Человек заботится не о личной, но о гражданской своей сво-
Боде; он принадлежит к известному обществу, посвятил себя
Ему, готов пожертвовать ему собою. То же самое было и в хри-
Стианской церкви: и там господствовало чрезвычайно силь-
Но развитое чувство привязанности к христианской общи-
Не, преданности ее законам, живая потребность расширить
Ее владычество; или же религиозное чувство вызывало силь-
Ную реакцию человека против самого себя, своей души, внут-
Реннее стремление ограничить свою свободу и подчиниться
Требованиям веры; но повторяю — чувство личной независи-
Мости, стремление к свободе, развивающееся бессознательно,
Единственно с целью найти себе удовлетворение, не было зна-
Комо ни римскому, ни христианскому обществам. Оно было
Внесено и положено в колыбель европейской цивилизации
Варварами. Оно играло в ней такую важную роль и принесло
Столь благие результаты, что нельзя не выставить его на вид
|
|
Как один из основных элементов ее.
Есть еще один факт — второй элемент цивилизации, точно
Так же унаследованный нами собственно от варваров — это во-
Енное патронатство, т. е. связь, которая устанавливалась меж-
Ду соплеменниками, между воинами, и которая, не уничтожая
Свободы каждого отдельного лица, не уничтожая даже перво-
Начально существовавшего между всеми равенства, вводила,
Однако, иерархическую подчиненность и положила основа-
Ние аристократической организации, обратившейся впослед-
Ствии в феодальную систему. Отличительною чертою этих от-
Ношений была привязанность человека к человеку, взаимная
Преданность их, без всякого внешнего понуждения, без вся-
Кого обязательства, основанного на главных началах общест-
Венного быта. В древних республиках вы не увидите ни одного
человека исключительно и добровольно преданного другому:
Все одинаково преданы городу. У варваров общественная связь
Установилась между отдельными лицами, сначала вследствие
60
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Отношений начальника дружины к членам ее, в то время, ко-
Гда варвары еще нестройными толпами скитались по Европе,
А позже — вследствие отношений сюзерена к вассалу. Этот вто-
Рой принцип, тоже игравший значительную роль в истории
Европейской цивилизации, — эта преданность человека чело-
Веку, — заимствован нами у варваров; из их нравов он проник
В наши нравы.
Не следует ли из всего этого, что современная цивилиза-
|
|
Ция в самой колыбели своей действительно была так бурна,
Так разнообразна, многосложна, как я старался обрисовать ее
В представленной мною общей картине? Не встречаются ли
Уже в эпоху падения Римской империи почти все зачатки, ко-
Торые проявляются в прогрессивном развитии нашей циви-
Лизации?
Мы нашли в распадающейся Римской империи три совер-
Шенно различные общества: муниципальное — последний ос-
Таток самой империи, христианское и варварское. Эти обще-
Ства, различно организованные, учрежденные на различных
началах, внушают человеку самые разнообразные чувства:
Потребность безусловной независимости существуют рядом
С полным подчинением, военный патронат рядом с господ-
Ством церкви, духовная власть рядом со светскою, постановле-
Ния церкви, ученое законодательство римлян — рядом с обыч-
Ным правом или, вернее, бесправием варваров. Повсюду смесь
Или, лучше сказать, смешение самых разнообразных племен,
Языков, общественных учреждений, нравов, идей и впечатле-
Ний. В этом, я полагаю, заключается очевидное доказательст-
Во верности того мнения, которое я высказал об общем харак-
Тере нашей цивилизации.
Без сомнения, это смешение, разнообразие, эта борьба
Стоили нам очень дорого: отсюда медленность прогресса Ев-
Ропы, отсюда все бури и бедствия, которым она подверглась.
Однако я не думаю, чтобы следовало сожалеть об этом. Для
Народов, как и для отдельных лиц, надежда на самое разнооб-
UKMzOS {TILYS
Разное, самое полное развитие, на самый всесторонний, поч-
Ти беспредельный прогресс, — одна эта надежда вознагражда-
Ет за все то, что может стоить право питать ее. Вообще говоря,
Это насильственное, бурное, тяжелое состояние имело боль-
Шое преимущество пред простотою, которою отличались дру-
Гие цивилизации; человеческий род выиграл от него больше,
Чем пострадал.
Итак, мы ознакомились теперь в общих чертах с тем со-
Стоянием, в котором оставила мир Римская империя: мы оз-
Накомились с различными элементами, волнующимися и со-
Единяющимися между собою, чтобы вызвать к жизни евро-
Пейскую цивилизацию. Отныне они будут развиваться пред
Нашими глазами. В следующей лекции я постараюсь выяс-
Нить, какая участь постигла эти элементы, и что они произве-
Ли в эпоху, обыкновенно называемою варварскою, т. е. в эпо-
Ху Великого переселения народов.__ ЛЕКЦИЯ ТРЕТЬЯ
Притязание различных систем на законность. — Что такое политическая
Законность? — Совместное существование всех образов правления в V веке. —
Непрочность положения лиц, собственности и учреждений. — Две причины
Ее: одна внешняя — продолжавшееся нашествие варваров, другая — нравствен-
Ная — эгоистическое чувство индивидуальности, свойственное варварам. —
Началами цивилизации были: потребность порядка, предания Римской
Империи, христианская церковь, варвары. — Попытки организации, сделан-
Ные варварами, городами, христианскою церковью, Карлом Великим, Альф-
Редом. — Прекращение нашествий германцев и арабов. — Начало феодального
Строя.
Мы выяснили основные элементы европейской цивилизации
В том виде, в каком они представляются в самой ее колыбели,
В эпоху падения Римской империи. Я старался выяснить, как
Сильно было их различие, их постоянная борьба, каким обра-
Зом ни один из них не достиг преобладания в общественном
|
|
Строе, по крайней мере, не достиг его в такой мере, чтобы
Подчинить себе все другие элементы или вытеснить их. Мы
Видели, что в этом заключается отличительный характер ев-
Ропейской цивилизации. Теперь мы приступаем к изучению
Первоначальной ее истории, к изучению тех веков, которые
Принято называть варварскими.