Иван IV Васильевич как первый царь «периода Грозного» (правил в 1547-1553 годах)

Краткая наглядная схема нашей гипотезы показана на рис. 10.

В 1547 году 17-летний Иван IV Васильевич был вен­чан царем. Новому царю была принесена присяга. Его женой (по нашей гипотезе, первой и последней) была Анастасия Захарьина (Романова). Отец жены Роман За­харьин — родоначальник будущих Романовых. Правле­ние Ивана Васильевича продолжалось до 1SS3 года. Самым знаменитым событием его правления было по­корение Казани в 1SS2 году. В следующем, 1553 году Иван Васильевич серьезно заболел. К этому времени у него уже был малолетний сын Дмитрий, а вскоре ро­дился второй сын Иван. Историки считают, что Дмит­рий погиб сразу же после «кризиса». По нашей гипоте­зе, это не так.

Цитируем «Царство террора» Р. Г. Скрынникова: «Иван IV занемог тяжким огненным недугом. Он бре­дил в жару, перестал узнавать близких людей. Кончины его ждали со дня на день. Вечером 11 марта 1553 года ближние бояре присягнули на верность наследнику престола грудному младенцу Дмитрию».

По нашему мнению, царь Иван IV Васильевич дей­ствительно заболел настолько тяжело, что окончатель­но отошел от дел и вскоре после этого (через четыре года) действительно умер. Косвенным подтверждением этому может служить следующий комментарий Скрын­никова: «Преждевременная присяга 1553 года показы­вает, что Захарьины нимало не сомневались в кончине государя». Перед своей болезнью Иван IV стал прояв­лять необыкновенную набожность. Известно, что он

226


находился в тот периода под сильным влиянием свя­щенника Сильвестра. «На 17-летнего Ивана рассказы и убежденность священника оказывали действие потря­сающее. Именно Сильвестр заронил в душу Грозного искру религиозного фанатизма... Приобщение к рели­гии внесло большие перемены в жизнь дворца. Англи­чан, посещавших страну в то время, поражали многие привычки московского государя... Царь чуждается гру- бых потех, не очень любит охоту, зато находит удо-вояьствие в богослужениях....В том же году (в 1552 году. ;Авт.) Ивана посетили первые видения». Скрынников далее сообщает, что эти годы являлись «временем исключительного внимания к юродивым.

"Большим почетом тогда пользовался в Москве дивный «кагоходец», зимой и летом ходивший «без телесного одеяния» — в лохмотьях, с тяжкими веригами на шее. То был Василий Блаженный. Его смерть была отмечена в официальных записях Разрядного приказа. Юродиво­го похоронили в Троице-Сергиевом монастыре при ог­ромном стечении народа».

Самым достоверным и самым ранним из сохранив­шихся до нашего времени изображений Ивана Грозного Считается так называемый копенгагенский портрет. (Хранится в королевском архиве Дании.) Этот портрет

^является иконой. Он написан на досках яичными крас­ками, в чисто иконописной манере. Более того, на этой Иконе (как и положено на иконах) изображение поме­щено в углублении. Края портрета'выступают наружу. Это так называемый ковчег. Отметим, что ковчег могли иметь только иконы, поскольку он заключал в себе оп­ределенный церковный смысл. На светских изображе­ниях ковчега не делали. Отметим, что изготовить такой ковчег — сделать углубление в доске и выровнять его поверхность — совсем непросто. Делалось это в соот­ветствии со специальными церковными требованиями. Это особенность старых икон (по крайней мере, до XVII века), написанных на досках.

Наша гипотеза. Василий Блаженный — это царь Иван IV Васильевич (1547-^1553).

Мы считаем, что в 1553 году царь Иван тяжело забо

227


V

Венчание


на царство


ррр Захарьим/х. Опричнина.Казанская ссылка. Рс&гром Но-вгорооа. Ка$нь Владимира АнЪаъгвичц, ^г» уд~ийст-во митрополита Филиппа.

 

Рис. 10. Наша реконструкция эпохи «Ивана Грозного» как истории четырех отдель­ных русских царей, искусственно объединенных романовскими историками в одного «Ивана [розного». На оси времени отмечены основные события этой эпохи


лел, отошел от дел, превратился в юродивого. Такому превращению способствовала его особая набожность, о которой мы говорили. Само слово «Василий» означает попросту «царь» (= базилевс). Когда через 4 года Иван — Василий Блаженный (то есть Блаженный Царь) умер, его смерть, естественно, была отмечена в официальных записях Разрядного приказа. Он был пышно похоронен. Хоронили не простЬ юродивого, а бывшего царя! Впос­ледствии Ивана = Василия Блаженного канонизирова­ли. Кроме Василия Блаженного, московского чудотвор­ца, в святцах упоминается также и Иван Блаженный, московский чудотворец, о котором никаких подробнос­тей неизвестно. Возможно, это тот же Иван Василий Блаженный, дважды попавший в святцы под своими двумя именами: Василий и Иван.

Отождествление Ивана IV — покорителя Казани — с Василием Блаженным также косвенно подтверждается тем, что построенный в честь покорения Казани По­кровский собор на Красной площади в Москве до сих лор называется собором Василия Блаженного.







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: