По курсу «история стран Азии, (новейшее время, часть I. 1918–1945 ГГ. )»

КРАТКИЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ

 

1. Гл авн ые  те нде нц ии  с оц иал ьн о -эк он ом ич е с к ог о  раз ви т ия

 с тра н В ос т ока в м е жв ое нн ый пе ри од

 

 

В межвоенное время в странах Востока продолжался процесс модернизации, начавшийся в середине Х1Х в. под влиянием колонизаторов. Сущность экономической модернизации не изменилась, но ее темпы ускорились и появились различные варианты ее проведения.

В промышленности модернизация проявилась в трех главных формах:

1) создание крупных промышленных предприятий и современной инфраструктуры (электростанции, железные дороги, телеграфные линии и др.);

2) техническое обновление производства;

3) превращение ремесленных мастерских в мелкие капиталистические предприятия.

В межвоенное время модернизация в промышленности наиболее динамично проходила в Индии, Китае, Турции и Иране. В других странах Азии она только начиналась, а в Тропической Африке и Афганистане современные промышленные объекты либо отсутствовали, либо исчислялись единицами.

В сельском хозяйстве модернизация проявилась в развитии товарного производства, в применении новой аграрной техники, в превращении помещичьих и крестьянских хозяйств в капиталистические. Модернизация в сельском хозяйстве проходила гораздо медленнее, чем в промышленности. Главная причина – преобладание в сельском хозяйстве крупных помещичьих хозяйств, которые широко использовали сдачу земли в аренду малоземельным крестьянам. Аренда давала помещикам стабильный доход и не создавала стимулов для развития их хозяйств. Крестьяне в основной массе также вели хозяйство старыми методами.

В межвоенный период сложилось 3 варианта модернизации:

1) модернизация в рамках колоний. В данном случае двигателем модернизации была частная инициатива, а сама модернизация проходила на основе классического капитализма и в границах, установленных колонизаторами. В межвоенное время этот вариант модернизации доминировал;

2) модернизация на основе этатистской политики (Китай, Турция,

Иран, Афганистан). Здесь двигателем модернизации стало государство, которое проводило широкие реформы по обновлению общества, но при этом всячески стимулировало частную инициативу;

3) модернизация на социалистической основе (Монголия). Здесь также государство стало двигателем обновления, но при этом частная собственность была ликвидирована и заменена государственной и кооперативной.

Особенность экономической модернизации на Востоке заключалась в том, что она не охватила экономику целиком, что привело к многоукладности экономики восточных стран. В Азии и Северной Африке современные капиталистические предприятия соседствовали с феодальными помещичьими хозяйствами, с традиционным ремеслом и натуральными крестьянскими хозяйствами. В странах Тропической Африки, Афганистане, аравийских странах капиталистический сектор почти отсутствовал, доминировали общинные хозяйства, которые еще даже не превратились в чисто феодальные. В целом же, в межвоенное время капиталистический сектор по роли в экономике и по числу занятых уступал традиционным секторам во всех восточных странах, кроме Японии.

В межвоенное время сильные позиции в экономике абсолютного большинства восточных стран продолжал занимать иностранный капитал. Иностранцам принадлежали наиболее крупные и технически оснащенные предприятия, работающие в наиболее важных и прибыльных отраслях (добыча полезных ископаемых, металлургия и др.). Иностранные банки по мощи превосходили местные и контролировали финансы восточных стран. Иностранцы господствовали в области транспорта и инфраструктуры. Роль иностранного капитала на Востоке была двоякой. С одной стороны, иностранцы содействовали индустриализации восточных стран, предоставляли местным предпринимателям кредиты и оборудование, их деятельность была примером для местных производителей. С другой стороны, иностранный капитал выкачивал из восточных стран полезные ископаемые и финансовые ресурсы, вытеснял местное производство в легкую и пищевую промышленность, т.е. тормозил развитие Востока.

Тормозящее воздействие иностранного капитала становилось все более отчетливым по мере развития национального производства и укрепления национальной буржуазии. Именно поэтому в 1930-е гг. власти Турции, Китая, Ирана, Афганистана вытеснили иностранный капитал из экономики своих стран либо поставили его под контроль государства. В колониях национальная буржуазия начала активно выступать против иностранного капитала и поддерживать национально-освободительное движение.

Ускорение экономической модернизации ускорило формирование слоев индустриального общества (буржуазии, рабочего класса, современной интеллигенции). Однако на Востоке этот процесс имел свои особенности. Буржуазия на Востоке делилась на высшую и низшую. Высшую буржуазию составляли владельцы крупных предприятий, банков, торговых домов и «новые помещики», т.е. крупные землевладельцы, работающие на рынок. Низшая буржуазия формировалась путем превращения ремесленников, мелких торговцев и зажиточных крестьян в предпринимателей. Между этими группами буржуазии существовали сильные различия в уровне образования и в устремлениях Кроме того, на сознание всех слоев восточной буржуазии сильное влияние оказывала традиционная психология. В итоге в межвоенный период восточная буржуазия еще не поднялась до полного осознания своих интересов и не стала главной силой восточного общества. Только в Индии, Китае и Турции она пыталась влиять на политическую жизнь. В других странах Азии и Северной Африки буржуазия была слабой и малочисленной, а в странах Тропической Африки, Афганистане, Индонезии она практически отсутствовала.

Рабочий класс формировался из числа разорившихся крестьян и ремесленников, причем формировался быстрее, чем буржуазия. Однако значительная часть рабочих была занята в сельском хозяйстве, на мелких предприятиях и в мануфактурах, потомственных рабочих практически не было. Рабочие были безграмотными, а в их сознании сохранялись сильные традиционные стереотипы. В результате, в межвоенный период рабочие не осознавали себя как особый класс и только начинали втягиваться в политическую жизнь.

Подлинным лидером восточных стран стала интеллигенция современного типа. Она имела хорошее образование, ясно представляла себе проблемы своих стран, способы их решения. Именно поэтому национальная интеллигенция возглавила национально-освободительное движение и объединила вокруг себя самые разные слои населения.

В целом в середине ХХ в. слои современного общества составляли на Востоке не более 10-20% населения (2-5% — предприниматели, 5-7% —


интеллигенция, 5-7% — рабочий класс).

 

2. Анти к ол ониал ьн ое дв иже ние в м е ж в ое н ны й пе р и од

 

 

В политическом развитии Востока в межвоенный период главными тенденциями стали: активизация национально-освободительного движения, обновление его идеологии и появление у него политических партий и харизматических лидеров.

Активизация национально-освободительного движения был вызвана усилением противоречий между колонизаторами и населением колоний. Национальная буржуазия была недовольна засильем иностранного капитала, который тормозил развитие национальных экономик. Крестьяне и ремесленники были недовольны высокими налогами и рыночной экономикой, которая ассоциировалась у них с колонизаторами. Интеллигенция видела в колонизаторах главного виновника отсталости и ограбления. Свое влияние на подъем освободительного движения оказали также Коминтерн и СССР. Коминтерн решительно критиковал колониализм, а Советская Россия (позже СССР) оказывала антиколониальному движению дипломатическую поддержку, а порой помогала деньгами и оружием (Китаю, Турции, Монголии).

В межвоенное время национально-освободительное движение получило новую идеологию. В Турции она выразилась в кемализме, в Индии — в гандизме, в Индонезии — в мархаэнизме, в Китае — в суньятсенизме, в мусульманских странах — в исламском национализме. Все эти доктрины имели общие черты:

1) в них призывы к продолжению модернизации сочетались с призывами сохранить лучшие традиции старого общества. Ранее же идеологи национального движения призывали уничтожить традиционное общество и заменить его новым, выстроенным по образцу Запада;

2) новая идеология освободительного движения использовала религиозные идеи, тогда как ранее она была подчеркнуто светской. Так, мархаэнизм называл ислам одной из основ независимой Индонезии и старался совместить идеи ислама с марксизмом и либерализмом. Гандизм опирался на свойственные индуизму традиции терпимости и ненасилия. Суньятсенизм использовал конфуцианские идеи государства-покровителя. Исламский национализм призывал к восстановлению демократических идей  ислама.  И  только  кемализм  носил  ярко  выраженный  светский


характер;

3) идеология освободительного движения выражала теперь не только интересы буржуазии, но и простых людей. Ее создатели отрицали деление восточного общества на классы и призывали к социальной гармонии, к опеке богатых над бедными.

Новая идеология позволяла объединить в борьбе за независимость самые широкие слои населения, что заметно усилило антиколониальное движение.

В межвоенное время ускорилось формирование на Востоке политических партий. Под влиянием Октябрьской революции во многих странах Азии и Африки появились коммунистические партии и группы. Коммунисты считали восточные страны созревшими для социализма, поэтому выступали за скорейшее проведение социалистической революции и установление диктатуры пролетариата. Они также отказывались от сотрудничества с другими партиями и решительно выступали против религии. Из-за всех этих ошибок компартии в странах Востока не имели высокого авторитета, а в ряде стран были загнаны в подполье (Турция, Иран, Индонезия). Исключением стала компартия Китая, которой удалось закрепиться на политической сцене страны.



Главной политической силой в странах Востока стали национальные партии: в Китае — Гоминьдан, в Индии — Индийский национальный конгресс, в Турции — Народно-республиканская партия и др. Из этих партий вышли харизматические лидеры национально-освободительного движения. В Китае — Сунь Ятсен, в Индии — М. Ганди, в Турции — М. Кемаль.

Благодаря своей гибкой идеологии национальные  партии объединили вокруг себя разные слои населения и превратились в массовые организации. Общей целью все национальные партии считали достижение независимости и создание сильных процветающих государств. Однако они по-разному представляли себе методы достижения этой цели. Так, стратегия ИНК строилась на использовании ненасильственных форм борьбы в виде кампаний гражданского неповиновения. Национальные партии Китая и Турции свою стратегию выстроили на вооруженной борьбе за независимость. Национальные партии Египта и Индонезии старались сочетать пропагандистскую деятельность и вооруженную борьбу.

В межвоенный период антиколониальное движение прошло 3 этапа:

резкий подъем в 1918 – 1923 гг., спад в 1924 – 1929 гг. и новый подъем в 1929 – 1939 гг. В это время антиколониальное движение добилось заметных успехов по сравнению с началом ХХ в. Египет, Афганистан, Иран, Ирак, Турция, Китай стали независимыми государствами. США в 1935 г. предоставили автономию Филиппинам и пообещали в течение 10 лет предоставить независимость. В 1936 г. Франция признала независимость Сирии и Ливана, но в 1939 г. отказалась от этого решения.

В годы Второй мировой войны активность антиколониального движения еще более усилилась под влиянием ряда факторов: принятия Атлантической хартии, поражения Франции, снижения возможности Великобритании бороться с освободительным движением, захвата Японией стран Юго-Восточной Азии. В годы войны часть национальных партий пошла на сотрудничество с «державами оси», но основная масса предпочла ориентацию на антигитлеровскую коалицию. В конце войны отчетливо проявилась тенденция к созданию коалиций антиколониальных сил разной идейной направленности во имя борьбы за независимость. В ряде колоний у национально-освободительного движения появились вооруженные формирования. В целом ряде стран Азии и Северной Африки антиколониальные силы в 1944–1945 гг. потребовали от руководства метрополий предоставления независимости и даже провозгласили независимость своих стран (Индонезия, Вьетнам, Лаос и др.). Стремление к независимости продемонстрировали и страны Тропической Африки. В октябре 1945 г. Пятый панафриканский конгресс призвал африканцев к борьбе за свободу с использованием всех средств, в том числе и военных.

В сложившихся условиях крушение колониальной системы стало лишь вопросом времени.

 

 3. Стран ы Дал ь не г о В ос т ок а в 1918 –1 945 гг.

 

 

Китай в 1918-1929 гг.

 

К окончанию Первой мировой войны Китай оставался отсталой полуколониальной страной. За годы войны ускорилось развитие национальной промышленности, т.к. иностранное вмешательство в экономику ослабло. Однако иностранный капитал стал занимать сильные позиции в Китае. Иностранцы контролировали таможни и внешнюю торговлю,  добывающую  промышленность,  транспорт,  финансовую


систему, почти половину легкой промышленности страны. В политическом отношении Китай после Синьхайской революции распался на зоны влияния милитаристских группировок. Они вели между собой постоянные войны, которые использовали иностранные державы для усиления своего влияния в стране. Возникла реальная угроза раскола Китая на несколько частей и полной утраты независимости.

В то же время за годы войны в китайском обществе усилились националистические настроения, выросло стремление к созданию сильного независимого Китая. В наибольшей степени эти настроения охватили городские слои: студенчество, интеллигенцию, предпринимателей, ремесленников, рабочих. В годы войны патриотически настроенная интеллигенция создала «движение за новую культуру», выступившее за преодоление конфуцианства и за обновление страны.

Подлинным вождем китайских националистов стал Сунь Ятсен, разработавший программу модернизации страны. Эта программа сочетала традиционные и западные идеи и была нацелена на создание в Китае развитого и справедливого общества. В основе программы Сунь Ятсена лежала идея «ускорения прогресса», чтобы вывести Китай в число наиболее передовых и сильных стран мира. В экономической сфере Сунь Ятсен выступал за быстрое развитие промышленности, инфраструктуры и сельского хозяйства на базе достижений мировой науки и техники. При этом Сунь Ятсен главную роль в экономике отводил государству, а частному сектору отводил подчиненную роль, т.к. он считал буржуазию группой безнравственных стяжателей, вносящих раскол в общество. Такую экономическую систему Сунь Ятсен называл государственным социализмом. В социальной сфере Сунь Ятсен считал, что государство не должно допустить резких разрывов в доходах населения и тем самым обеспечить социальный мир в стране. В политической сфере Сунь Ятсен хотел создать демократическую республику, но считал, что для ее создания революционная партия должна установить опеку над обществом, чтобы приучить народ к жизни по принципам демократии.

Сразу после войны в Китае произошел подъем национального движения, вызванный политикой великих держав. На Парижской мирной конференции они отказались даже рассматривать вопрос об отмене неравноправных договоров с Китаем и передали Японии часть его территории, хотя Китай участвовал в войне на стороне Антанты. 4 мая 1919  г.  студенты  Пекина  подняли  антииностранное  движение,  которое


быстро охватило крупные города страны. В нем объединились студенты, интеллигенция, буржуазия, ремесленники, рабочие. Однако незначительных уступок правительства оказалось достаточно для того, чтобы в июне 1919 г. это движение прекратилось, хотя положение в стране никак не изменилось.

В то же время Движение 4 мая подтолкнуло процесс создания политических партий, т.к. оно показало политикам страны, что борьбу за обновление и независимость надо готовить. Первый шаг в этом направлении сделал Сунь Ятсен, разочаровавшийся в своих попытках возродить Китай с помощью милитаристов и западных держав. В октябре 1919 г. он создал Китайскую национальную партию (Гоминьдан). Одновременно он установил контакты с СССР, увидев в нем союзника в борьбе за независимость страны. С помощью инструкторов из ВКП (б) он в начале 1920-х гг. реорганизовал Гоминьдан, сделав партию прочной политической организацией с четкой структурой, программой и уставом. В мае 1921 г. на базе марксистских кружков была создана Коммунистическая партия Китая (КПК). Она выступила за немедленную социалистическую революцию в Китае и отвергала сотрудничество с другими партиями, в т.ч. и с Гоминьданом. В Гоминьдане также было много противников сотрудничества с коммунистами.

Тем не менее, Сунь Ятсен взял курс на создание союза Гоминьдана и КПК, встретив на этом пути поддержку СССР, который подтолкнул КПК к сотрудничеству с партией Сунь Ятсена. В январе 1924 г. был создан союз Гоминьдана и КПК, получивший название «единый фронт». По условиям этого союза члены КПК вступали в Гоминьдан, коммунисты входили в партийное руководство, но при этом КПК сохраняла свою идейную самостоятельность. Своими целями единый фронт назвал объединение страны, отмену неравноправных договоров, введение демократических свобод, улучшения положения крестьян и рабочих. Свою работу единый фронт перенес на юг Китая, где началось создание рабочих и крестьянских союзов, а также была создана военная школа для формирования собственной армии. Эти действия сделали единый фронт реальной силой.

В 1925 г. в Китае начался новый подъем национального движения, вскоре переросший в национальную революцию 1925 – 1928 гг. В мае 1925 г. англичане расстреляли антияпонскую демонстрацию в Шанхае, что вызвало целую волну антииностранных выступлений в крупных городах страны. Однако в июне 1925 г. после некоторых уступок великих держав

движение пошло на спад. В этих условиях Гоминьдан решил начать вооруженную борьбу за объединение страны. В июне 1925 г. он создал свое правительство на юге страны, объявившее себя единственной законной властью, и переименовал свои отряды в Национально- революционную армию (НРА). К началу 1926 г. НРА разбила милитаристов Южного Китая и поставила под свой контроль две южные провинции. В июле 1926 г. она начала Северный поход и в апреле 1927 г. контролировала уже весь Южный Китай до р. Янцзы. В апреле 1928 г. НРА возобновила Северный поход, и в декабре 1929 г. весь Китай оказался под властью Гоминьдана. Национальная революция завершилась победой.

Однако в ходе революции единый фронт распался. Причиной распада стал конфликт между коммунистами и правым крылом Гоминьдана. В ходе революции КПК решила подчинить себе Гоминьдан и начала выдвигать лозунги социальных преобразований, рассчитывая возглавить революцию. Это обеспокоило правую часть Гоминьдана, боявшуюся, что коммунисты расколют национальное движение своими призывами передать землю крестьянам, а фабрики рабочим. В 1926 г. лидер правого крыла командующий НРА Чан Кайши убрал коммунистов из руководства Гоминьдана и сосредоточил в своих руках всю власть в партии. Но от союза с КПК не отказался, чтобы не потерять поддержку СССР перед Северным походом. В начале 1927 г. коммунисты вместе с левой частью Гоминьдана сумели лишить Чан Кайши контроля над партией. В ответ он в апреле 1927 г. создал собственное правительство и развернул репрессии против коммунистов. Левое крыло Гоминьдана в июле 1927 г. разорвало союз с коммунистами и признало власть Чан Кайши. После распада единого фронта КПК начала открытую борьбу с Гоминьданом за то, чтобы возглавить революцию. Осенью 1927 г. коммунисты подняли восстания крестьян на юге Китая. Эти восстания не получили широкой поддержки и были подавлены. Гоминьдан доказал, что является главной силой Китая.

 

Гоминьдановский режим в 19291945 гг.

 

Объединив Китай под своей властью, Чан Кайши установил в стране диктатуру Гоминьдана. Конституции 1931 и 1936 гг. провозгласили высшим органом власти съезд Гоминьдана, а в перерывах между съездами страной  руководил  ЦИК  Гоминьдана.  Записанные  в  конституциях

политические права и свободы существовали только на бумаге.

Гоминьдановский режим предпринял шаги по укреплению Китая. В 1928 г. Китай восстановил контроль над таможнями. В 1931 г. был принят закон, по которому иностранцы стали подсудны китайским  судам.  В 1931 г. был принят закон, по которому иностранцы не могли иметь более 49 % акций китайских предприятий. В 1935 г. Китай установил полный контроль над финансовой системой страны. К 1937 г. правительство добилось возврата Китаю большинства концессий. Таким образом, Китай ликвидировал большинство неравноправных договоров. Великие державы на интервенцию не решились, т.к. понимали, что на борьбу поднимется весь народ.

В экономической сфере гоминьдановское правительство построило за счет государства ряд современных предприятий и предприняло шаги по развитию транспорта. В 1936 г. был принят 3-летний план развития тяжелой и военной промышленности. В сельском хозяйстве правительство действовало осторожно, т.к. боялось потерять поддержку помещиков. Оно ограничилось снижением арендной платы до 37,5 % урожая. И только в 1935 г. была разработана программа по освоению целинных земель, развитию ирригации, созданию сельскохозяйственных банков и крестьянских кооперативов.

В социальной сфере гоминьдановское правительство впервые в истории Китая приняло рабочее законодательство, которое установило продолжительность рабочего дня и минимальный размер зарплаты, предоставило рабочим право на забастовку и на создание профсоюзов. Правительство также открыло в Китае около 2,5 тысяч новых школ и 22 университета.

Все эти действия укрепили гоминьдановский режим и позволили ему успешно бороться с внутренними врагами. Одним из противников стали милитаристы, поддержавшие в ходе революции Чан Кайши в надежде сохранить свои сферы влияния. В 1929–1931 гг. Чан Кайши подавил их мятежи. И хотя затем милитаристы вместе с противниками Чан Кайши в партии периодически выступали против его власти, реальной угрозы режиму они не представляли.

Более серьезным противником стала КПК. В 1928–1930 гг. коммунисты сформировали свою Красную Армию и создали в Центральном и Южном Китае 19 советских районов – зон влияния КПК. В 1930 – 1931 гг. Чан Кайши провел 3 военных похода против советских районов, но потерпел неудачу. В 1931 г. КПК на базе советских районов создала Китайскую советскую республику, правительство которой возглавил Мао Цзэдун. Создание советской республики поставило Китай на грань новой гражданской войны.

Однако ситуация в стране работала против КПК. Начатые Гоминьданом реформы постоянно повышали авторитет режима. Кроме того, после захвата Японией в 1931 г. Северо-Восточного Китая на первый план в стране опять вышла идея единства национальных сил. В глазах китайцев режим Чан Кайши стал символом независимости, а КПК, призывавшую свергнуть этот режим, население воспринимало как раскольника национального единства. Более того, в советских районах появились партизанские отряды зажиточных крестьян и помещиков, недовольных начатой коммунистами конфискацией земли. Уже в 1932 г. в ходе четвертого похода Чан Кайши против советских районов КПК утратила ряд территорий. В 1933 г. армия Гоминьдана начала пятый поход и стала теснить отряды КПК. В 1934 г. Красная Армия оставила советские районы и с тяжелыми боями перешла в глухие районы Северо-западного Китая, где создала несколько небольших советских районов, не игравших существенной роли. Советское движение потерпело поражение. Еще больше КПК ослабила внутренняя борьба за  руководство  партией.  В 1935 г. фактически главой КПК стал Мао Цзэдун, который начал расправляться со своими противниками в партии.

В 1935 г. Чан Кайши мог полностью уничтожить КПК, но не стал этого делать, т.к. в это время усилилось давление Японии на Китай. Уже в 1931 г. японцы захватили Северо-Восточный Китай и в 1932 г. создали там марионеточное государство Маньчжоу-Го. В 1935 г. Япония организовала сепаратистское движение в пяти провинциях Северного Китая с целью создать еще одно марионеточное государство. В ответ развернулось широкое антияпонское движение под лозунгом объединения всех сил страны. Для Чан Кайши продолжение войны с КПК в этих условиях стало политически невыгодным. Кроме того, Чан Кайши хотел получить помощь СССР, который предварительным условием предоставления такой помощи назвал нормализацию отношений с КПК. Именно поэтому в 1936 г. Гоминьдан начал переговоры с КПК о создании антияпонского союза. Переговоры шли трудно, т.к. Гоминьдан не хотел идти на уступки коммунистам.

7 июля 1937 г. Япония начала новую войну с Китаем и к концу

1938 г. захватила почти всю приморскую часть страны. В 1937 и 1938 гг. Япония предлагала Чан Кайши заключить мирный договор, но добиться капитуляции Китая так и не сумела. С 1937 г. Китай начал получать помощь СССР, а с 1939 г. также помощь от Англии и США. В 1944 г. Япония возобновила активные действия в Китае и захватила еще около 2 млн. кв. км его земель. Но и на этот раз добиться капитуляции Китая не сумела.

Японская агрессия ускорила сближение антияпонских сил. В сентябре 1937 г. Гоминьдан и КПК заключили соглашение о единстве действий. По его условиям отряды КПК становились 8-й и 4-й армиями гоминьдановских войск, КПК прекращала борьбу с Гоминьданом, а Гоминьдан разрешал КПК легально работать в Китае. 1 июля 1938 г. был создан Национально-политический совет, объединивший представителей разных политических партий Китая. Таким образом, был создан антияпонский блок, основу которого составили Гоминьдан и КПК.

Однако Гоминьдан и КПК не отказались полностью от борьбы друг с другом. Уже в 1939 г. гоминьдановские войска блокировали базы КПК, прекратилось снабжение 4-й и 8-й армий.

 

Япония в 19181928 гг.

 

За годы Первой мировой войны экономическое положение Японии и ее позиции в дальневосточном регионе еще более укрепились. Промышленное производство за время войны выросло в 5 раз, Япония усилила свое влияние в Китае, в 1918 г. она приняла участие в интервенции против России и установила свой контроль над российским Приморьем.

В то же время в стране обострились внутренние противоречия, вызванные особенностями модернизации Японии. В сельском хозяйстве сохранялось крупное помещичье землевладение, крестьяне были вынуждены арендовать землю за 50 % урожая. Это привело к тяжелому положению крестьян и медленному росту сельхозпроизводства. В Японии также отсутствовало рабочее законодательство, эксплуатация рабочих была сильнее, чем на Западе, но при этом существовали суровые наказания за участие в забастовках, и всячески затруднялась деятельность профсоюзов. Страна с 1889 г. была конституционной монархией, но реальная власть принадлежала военно-бюрократической верхушке во главе с императором, а парламент не оказывал влияния на политику правительства. В Японии отсутствовало всеобщее избирательное право, политические свободы существовали только на бумаге.

В 1918–1923 гг. в Японии произошел подъем народного движения. В августе 1918 г. вспыхнули «рисовые бунты» — стихийные народные выступления, вызванные резким ростом цен на рис. Они охватили 2/3 территории страны, в них участвовало 10 млн. человек. Эти выступления были жестоко подавлены в сентябре 1918 г. Однако вскоре начался новый подъем народных выступлений, вызванный экономическим кризисом 1920–1921 гг. В 1920 – 1923 гг. прошло более 2 тысяч забастовок, быстро выросло число профсоюзов, которые выдвинули не только экономические, но и политические требования. Число крестьянских выступлений выросло в 8 раз, в деревне началось создание крестьянских союзов, объединившихся в 1922 г. в единую организацию. Мелкие предприниматели и либеральная интеллигенция выдвинули требования всеобщего  избирательного  права  и  демократизации  страны.  В  стране

появились социалистические группы, в 1922 г. была создана компартия.

Ослабить народные выступления властям помогло сильное землетрясение 1 сентября 1923 г. Власти использовали его для того, чтобы начать репрессии против социалистов и коммунистов, в 1924 г. КПЯ даже была вынуждена самораспуститься. Государство также выделило крупные средства на восстановительные работы, что содействовало стабилизации ситуации. Землетрясение сплотило нацию, что также способствовало спаду народных выступлений.

Тем не менее, причины, порождавшие внутренние противоречия, сохранились. Кризис 1920–1921 гг. ясно показал, что Япония исчерпала возможности развития в рамках старой системы и нуждается в дальнейшей модернизации.

Задачу продолжения модернизации в 1920-е гг. пытались решить либеральные политики Японии. Они выдвинулись на волне событий 1918 г., показавших, что использование только силы не дает гарантий внутреннего спокойствия. В 1918–1932 гг. правительства Японии формировали либеральные политические партии.

В экономике либералы начали рационализацию производства. Она выразилась в техническом обновлении промышленных предприятий, в ускорении развития новейших отраслей, в расширении ассортимента продукции. В социальной сфере в 1926 г. был принят закон о социальном страховании, усилена охрана труда женщин и подростков, ослаблено давление государства на профсоюзы. В политической сфере либералы в 1919 г. расширили число избирателей, а в 1925 г. ввели всеобщее избирательное право для мужчин. Они также разрешили деятельность левых политических партий, в т.ч. восстановившейся в 1926 г. КПЯ. Во внешней политике либералы отказались от агрессивного курса, характерного для Японии с конца XIX в.

В целом политика либералов носила ограниченный характер. Одна из причин заключалась в противодействии консервативных сил. Тайные праворадикальные группировки организовали убийство ряда видных либеральных политиков, в т.ч. премьер-министра Хара в 1921 г. Орудием консерваторов стала также верхняя палата парламента, назначаемая императором. Она внесла ряд ограничений в закон о всеобщем избирательном праве, после чего такое право получили только 17 % мужчин. В 1926 г. верхняя палата провалила закон о профсоюзах. Вторая причина  умеренности  либералов  заключалась  в  том,  что  либеральные

партии были тесно связаны с крупными компаниями, а многие либеральные политики использовали государственные должности для обогащения. Все это порождало политические скандалы, частые смены правительств, непоследовательность в политике. Особенно ярко это проявилось в 1927–1929 гг., когда у власти находилось правительство во главе с Танака. Оно ужесточило внутреннее законодательство, развернуло репрессии против левых партий.

К нерешенности внутренних проблем прибавилась неопределенность во внешней политике. В первые послевоенные годы Япония усилила свои внешнеполитические позиции. На Парижской мирной конференции она получила Шаньдун и германские владения в Океании. Участие в интервенции против Советской России позволило установить контроль над Приморьем и Северным Сахалином. Но уже на Вашингтонской конференции Япония утратила приобретенные преимущества: прекратилось действие японо-британского союзного договора, Япония возвращала Китаю Шаньдун, соглашалась с политикой «открытых дверей» в Китае, приняла обязательства по размеру флота. В 1922 г. Японии пришлось вывести войска из Приморья.

Тем не менее, либералы в 1920-е гг. во внешней политике отказались от характерной для предыдущего времени опоры на силу и проводили гибкий курс. В отношениях с западными странами Япония ориентировалась на поиск компромиссов, нередко ценой существенных уступок. В 1925 г. страна установила дипломатические отношения с СССР, вывела войска с Северного Сахалина, получив взамен ряд концессий на советской территории. В отношении Китая проводился т.н. «негативный курс» по сохранению японских позиций без применения силы. Япония поддержала революционное правительство Гоминьдана, пошла на уступки в возврате концессий, вопросах таможенных тарифов и экстерриториальности.

В конце 1920-х гг. из-за отсутствия заметных успехов во внешней политике Японии обозначился возврат к силовому курсу. В 1927 г. появился «меморандум Танака», в 1927–1928 гг. дважды посылались войска в Китай, чтобы не допустить установления контроля Гоминьдана над Маньчжурией. Но в 1929 г. Япония вывела свои войска из Китая, испугавшись вмешательства западных держав. Тем не менее, в политической элите страны вновь усилилось мнение о том, что наилучшим средством обеспечения японских интересов является агрессивная внешняя

политика.

 

Япония в 19291941 гг.

 

Из-за нерешенности внутренних проблем мировой экономический кризис 1929–1933 гг. ударил по Японии с особой силой. Промышленное производство сократилось на 1/3, произошло массовое разорение крестьян и мелких предпринимателей, выросло число крестьянских выступлений и забастовок.

Для борьбы с кризисом власти страны запретили вывоз золота из страны, отказались от золотого обеспечения иены и увеличили выпуск бумажных денег, что позволило обеспечить средствами японские компании. Одновременно правительство усилило государственное вмешательство в экономику (в 1931 г. был принят 5-летний закон о госконтроле над главными отраслями промышленности), ускорило рационализацию производства и увеличило расходы на военную промышленность. Такая политика имела успех, и уже в 1936 г. объем промышленного производства в 1,5 раза превысил уровень 1929 г.

Кризис 1929–1933 гг. оказал сильное влияние на политическую жизнь страны. Он вызвал разочарование в либеральной политике и подорвал авторитет либеральных партий. Среди японских политиков усилилось убеждение, что проблемы страны надо решать не путем реформ, а старыми методами захватов новых рынков сбыта и источников сырья. В 1930-е годы развернулась пропаганда войны как средства усиления страны. Одновременно кризис привел к усилению вмешательства армии в политику. В Японии появились праворадикальные группировки, выступавшие за установление в стране диктатуры и за широкую агрессию. Наиболее активной была организация «молодые офицеры», опиравшаяся на поддержку «новых концернов», созданных в годы Первой мировой войны  и  не  имевших  связей  в  правящих  кругах.  В  1932  и  1936  гг.

«молодые офицеры» поднимали путчи, но потерпели неудачу. Однако после путча 1932 г. в Японии начали создаваться «надпартийные кабинеты». Их возглавляли представители военно-бюрократических кругов, а представители партий хоть и входили в состав правительств, но влияния на их политику не имели. Таким образом, в Японии был сделан первый шаг в сторону диктатуры.

Во второй половине 1930-х годов правые силы Японии организовали

движение за обновление страны. Оно резко критиковало политические партии и парламентскую систему, призывало к объединению всей нации вокруг императора для создания сильной и процветающей Японии. Число

«обновленцев» в армии, госаппарате и партиях постоянно росло. Они к концу 30-х годов превратились в главную политическую силу Японии.

Опираясь на «обновленцев», правительство Коноэ в 1937–1940 гг. провело перестройку социально-экономической и политической системы Японии в соответствии с требованиями движения за обновление. Итогом такой  перестройки  стало  создание  «новой  политической  структуры»  и

«новой экономической структуры».

«Новая политическая структура» была по своей сущности милитаристской диктатурой.

Она выразилась в следующем:

1) установился однопартийный режим. Летом 1940 г. все политические партии страны самораспустились. Их заменила созданная осенью 1940 г. Ассоциация помощи трону, главой которой стал премьер- министр страны. Своей целью она назвала сплочение всего народа вокруг императора;

2) были созданы корпоративные структуры. Летом 1940 г. профсоюзы были распущены и заменены Ассоциациями помощи трону через производство, объединивших рабочих и предпринимателей. Для того, чтобы контролировать жизнь населения, власти создали в 1940 г. 1,3 млн. соседских общин по 10-12 семей каждая во главе со старостой;

3) установился политический террор. В марте 1941 г. были приняты два закона, установившие очень суровые наказания за действия, направленные против существующих порядков.

«Новая экономическая структура» означала сильное госрегулирование экономики. Частные компании были объединены в корпорации, условия работы которых определяло государство. Развитие экономики происходило на основе планов, причем упор был сделан на развитие тяжелой и военной промышленности. По закону 1938 г. правительство устанавливало размер зарплаты и продолжительность рабочего дня, оно могло по своему усмотрению перемещать рабочую силу по  стране,  рабочим  запрещалось  менять  место  работы.  Главная  цель

«новой экономической структуры» – мобилизовать все ресурсы страны для ведения большой войны. В 1941 г. 80 % государственных средств тратились на военные нужды.

Во внешней политике Японии в конце 20-х годов XX в. появились агрессивные тенденции, которые постоянно нарастали в течение 1930-х гг. Причина этого крылась в узости внутреннего рынка Японии и в бедности природных ресурсов страны, что заставляло искать новые рынки сбыта и источники сырья.

Очень скоро Япония вернулась к давлению на Китай, т.к. мировой экономический кризис обострил проблему источников сырья и рынков сбыта. В 1931 г. Япония захватила Северо-Восточный Китай и в 1932 г. создала там марионеточное государство Маньчжоу-Го. Лига Наций признала Японию агрессором, но санкций против нее не применила, рассчитывая, что следующим объектом японской агрессии станет СССР. Тем не менее, в 1933 г. Япония вышла из Лиги Наций и стала действовать еще более решительно. В 1935 г. Япония организовала сепаратистское движение в пяти провинциях Северного Китая с целью создать на их основе еще одно марионеточное государство. Но из-за сопротивления китайского народа эти действия Японии провалились.

В 1936 г. правящие круги Японии окончательно сделали выбор в пользу большой войны в Азии и начали подготовку к ней. В 1936 г. Япония начала усиливать свой военный флот. В 1937 г. была принята 5- летняя программа развития 13-ти важнейших отраслей промышленности. С целью найти союзников Япония начала сближение с Германией. В ноябре 1936 г. Япония заключила с Германией Антикоминтерновский пакт, к которому позже присоединилась Италия.

В то же время в правящих кругах не было единства по вопросу о направлении агрессии. Флотские круги выступали за удар по Юго- Восточной Азии и за установление японского господства в бассейне Тихого океана. Армейские круги требовали нанести удар по соседям (Китаю, Монголии, СССР). Эта борьба привела к шараханьям в агрессивной политике.

В июле 1937 г. Япония напала на Китай и к концу 1938 г. заняла почти всю приморскую часть страны. Однако правительство Китая капитулировать отказалось, война приняла затяжной характер и начала требовать больших расходов. Тогда в мае 1939 г. Япония напала на Монголию, рассчитывая быстро ее захватить. На помощь Монголии пришел СССР, чьи войска в августе 1939 г. разбили японцев и вытеснили их из Монголии. После этого под давлением флотских кругов власти Японии  направлением  дальнейшей  агрессии  избрали  Юго-Восточную

Азию, и страна начала готовиться к войне на Тихом океане.

27 сентября 1940 г. Япония заключила с Германией и Италией Тройственный пакт. В апреле 1941 г. Япония заключила пакт о ненападении с СССР, чтобы избежать войны на два фронта. В 1941 г., пользуясь поражением Франции во Второй мировой войне, Япония захватила французские владения в Индокитае. Это вызвало тревогу США, увидевших угрозу своим интересам. Между странами начались переговоры, в ходе которых Япония выдвинула широкие требования и не собиралась от них отступать. 7 декабря 1941 г. авиация Японии нанесла удар по Пѐрл-Харбору. Япония вступила во Вторую мировую войну.

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: