Тической, или римско-императорской, т. е. деспотизма либо

В религиозной, либо в гражданской форме. Возьмите все уч-

Реждения, все законодательство церкви, ее постановления (ка-

Ноны), судопроизводство, — господствующим началом всюду

Представится вам либо теократия, либо империя. Ослабевая,

Церковь обращалась за помощью к абсолютной власти импера-

Торов; укрепляясь, она гордо требовала этой власти для самой

Себя, во имя своего духовного могущества. Не следует останав-

Ливаться на некоторых отдельных случаях и фактах. Конечно,

Церковь часто держала сторону народных прав против дурного

147

UKMzOS.KWTYS

Управления государей, часто даже одобряла и вызывала восста-

Ние. Часто также она защищала пред государями права и инте-

Ресы народов. Но когда между властью и свободою возгорался

Спор о политических гарантиях, когда дело шло об установле-

Нии системы прочных учреждений, которые бы действительно

Оградили свободу от насильственных притязаний власти, тогда

Церковь обыкновенно принимала сторону деспотизма.

Мы не должны слишком сильно восставать против челове-

Ческой слабости духовенства или против других неизбежных

Недостатков церкви. Причина всего этого более глубокая.

В чем заключаются требования какой бы то ни было ре-

Лигии? Ее цель управлять человеческими страстями и волею.

Всякая религия есть власть, правительство, сила, останавли-

Вающая и усмиряющая человека. Во имя божественного зако-

На она обуздывает человеческую природу. Следовательно, она

Имеет дело главным образом со свободою человека: в этой сво-

Боде встречается сопротивление, ее старается победить она.

Такова задача религии, ее назначение, ее надежда.

Правда, направляя свои усилия против человеческой сво-

Боды, стараясь подчинить себе волю человека, религия может

Действовать на человека одним только нравственным средст-

Вом — им же самим, его волею и свободою. Прибегая к другим

Внешним средствам, к силе, обольщению, одним словом, к ме-

Рам, чуждым свободному участию и согласию человека, рели-

Гия обходится с человеком, как с водою, ветром, как со всякою

Чисто материальною силою; тогда она не идет к своей цели,

Не приобретает власти над волею и не управляет ею. Для того

Чтобы религия действительно соответствовала своему назна-

Чению, нужно, чтобы она была принята свободною волею че-

Ловека; нужно, чтобы человек подчинялся ей добровольно,

Непринужденно, в самом подчинении сохраняя свою свободу.

Вот двойственная задача, которую должна решить религия.

Но она слишком часто не понимала этой задачи, видела

В свободе не средство, а препятствие, забывала свойство той

148

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

Силы, на которую действовала, и с душою человека обраща-

Лась, как с материальною силою. Вследствие такого заблужде-

Ния, ей почти всегда приходилось принимать сторону власти,

Деспотизма, против свободы человека: видя в этой свободе

Не что иное, как сильного врага, она старалась скорее обуз-

Дать, нежели обеспечить ее. Если бы церковь отдавала себе

Ясный отчет в своем образе действий, если бы она не увлека-

Лась естественным, но опасным заблуждением, то она увиде-

Ла бы, что для нравственного ограничения свободы необхо-

Димо обеспечить ее, что религия может и должна действовать

Одними только нравственными средствами; она стала бы ува-

Жать человеческую волю, стараясь управлять ею. Она забыва-

Ла все это, и духовная власть сама потерпела от того столь же

Сильно, как и свобода.

Этим я закончу исследование главных последствий влияния

Церкви на европейскую цивилизацию; я представил их в сле-

Дующем двойственном результате: великое и благотворное

Влияние на умственный и нравственный мир человека и влия-

Ние более вредное, чем полезное, на мир политический. Теперь

Мы должны подтвердить наши положения фактами, оправдать

Историей то, что вывели из самой природы и состояния цер-

Ковного общества. Посмотрим, какова была судьба христиан-

Ской церкви от v до xii века, развивались ли вышеупомянутые

Начала и результаты так, как это предположено мною.

Не предполагайте, чтобы эти начала и последствия появля-

Лись одновременно и с такою же ясностью, с какою я изложил

Их. При изучении давно минувших веков, весьма часто впада-

Ют в важную ошибку, забывают нравственную хронологию, за-

бывают — странная забывчивость! — что отличительный харак-

Тер истории есть последовательное развитие. Возьмем жизнь

Какого-либо великого человека — Кромвеля, Густава Адольфа,

Кардинала Ришелье. Он выступает на историческое попри-

Ще, подвигается вперед, приближается к цели; он испытыва-

Ет на себе влияние великих событий и сам в свою очередь про-

149

UKMzOS.KWTYS

Изводит влияние на них; наконец, он доходит до конца своего

Поприща; тогда только мы узнаем его таким, каким он, словно

После долгой работы, вышел из рук Провидения. Между тем

В начале своей деятельности он не был тем, чем мы его видим

Впоследствии; ни в одну из отдельных минут его жизни не най-

Дем мы в его характере совершенной полноты и оконченно-

Сти; он образовался, выработался постепенно, последова-

Тельно. Люди развиваются в нравственном отношении точно

так же, как и в физическом; они изменяются с каждым днем;

В духовной природе их беспрестанно совершаются переворо-

Ты. Кромвель 1650 года не был Кромвелем 1640 года. Конечно,

Индивидуальность человека в известной степени всегда оста-

Ется верною самой себе; но сколько переменяется в нас идей,

чувств, желаний! Как много мы теряем и приобретаем! В тече-

Ние всей своей жизни человек ни разу не бывает во всех отно-

Шениях тем, чем в конце своего жизненного поприща.

Между тем вот ошибка, которая часто встречается у истори-

Ков: составив себе полное понятие о человеке, они видят его

Таким во все продолжение его деятельности для них. Кром-

Вель, вступающий в 1628 году в парламент, ничем не отличает-

Ся от Кромвеля, тридцать лет спустя умирающего в Уайт-Галль-

Ском дворце. Та же ошибка беспрестанно распространяется

И на учреждения, на общие причины и влияния. Постараем-

Ся избегнуть ее. Я представил вам в главных чертах принципы

Церкви и происшедшие от них последствия; но заметьте, что


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: