И верною для себя гарантиею. Иногда он и пользовался им, но

Всегда безуспешно. Назначения были неудовлетворительны,

Дела управления шли плохо. Между тем, что мы видим теперь

В Англии? Не от влияния ли Палат зависит образование ми-

Нистерства, назначение всех высших сановников? Да, но это

Влияние косвенное, а не прямое. Цель, к которой так долго

Стремилась Англия, достигнута, но другим путем; первым она

Никогда не могла бы прийти к желаемому результату.

Всему этому есть причина, на которой необходимо несколь-

Ко остановиться. Прямое влияние требует со стороны лиц, об-

Леченных им, гораздо более познаний, осторожности, благо-

Разумия. Кто имеет возможность быстро и неуклонно идти

К своей цели, тот должен быть твердо уверен, что достигнет

Ее. Косвенные влияния, наоборот, действуют среди затрудне-

Ний и испытаний, сдерживаются, исправляются ими. Прежде,

Нежели достигнуть цели, они подвергаются обсуждению, напа-

138

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Дениям, поверке. Само торжество их бывает медленно, услов-

Но, неполно. Вот почему, когда степень развития и зрелости

Умов еще не позволяет вверить им с полною безопасностью

Прямое, непосредственное влияние и действие, нельзя не от-

Дать предпочтения влияниям косвенным, при всей, во многих

Случаях, неполноте, недостаточности их. Такого именно рода

И было влияние христианского народа на свое правительство,

Влияние неполное, без сомнения, слишком недостаточное, но

Тем не менее действительное и постоянное.

Существовала и другая причина сближения между христи-

Анскою церковью и мирянами: это распределение, если мож-

Но так выразиться, христианского духовенства между всеми

Общественными сословиями. Везде, где церковь получила уст-

Ройство, независимое от управляемого ею народа, сословие

Священнослужителей почти всегда состояло из людей, находя-

Щихся в более или менее одинаковом положении. Могло и ме-

Жду ними существовать довольно важное неравенство; но, во-

Обще говоря, духовная власть принадлежала корпорациям

Священников, живших одною общею жизнью и из глубины

Храма управлявшим народом, послушным их закону. Христи-

Анская церковь была организована совершенно иначе. Везде,

Начиная с жалкого жилища колона или раба, у подножья фео-

Дального замка и до королевского дворца, везде находился свя-

Щенник, член духовенства. Духовенство находилось в тесной

Связи со всеми сословиями. Такое разнообразие в положении

Христианских священников, разделявших судьбу всех классов

Общества, было великим соединительным началом между ду-

Ховенством и мирянами, началом которого по большей части

Лишены церкви, образующие духовное правительство. Кроме

Того, духовные лица входили, как уже было сказано, в состав

Феодальной организации: они были в одно и то же время чле-

Нами иерархий гражданской и церковной. Отсюда — интере-

Сы, обычаи, нравы, общие и светскому, и церковному миру.

Часто, не без основания, порицают епископов, ходивших

139

UKMzOS.KWTYS

На войну, священников, которые вели светский образ жизни.

Несомненно, это было большое зло, но все же менее вредное,

Нежели в других странах, где духовные лица никогда не выхо-

Дили из храма, жили совершенно отдельно от общества. Епи-

Скопы, до известной степени участвующие в гражданских бес-

Порядках, предпочтительны священнослужителям, совершен-

Но чуждым народу, его занятиям и нравам. В христианском

Мире между народом и духовенством существовало такое ра-

Венство положения и участи, которое если не устраняло, то,

По крайней мере, уменьшало вредные последствия отделения

Лиц правящих от лиц управляемых.

Теперь, доказав действительность такого отделения и опре-

Делив его пределы, посмотрим, как управляла христианская

Церковь, каким образом она действовала на народы, подчи-

Ненные ее власти. Что предпринимала она, с одной стороны,

Для умственного развития человека, для нравственного усо-

Вершенствования отдельных лиц, с другой — для улучшения об-

Щественного быта?

Что касается до развития отдельных лиц, то оказывает-

Ся, что в рассматриваемое нами время христианская церковь

Не много заботилась о нем: она старалась внушить сильным

Мира более мягкие чувства, более справедливости, более гу-

Манности в их отношениях к слабым; в слабых она поддер-

Живала нравственную жизнь, чувства, надежды, высшие тех,

На которые обрекла их повседневная их деятельность. Но для

Личного развития в собственном смысле этого слова, для об-

Лагораживания и возвышения духовной природы челове-

Ка, христианская церковь сделала немного, по крайней мере

В отношении к мирянам. Все, что она сделала в этом направ-

лении, ограничивалось только средою церковного общества;

Она много заботилась о развитии духовенства, об образовании

Священников; для них у нее были школы и все учреждения, ка-

Кие только возможны были во время печального состояния

Тогдашнего мира. Но это были учреждения церковные, пред-

140

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Назначенные для образования духовных лиц; вне этой сфе-

Ры, влияние церкви на прогресс идей и нравов было косвен-

Но и медленно. Без сомнения, христианская церковь возбуж-

Дала всеобщую умственную деятельность, открывая широкое

поприще для всякого, кого признавала способным служить ей;

Но в этом и заключается почти все, что она делала в то время

Для умственного развития людей, не принадлежавших к цер-

Ковному обществу.

Несравненно обширнее и действительнее было, по моему

Мнению, влияние церкви на улучшение общественного быта.

Несомненно, что она упорно боролась с важнейшими недос-

Татками этого быта, например с рабством. Многие утвержда-

Ли, что уничтожением рабства в новом мире мы вполне обяза-

Ны христианству. Я нахожу это мнение преувеличенным: раб-

Ство долго существовало в недрах христианского общества,

Не возбуждая в нем большого удивления или сильного него-

Дования. Необходима была масса причин, сильное развитие

Других идей, других основ цивилизаций, чтобы уничтожить

Это страшное зло, эту несправедливость из всех несправедли-


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: