Сается в глаза факт, состоящий, по-видимому, в противоре-
Чии с тем, что высказано нами в предыдущей лекции. Ис-
Следуя понятия, установившиеся относительно зачатков об-
64
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Щественного строя Европы, вы тотчас же заметите, что все
Разнообразные элементы нашей цивилизации, все принци-
Пы: монархический, теократический, аристократический, де-
Мократический, — претендуют на то, что европейское общест-
Во первоначально подчинялось исключительному господству
Каждого из них и что каждый же из них лишился своего гос-
Подства только вследствие насилия других, противополож-
Ных принципов. Изучая все, что было писано и высказано
По этому предмету, мы убедимся, что каждая из систем, с по-
Мощью которых старались характеризовать или объяснить
Первобытное состояние Европы, отстаивает исключительное
Преобладание того или другого элемента европейской циви-
Лизации.
Таким образом, существует школа феодальных публици-
Стов, из которых самый известный, Буленвиллье, утверждает,
Что после падения Римской империи вся власть, все права пе-
Решли к завоевателям, из которых впоследствии образовалось
Дворянство, что общество подчинялось господству дворянст-
Ва, что господство это было разрушено королями и народом,
Что аристократическая организация есть истинная, первона-
Чальная форма общественного устройства Европы.
Наряду с этой школою вы найдете школу монархических
Публицистов, аббата Дюбо, например, которые утверждают,
Что европейское общество было подчинено господству коро-
Левской власти. Германские короли, говорят они, наследова-
Ли все права римских императоров; короли эти были даже
Призваны древними народами, между прочим, галлами; они
Одни господствовали законно, и всякое преобладание аристо-
Кратии было только насильственным посягательством на пре-
Обладание монархии.
Третья школа — школа публицистов-либералов, республи-
Канцев, демократов, назовите их как угодно. По мнению аб-
Бата де Мабли, управление обществом, уже начиная с v века,
Принадлежало свободным учреждениям, собранию свобод-
65
UKMzOS TLKTVS
Ных людей, народу, в собственном смысле этого слова; дво-
ряне и короли обогатились за счет первоначальной свободы;
Она пала под их ударами, но царила до них.
И над всеми этими притязаниями: монархическими, ари-
Стократическими, народными — возвышается теократическое
Притязание церкви, утверждающей, что общество принадле-
Жало ей в силу самого ее назначения, в силу ее божественного
Призвания, в силу того, что она одна имела право управлять
Им, одна была законною царицею европейского мира, ее уси-
Лиями покоренного цивилизации и истине.
Вот в каком положении мы находимся.
Нам казалось, что в истории европейской цивилизации
Ни один из ее элементов не пользовался исключительным пре-
Обладанием, что все они существовали в состоянии постоян-
Ного смешения, борьбы, взаимных уступок; а между тем с пер-
Вого же шага мы встречаем прямо противоположное мнение,
По которому в самой колыбели нашей, в недрах варварской
Европы, обществом владел тот или другой элемент цивилиза-
Ции. И не только в одной какой-либо, но во всех странах Евро-
Пы различные принципы нашей цивилизации в разные эпо-
Хи и в различных формах заявляли такие несогласимые меж-
Ду собою притязания. Исторические школы очерченные нами
Встречаются повсюду.
Факт этот важен не сам по себе, но потому, что он ведет
К открытию других фактов, играющих серьезную роль в на-
Шей истории. Во всей этой совокупности самых противопо-
Ложных притязаний на исключительное обладание Европою
еще в младенчестве ее обнаруживаются два главных факта:
Во-первых, идея политической законности, идея, игравшая
Важную роль в развитии европейской цивилизации; во-вто-
Рых, особенный, истинный характер варварской Европы в ту
Эпоху, изучением которой мы займемся в этой лекции.
Постараюсь осветить эти факты, извлечь их один за другим
Из описанной мною борьбы разнородных притязаний.
66
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
К чему стремятся различные элементы европейской циви-
Лизации — теократический, монархический, аристократиче-
Ский, народный, — доказывая, что они первые обладали евро-
Пейским обществом?
Без сомнения, каждый из них стремится прослыть един-
Ственно законным. Политическая законность есть право,
Основанное на давности, продолжительности; первенство
Во времени признается источником права, доказательством за-
Конности власти. И заметьте, прошу вас, что притязание на за-
Конность принадлежит не одной какой-либо системе, не одно-
Му какому-либо элементу нашей цивилизации, но всем. В наше
Время идею подобной законности обыкновенно усматривают
В одной только монархической системе. Это ошибочно — она
Встречается во всех системах. Все элементы нашей цивилиза-
Ции, как было показано нами, одинаково хотели присвоить ее
Себе. Обратитесь к более отдаленным временам истории Евро-
Пы, вы увидите характер законности в самых разнообразных
Формах общественного устройства. Итальянские или швей-
Царские аристократии и демократии, Сен-Маренская респуб-
Лика и самые обширные европейские монархии признавали
Себя и были признаваемы законными; и те и другие основа-
Нием своих притязаний на законность приводили давность
Своих учреждений, историческое старшинство и непрерыв-
Ность своей системы управления. Оставим Европу, обратив-
Шись к другим временам и странам, вы всюду встретите ту же
Самую идею политической законности; повсюду она сопряже-
На с известною формою правительственной власти, с извест-
Ным учреждением, догматом, принципом. Нет страны, в ко-
Торой в любую эпоху какая-либо часть общественной систе-
Мы, общественной власти не присвоила себе и не упрочивала
За собою этого начала законности, вытекающего из давности
И продолжительности существования.
Что же это за начало? Какие его элементы? Что оно означа-
Ет? Каким образом оно вошло в европейскую цивилизацию?
67
UKMzOS TLKTVS
При возникновении всякой власти — всякой без различия —