Краткая наглядная схема нашей гипотезы показана на рис. 10.
В 1547 году 17-летний Иван IV Васильевич был венчан царем. Новому царю была принесена присяга. Его женой (по нашей гипотезе, первой и последней) была Анастасия Захарьина (Романова). Отец жены Роман Захарьин — родоначальник будущих Романовых. Правление Ивана Васильевича продолжалось до 1SS3 года. Самым знаменитым событием его правления было покорение Казани в 1SS2 году. В следующем, 1553 году Иван Васильевич серьезно заболел. К этому времени у него уже был малолетний сын Дмитрий, а вскоре родился второй сын Иван. Историки считают, что Дмитрий погиб сразу же после «кризиса». По нашей гипотезе, это не так.
Цитируем «Царство террора» Р. Г. Скрынникова: «Иван IV занемог тяжким огненным недугом. Он бредил в жару, перестал узнавать близких людей. Кончины его ждали со дня на день. Вечером 11 марта 1553 года ближние бояре присягнули на верность наследнику престола грудному младенцу Дмитрию».
По нашему мнению, царь Иван IV Васильевич действительно заболел настолько тяжело, что окончательно отошел от дел и вскоре после этого (через четыре года) действительно умер. Косвенным подтверждением этому может служить следующий комментарий Скрынникова: «Преждевременная присяга 1553 года показывает, что Захарьины нимало не сомневались в кончине государя». Перед своей болезнью Иван IV стал проявлять необыкновенную набожность. Известно, что он
|
|
226
находился в тот периода под сильным влиянием священника Сильвестра. «На 17-летнего Ивана рассказы и убежденность священника оказывали действие потрясающее. Именно Сильвестр заронил в душу Грозного искру религиозного фанатизма... Приобщение к религии внесло большие перемены в жизнь дворца. Англичан, посещавших страну в то время, поражали многие привычки московского государя... Царь чуждается гру- бых потех, не очень любит охоту, зато находит удо-вояьствие в богослужениях....В том же году (в 1552 году. ; — Авт.) Ивана посетили первые видения». Скрынников далее сообщает, что эти годы являлись «временем исключительного внимания к юродивым.
"Большим почетом тогда пользовался в Москве дивный «кагоходец», зимой и летом ходивший «без телесного одеяния» — в лохмотьях, с тяжкими веригами на шее. То был Василий Блаженный. Его смерть была отмечена в официальных записях Разрядного приказа. Юродивого похоронили в Троице-Сергиевом монастыре при огромном стечении народа».
Самым достоверным и самым ранним из сохранившихся до нашего времени изображений Ивана Грозного Считается так называемый копенгагенский портрет. (Хранится в королевском архиве Дании.) Этот портрет
|
|
^является иконой. Он написан на досках яичными красками, в чисто иконописной манере. Более того, на этой Иконе (как и положено на иконах) изображение помещено в углублении. Края портрета'выступают наружу. Это так называемый ковчег. Отметим, что ковчег могли иметь только иконы, поскольку он заключал в себе определенный церковный смысл. На светских изображениях ковчега не делали. Отметим, что изготовить такой ковчег — сделать углубление в доске и выровнять его поверхность — совсем непросто. Делалось это в соответствии со специальными церковными требованиями. Это особенность старых икон (по крайней мере, до XVII века), написанных на досках.
Наша гипотеза. Василий Блаженный — это царь Иван IV Васильевич (1547-^1553).
Мы считаем, что в 1553 году царь Иван тяжело забо
227
V Венчание |
на царство |
ррр Захарьим/х. Опричнина.Казанская ссылка. Рс&гром Но-вгорооа. Ка$нь Владимира АнЪаъгвичц, ^г» уд~ийст-во митрополита Филиппа.
Рис. 10. Наша реконструкция эпохи «Ивана Грозного» как истории четырех отдельных русских царей, искусственно объединенных романовскими историками в одного «Ивана [розного». На оси времени отмечены основные события этой эпохи
лел, отошел от дел, превратился в юродивого. Такому превращению способствовала его особая набожность, о которой мы говорили. Само слово «Василий» означает попросту «царь» (= базилевс). Когда через 4 года Иван — Василий Блаженный (то есть Блаженный Царь) умер, его смерть, естественно, была отмечена в официальных записях Разрядного приказа. Он был пышно похоронен. Хоронили не простЬ юродивого, а бывшего царя! Впоследствии Ивана = Василия Блаженного канонизировали. Кроме Василия Блаженного, московского чудотворца, в святцах упоминается также и Иван Блаженный, московский чудотворец, о котором никаких подробностей неизвестно. Возможно, это тот же Иван — Василий Блаженный, дважды попавший в святцы под своими двумя именами: Василий и Иван.
Отождествление Ивана IV — покорителя Казани — с Василием Блаженным также косвенно подтверждается тем, что построенный в честь покорения Казани Покровский собор на Красной площади в Москве до сих лор называется собором Василия Блаженного.