Порядок выставления фигурок

Последовательность расстановки фигурок свидетельствует о значимости членов семьи. Первыми клиент выбирает наиболее важных родственников, второстепенных выставляет позже. Начало работы с выбора фигурки, изображающей самого клиента, является нормальным и естественным. В сочетании с расположением собственной фигурки в центре всей композиции это свидетельствует об определенном эгоцентризме в восприятии семейных отношений, переживании событий в семье как относящихся в первую очередь к себе. Клиент рассматривает их скорее не в системе всех отношений, а исключительно с позиций того, «каково в этом мне, какое значение это имеет именно для меня».

Исключение какого-либо члена семьи из расстановки кукол говорит о том, что клиент переживает из-за невключенности персонажа в семейное взаимодействие. Если он не выставляет фигуру, которая изображает его самого, — в этом случае клиент ощущает себя изолированным от остальных.

Порядок выбора фигурок показывает, какие диады и триады существуют в семье: членов диады или триады клиент выбирает сразу одного за другим («Это я, а это Сережа», «Это родители», «Еще есть Катя»).

Перемещение куклы туда-сюда, исправление ее места в расстановке (поставил, но затем переместил, снова поменял местами) — показатель амбивалентного отношения к персонажу, которого кукла замещает.

Расположение фигурок

Расположение кукол относительно друг друга говорит об уровне близости между членами семьи, о том, какое место в семейной системе занимает каждый, какие отношения строит с остальными.

О психологической близости можно судить по близости кукол друг к другу. Это относительный показатель, он измеряется не сантиметрами, а сравнительной удаленностью фигурок:

· фигурки двух персонажей расположены ближе друг к другу, чем к остальным, — это говорит о близости;

· куклы сцеплены, держатся друг за друга, одна на другой — симбиотические отношения;

· куклы дистанцированы друг от друга — отчужденность.

Поскольку диагностическая процедура разворачивается в трехмерном пространстве, визуально можно судить о следующем:

· какое место в семейной системе занимает каждый из членов семьи — в центре, в паре с кем-то, в отдалении;

· с кем клиент близок, а от кого отгораживается фигурками других персонажей;

· в какое окружение помещает каждого члена семьи.

Наиболее интересный показатель — куда клиент ставит себя, какое место в семье он ощущает своим (центр, периферия, на дистанции), какие переживания это вызывает. Последнее вы поймете из слов, сопровождающих расстановку фигур.

Наблюдая за выставлением фигурок, обратите внимание на то, как клиент располагает куклу, изображающую его самого: поворачивает к себе (реальному) лицом или отворачивает от себя, — это показатель открытости или закрытости собственного эмоционального опыта, связанного с семейными отношениями, готовности слышать самого себя.

К взаимному расположению кукол относится так называемая геометрия семейного пространства — линии и фигуры, образованные куклами на плоскости и в пространстве 1. Вертикальная или горизонтальная установка кукол говорит о том, во взрослой (вертикально) или в детской (горизонтально) позиции находится персонаж. Горизонтальное расположение (клиент укладывает фигурки, а не ставит на ножки) может свидетельствовать об усталости, слабости и даже позиции крайнего бессилия и стремления к смерти — но это диагностическое суждение не абсолютно.

Если клиент возвышает какие-то фигурки над остальными (устанавливает выше, что-то подкладывает под них) — это говорит об особой значимости тех персонажей, которых символизируют куклы. Расставляя фигуры попарно, например родитель — ребенок, муж — жена, справа клиент обычно ставит ту фигурку, которая отвечает за социальную активность, выход во внешний мир.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: