Jr рем, поскольку «он якобы никогда не был резиденцией

'князя». Так учат, например, в общеобразовательных

| школах Ярославля на уроках истории. Отметим, что

I Ярославский кремль — это белокаменный кремль, такой

|-же, каким раньше, как считается, был московский, сто-

«яичный кремль. Слово «дворище» означало попросту

«двор князя», то есть кремль.

Ярославль на карте Идрисм

Отождествление исторического Великого Новгорода I с Ярославлем мы увидим также и на средневековой " карте Идриси (см. ниже).

Почему Нижний Новгород назвал нижним?

Восстанавливая за Ярославлем его подлинное древ­нее имя Великого Новгорода, мы сразу понимаем, по­чему современный Нижний Новгород на Волге был на­зван нижним. Он действительно находится ниже Яро­славля по Волге.

Ярославская область как великокняжеское владение

Обычно в средневековой династической практике Ltrapue столицы служили резиденциями вторых сыновей ■; государя. И действительно, как писал Сигизмунд Гер-берштейн в XVI веке, «город и крепость Ярославль на берегу Волги отстоит от Ростова на 12 миль по прямой. [ дороге из Москвы. Страна эта... как и Ростов, составляла наследственную собственность вторых сыновей (братьев) государей*. Это косвенно подтверждает роль Ярославля как старой столицы государства. И в самом деле, извест­но, что до XVI века при Иване Калите и его преемниках область вокруг Ярославля, Ростова, Костромы не пере­давалась по наследству, поскольку считалась великокня­жеским владением — «столичной областью», принадле­жала князю, находящемуся в данный момент на престо­ле. Карамзин, говоря о духовной грамоте Ивана Калиты,

119


отмечает: «в сем завещании не сказано ни слова о Влади­мире, Костроме, Переяславле и других городах, бывших достоянием великокняжеского сана...» Названные горо­да очерчивают область, в которой находятся Ярославль и Ростов. Иван III уже упоминает Ярославль как свою вот­чину. А после Ивана III область стала принадлежать вто­рым сыновьям государей, так как столица переместилась из Ярославля в Москву. Напомним, что, согласно нашей гипотезе, Москва стала столицей лишь со времени Ивана III (с начала XVI века).

Господин Великий Новогород как совокупность городов вокруг Ярославля

Наша гипотеза: термин «Господин Великий Новогород» обозначал не только один определенный город (скажем, Ярославль), но и целую область, являв­шуюся достоянием великокняжеского сана во времена от Ивана Калиты до Ивана III. Она была столичной об­ластью до того, как столица была перенесена в Москву: По нашей гипотезе, этот перенос состоялся лишь в на­чале XVI века, при Иване III.

В состав «Господина Великого Новогорода» — вели­кокняжеской столичной области — входили: Ярославль, Ростов, Кострома, Переяславль, Молога, Владимир, Суздаль.

Известно, что скандинавские источники называли «Великий Новогород» страной городов, то есть считали его совокупностью городов. И русские источники говорят о «независимых концах Новгорода», которые иногда даже воевали между собой. Эти «концы» были независи­мы друг от друга, каждый имел своего главу, свою пе­чать. Каждый «конец» владел определенными землями в Новгородской земле. И вся Новгородская земля была поделена между этими «концами». К новгородским гра­мотам привешивалось сразу несколько печатей от каж­дого «конца»! Например, на одной из древнейших нов­городских грамот их восемь. При решении важных во­просов представители «концов» сходились на одном из веч. Веч было, по крайней мере, два: «на Ярославле

120


у

|&воре» (как писалось в грамотах) и «Софийское вече».

ррсновным считалось вече «на Ярославле». По-видимо-|;му, представители городов всей великокняжеской об-| ласти сходились в Ярославле и оттуда давали грамоты от ^Господина Великого Новогорода, на Ярославле дворе».

Знаменитая Новгородская икона и Ярославская икона

С Великим Новгородом связывается знаменитая рус­ская икона «Знамение Пресвятыя Богородицы в Нове-граде». Образ очень характерен. Богородица изображена по пояс с двумя поднятыми руками, на груди ее круг, в котором младенец Христос также с поднятыми руками. Расположение фигур Богородицы и Христа резко отли­чается от всех других икон. Оказывается, существует и малоизвестный вариант этой иконы, отличающийся только тем,-что Богородица изображена в полный рост; Это — Ярославская икона, называемая сегодня «Богома­терь Великая Панагия». Такое название на самой иконе отсутствует и родилось, по-видимому, намного позднее, поскольку в церковных источниках этого названия нет. I; Это, очевидно, та же Велико-Новгородская икона «Зна-||мение», чтимая на Руси, имеющая свой праздник. По-| скольку считалось, что Ярославская икона относится к 'ярославской школе, ей были вынуждены придумать Щ новое название. Иначе пришлось бы объяснять возни-I кающее отождествление Новгорода с Ярославлем.

Знаменитая историческая велико-новгородская шко­ла живописи очень близка к московской. Что и естест­венно, если Великий Новгород — это Ярославль. А со­временный Новгород на Волхове не так далеко от Пскова. В то же время псковская школа иконописи сильно отличается от московской и новгородской (Ве­ликого Новгорода). Неудивительно, что в современном Новгороде роспись на стенах его старых храмов выпол­нена в духе именно псковской, а не новгородско-мос-ковской школы. Вполне естественно, так как современ­ный Новгород тяготел к Пскову.

Здесь мы видим еще одно косвенное свидетельство

121


того, что исторический Великий Новгород и современ­ный город Новгород на Волхове — разные города, зна­чительно удаленные друг от друга.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: