Нет разделения; они не существуют еще отдельно, независи-
53
UKMzOS {TILYS
Мо друг от друга, и преобладающее влияние в обществе при-
Надлежит еще всему христианскому населению.
Третья эпоха представляет уже нечто совершенно иное. Яв-
Ляется духовенство, отделенное от народа, сословие священ-
Нослужителей, у которого свои средства, свой устав, своя осо-
Бенная организация, одним словом, настоящее правительст-
Во, составляющее само по себе целое общество, снабженное
Всеми средствами к независимому существованию, независи-
Мому от того общества, на которое оно действует и на которое
Распространяет свое влияние. Такова третья эпоха в истории
Христианской церкви, таково состояние, в котором она явля-
Ется в начале v века. Церковное правительство еще не вполне
Отделено от народа, — подобное полное отделение и невозмож-
Но, в особенности в религиозном обществе, — но во взаимных
Отношениях духовенства и верующих духовенство господству-
|
|
Ет и господствует почти безотчетно.
Сверх того, христианское духовенство обладало еще совер-
Шенно другим средством влияния. Епископы и вообще духов-
Ные лица сделались главными муниципальными сановниками.
Мы видели, что, собственно говоря, от Римской империи оста-
Лось одно только муниципальное устройство. Между тем, вслед-
Ствие притеснений деспотизма и упадка городов, куриалы или
Члены муниципальных организаций впали в уныние и апатию,
А епископы и все вообще христианские священнослужители,
Исполненные жизни и рвения, сами собою вызвались наблю-
Дать за всем, руководить всем. Несправедливо было бы упрекать
Их за это, обвинять в узурпации власти: таков был естественный
Ход событий. Одно только духовенство было исполнено нравст-
Венной силы и жизни, — оно всюду сделалось всемогущим.
Этот переворот отразился на всем законодательстве импе-
Раторов того времени. Раскрыв кодексы Феодосия или Юсти-
Ниана, вы найдете множество распоряжений, которыми муни-
Ципальные дела передаются в заведывание духовенства и епи-
скопов. Вот некоторые из них:
54
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Код. Юст. i, 1, tt. iv, De episcopali audientia, 26. ≪Что касается до текущих
Дел городов (будет ли то касаться обыкновенных городских доходов
Или городских капиталов, подаренных или завещанных частными лица-
Ми, или образовавшихся из какого-либо другого источника, — будут ли
Рассматриваться вопросы об общественных работах, провиантских
|
|
Магазинах, водопроводах, о содержании бань, пристаней, о построй-
Ке стен, башен, о возобновлении мостов и дорог, о тяжбах, с которы-
Ми могут быть связаны общественные или частные интересы города,
То мы повелеваем следующее: благочестивейший епископ и три чело-
Века с добрым именем, из первых людей города, соединятся и будут
Ежегодно осматривать произведенные работы; они будут заботиться,
Чтобы лица, которые руководят или руководили работами, измеря-
Ли бы их со всею точностью, отдавали бы в них отчет и доказывали бы,
Что они удовлетворительно исполнили свои обязательства в отноше-
Нии к администрации как по предмету общественных сооружений, так
И сумм, назначенных на припасы и бани, или расходов на содержание
дорог, водопроводов и проч.≫.
Там же. 30. ≪В отношении попечительства над молодыми людьми пер-
Вого или второго возраста и над всеми теми, кому закон дает попечи-
Телей, если их состояние не превышает 500 золотых (auri), мы пове-
Леваем, чтобы не было ожидаемо разрешения президента провинции,
Потому что это повело бы к значительным издержкам, особенно когда
Президент не живет в том городе, где должно быть учреждено попе-
Чительство. В этих случаях определение попечителей или опекунов
должно зависеть от правителя города… по соглашению с благочести-
Вейшим епископом и другими лицами, облеченными общественными
должностями, если в городе их несколько≫.
Там же, i, 1, tt. v, De defensoribus, 8. ≪Мы желаем, чтобы защитники
Городов, хорошо знакомые с святыми тайнами православной веры,
Избирались и утверждались почтенными епископами, священнослу-
Жителями, знатнейшими лицами, собственниками и куриалами. Что
Касается до введения их в должность, то для этого должно обращаться
55
UKMzOS {TILYS
К славному могуществу префекта претории, дабы власть их почерпала
в его санкции более твердости и силы≫.
Я мог бы указать много других подобных этим законов; вы вез-
Де увидели бы тот факт, что между муниципальным устрой-
Ством Древнего Рима и Средних веков лежит церковное му-
Ниципальное устройство. Преобладание духовенства в город-
Ских делах заменило влияние древних муниципальных властей
И предшествовало организации новейших общин.
Понятно, до какой степени увеличение власти христиан-
Ской церкви содействовало, с одной стороны, самое внут-
Реннее устройство ее, влияние ее на христианское народона-
Селение, а с другой стороны, участие ее в гражданских делах.
Вследствие этого она с тех пор и влияла так сильно на характер
И развитие современной цивилизации. Попытаемся сделать
Обзор тем элементам, которые она внесла в эту цивилизацию.
Прежде всего нельзя не признать огромным преимущест-
Вом присутствия нравственного влияния, нравственной силы,
Основанной единственно на убеждениях, верованьях и чувст-
Вах, среди преобладания грубой силы, тяготевшего в то время
Над обществом. Не будь христианской церкви, весь мир под-
Пал бы чисто материальной силе. Одна церковь обладала си-
Лою нравственною. Она поддерживала идею нравственного
режима, закона, стоящего выше всех человеческих законов;
Она проповедывала то необходимое для блага человечества ве-
Рование, что над всеми человеческими законами стоит закон,
Который, смотря по времени и нравам, называется то разу-
Мом, то божественным правом, но который везде и всегда под
Разными именами остается одним и тем же законом.
|
|
Наконец, церковь положила начало великому делу разделе-
Ния властей духовной и светской. Это разделение есть источ-
Ник свободы совести; оно исходит из того же начала, которое
Служит основанием свободы совести в самом строгом и обшир-