профессорско-преподавательского состава, которая действует достаточно эффективно на основе двухуровневой системы ученых степеней. В процедуре аттестации научных и научно-педагогических кадров также прослеживается преемственность досоветского, советского и новейшего периодов истории. На наш взгляд, система ученых степеней, сложившаяся в Российской Федерации, более эффективно и полно отражает уровень квалификации и профессионализма ученых и преподавателей.

Должность преподавателя в вузе характеризуется обязанностями, необходимыми знаниями и требованиями к квалификации.

Преподаватель высшего учебного заведения – это должность профессорского-преподавательского состава в вузе, предусматривающая выполнение обязанностей педагогического работника. Согласно номенклатуре должностей педагогических работников существуют должности, отнесенные к профессорско-преподавательскому составу и иные должности. Должности педагогических работников, отнесенных к профессорско-преподавательскому составу это ассистент, преподаватель, старший преподаватель, доцент, профессор, заведующий кафедрой, декан факультета. К иным должностям относятся воспитатели, инструкторы, логопеды и пр.

В целом основные обязанности преподавателя включают в себя:

– чтение лекций;

– проведение практических занятий и семинаров, самостоятельных занятий;

– прием и проверка курсовых работ, рефератов, письменных контрольных работ;

– прием зачетов и экзаменов;

– планирование самостоятельной работы студентов и руководство такой работой;

– участие в разработке программ учебной и производственной практики.

Высшие учебные заведения – это не только центры обучения, но еще и центры научной жизни. Поэтому работа преподавателя вуза тесно связана с научной деятельностью. Так, вузы в лице преподавателей проводят исследования (с привлечением студентов), готовят не только бакалавров, специалистов, магистров, но и аспирантов и докторов наук, обладающих учеными степенями и званиями. Поэтому к обязанностям преподавателя вуза можно отнести не только работу по подготовке будущих специалистов, но и работу по подготовке научных кадров.

Сами преподаватели должны совершенствоваться в избранной специальности и, как правило, проводят собственные научные исследования. Карьера преподавателя – это углубление знаний, педагогического опыта, получение ученых степеней и званий, как велят того требования в этой профессии. Поэтому, как правило, обязанности преподавателей вуза так или иначе схожи с обязанностями научных работников.

В таблице 1 можно рассмотреть название должности ППС и квалификационные требования, которые предъявляются к кандидату, стремящемуся к занятию этой должности [75].

 

Таблица 1 ‒ Квалификационные требования кандидата

 

Должности профессорско-преподавательского состава Требования к квалификации
1 2
Ассистент/ Преподаватель Высшее профессиональное образование и стаж работы в образовательном учреждении не менее 1 года, при наличии послевузовского профессионального образования (аспирантура) или ученой степени кандидата наук – без предъявления требований к стажу работы
Старший преподаватель Высшее профессиональное образование и стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет, при наличии ученой степени кандидата наук стаж научно-педагогической работы не менее 1 года
Доцент Высшее профессиональное образование, ученая степень кандидата (доктора) наук и стаж научно-педагогической работы не менее 3 лет или ученое звание доцента
Профессор Высшее профессиональное образование, наличие ученой степени доктора наук и стаж научно-педагогической работы не менее 5 лет, или ученое звание профессора

 

 

Окончание таблицы 1

 

1 2
Заведующий кафедрой Высшее образование, наличие ученой степени доктора или кандидата наук, научных трудов или изобретений, патентов, стаж работы в должностях педагогических, научных работников, должностях руководителей или специалистов, работа которых соответствует направлению образования кафедры, не менее 7 лет
Декан факультета Высшее образование, ученая степень доктора или кандидата наук, наличие научных трудов или изобретений, патентов, стаж работы в должностях педагогических, научных работников, должностях руководителей, работа которых соответствует направлению образования факультета, не менее 5 лет.

 

Таким образом, анализируя соответствие между учеными степенями и должностным положением среди наших преподавателей и их западных коллег можно сделать несколько выводов:

1. Основным различием в должностном положении белорусских (российских) и зарубежных преподавателей является то, что наши соотечественники удостаиваются ученых званий доцента или профессора, присваиваемых Высшей аттестационной комиссией, пожизненно. Наличие определенного ученого звания является одним из определяющих факторов при избрании на соответствующую штатную должность в университете на срок, оговариваемый в трудовом договоре. Однако у наших иностранных коллег право занимать ту или иную должность определяется законами конкретного университета и достаточно сложной системой должностного продвижения. Каждый зарубежный преподаватель стремится заключить с администрацией вуза бессрочный контракт, который предоставляет ему право не только стать штатным сотрудником, но и пользоваться рядом привилегий, например, гарантированной возможностью продолжать педагогическую деятельность до выхода на пенсию. Однако в случае перехода на работу в другой университет преподаватель теряет все свои привилегии и может надеяться на получение должности, аналогичной имевшейся, только если будут отмечены его выдающиеся заслуги.

2. Существующая в академических кругах практика установления соответствий между учеными званиями и титулами профессорско-преподавательского состава разных стран может рассматриваться как приблизительная, так как преподаватели начинают свою деятельность, имея разные ученые степени, и период, который отводится им для демонстрации своих педагогических талантов и умений заниматься научно-исследовательской работой, в совокупности позволяющих претендовать на более высокую должность, также отличается. Кроме того, для некоторых должностей установлены несколько разрядов или уровней, поэтому иногда соответствие может быть установлено только для отдельных категорий. Например, если Lecture только недавно был принят на работу в британский университет, то его профессиональные обязанности и академический статус соответствуют американской должности Assistant professor, однако в британских вузах имеется большое число Lectures и особенно их более старших коллег senior Lectures, которые имеют богатый педагогический опыт и определенные научные достижения. В этом случае их должностное положение более соответствует титулу Associate professor в США [76, С. 74‒81].

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: