Торые изложены мною. Оно должно искать, каким религиоз-
Ным учением объясняются загадочные стороны назначения че-
Ловека, а если уже есть общая система верований, в которой
Разрешены эти вопросы, то открывать и выставлять в истин-
Ном свете последствия системы в применении к каждому от-
Дельному случаю. Оно должно провозглашать и поддерживать
Правила, соответствующие такому учению, должно пропове-
Дывать и объяснять их, и, когда общество заблуждается, напо-
Минать ему о них. Тут нет ничего принудительного; изыскание,
Проповедывание, объяснение религиозных истин, в случае на-
Добности — увещание, порицание — вот в чем заключается за-
Дача и обязанность духовного правительства. Уничтожьте вся-
Кую возможность принуждения — все существенные вопросы
Правительственной организации не перестанут заявлять себя
И требовать разрешения. Вопрос, например, о том, необходи-
Мо ли сословие духовных должностных лиц, или же можно до-
Вериться религиозному вдохновению каждого человека; во-
Прос спорный между большею частью религиозных обществ
И сектою квакеров, всегда будет существовать и требовать обсу-
Ждения. Если признать необходимость духовенства, тогда воз-
Никает другой вопрос: чему следует отдать предпочтение — сис-
Теме ли равенства, т. е. сословию должностных лиц, равных
Между собою и управляющих по общему соглашению, или же
Иерархическому устройству, допускающему различные степе-
Ни власти. И этот вопрос не исчезнет, хотя бы духовенство
Было лишено всякой принудительной власти. Итак, ошибоч-
Но было бы разрушать религиозное общество для того, чтобы
Иметь право уничтожить и духовное правительство; гораздо
Правильнее будет признать, что религиозное общество образу-
119
UKMzOS |STYS
Ется естественно, само собою; что из него столь же естественно
Проистекает духовное правительство и что главная задача, под-
Лежащая разрешению, состоит в том, на каких условиях долж-
Но существовать это правительство, в чем заключаются его ос-
Новы, принципы, условия его законности. Вот существенный
Вопрос, к которому приводит существование духовного прави-
Тельства, столь же необходимого, как и всякое другое.
Условия законности одни и те же и для духовного прави-
Тельства, и для всех других; условия эти сводятся к двум глав-
Ным: первое, чтобы власть всегда находилась — по крайней мере
Насколько это возможно в пределах человеческого несовер-
Шенства — в руках лучших и способнейших людей; чтобы за-
Конное превосходство, разбросанное в обществе, было оты-
Скано, выставлено в настоящем свете и призвано к раскрытию
общественного права, к отправлению общественной власти;
Второе, чтобы власть, законно установленная, уважала закон-
Ную свободу подчиненных ей лиц. Надлежащая система ор-
Ганизации власти, надлежащая система гарантий для личной
Свободы — вот два условия, с которыми связано истинное дос-
Тоинство всякого вообще правительства, духовного или свет-
Ского. Таковы данные для произнесения над правительством
Окончательного приговора.
Итак, вместо того, чтобы упрекать церковь — правительст-
Во христианского мира — за самое существование ее, надобно
Определить, как было устроено это правительство, соответст-
Вовали ли его принципы двум существенным условиям всяко-
Го нормального правительства. Рассмотрим же церковь по от-
Ношению к этим двум условиям.
Когда говорят о порядке возникновения и передачи вла-
Сти в христианской церкви, то весьма часто обозначают ду-
Ховенство таким словом, которое вовсе не подходит к нему
И которое нужно устранить; это слово — каста. Сословие цер-
Ковных должностных лиц часто называют кастою. Выражение
Это неверно: идея касты предполагает идею наследственно-
120
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Сти. Окиньте взглядом весь мир, возьмите все страны, в ко-
Торых существовали касты, Индию, Египет, — вы увидите, что
Существенным признаком каст везде была наследственность,
То есть переход одного и того же общественного состояния,
Одной и той же власти от отца к сыну. Где нет наследственно-
Сти, там нет и касты, а есть корпорация. Дух корпорации име-
Ет свои невыгодные стороны, но он резко отличается от духа
Касты. К христианской церкви неприменимо название касты.
Безбрачность священников сделала невозможным обращение
Католического духовенства в касту1.
Вы понимаете, конечно, все последствия такого различия.
С системою касты, с фактом наследственности неразрывно
Связано понятие о привилегии; оно вытекает из самого оп-
Ределения слова каста. Когда одни и те же должности, одна
И та же власть делаются наследственными в одних и тех же се-
Мействах, — ясно, что с этими должностями соединена приви-
Легия, что никто не может приобрести их независимо от сво-
Его происхождения. Так действительно и случилось: там, где
Церковное правительство переходило в руки касты, оно ста-
Новилось предметом привилегии; оно делалось доступным
Только для людей, принадлежавших к касте. Ничего подобно-
Го не встречается в христианской церкви; напротив того, она
Постоянно поддерживала начало равного допущения всех лю-
Дей, каково бы ни было их происхождение, к отправлению
Всех церковных должностей, к получению всех церковных по-
Честей. Духовное поприще, особенно в промежуток времени
Между v и xii веками, было открыто для всех. Ряды духовен-
Ства пополнялись из всех классов, из низших, как и из выс-
Ших, и даже преимущественно из низших. Вокруг него все де-
Лалось предметом привилегии; оно одно поддерживало на-
Хотя безбрачия духовенства не существует в иных христианских исповеда-
Ниях, но и там не могло возникнуть касты, ибо избрание любого рода дея-
Тельности не допускало возникновения таковой.
121
UKMzOS |STYS
Чало равенства, конкуренции; оно одно облекало властью
Всякое законное превосходство. Вот первое важное и естест-
Венное последствие того факта, что церковь была корпораци-
Ею, а не кастою.
Переходим к другому последствию того же факта. Каста от-
Личается духом неподвижности. Это положение не нуждается