В религиозной, либо в гражданской форме. Возьмите все уч-
Реждения, все законодательство церкви, ее постановления (ка-
Ноны), судопроизводство, — господствующим началом всюду
Представится вам либо теократия, либо империя. Ослабевая,
Церковь обращалась за помощью к абсолютной власти импера-
Торов; укрепляясь, она гордо требовала этой власти для самой
Себя, во имя своего духовного могущества. Не следует останав-
Ливаться на некоторых отдельных случаях и фактах. Конечно,
Церковь часто держала сторону народных прав против дурного
147
UKMzOS.KWTYS
Управления государей, часто даже одобряла и вызывала восста-
Ние. Часто также она защищала пред государями права и инте-
Ресы народов. Но когда между властью и свободою возгорался
Спор о политических гарантиях, когда дело шло об установле-
Нии системы прочных учреждений, которые бы действительно
Оградили свободу от насильственных притязаний власти, тогда
|
|
Церковь обыкновенно принимала сторону деспотизма.
Мы не должны слишком сильно восставать против челове-
Ческой слабости духовенства или против других неизбежных
Недостатков церкви. Причина всего этого более глубокая.
В чем заключаются требования какой бы то ни было ре-
Лигии? Ее цель управлять человеческими страстями и волею.
Всякая религия есть власть, правительство, сила, останавли-
Вающая и усмиряющая человека. Во имя божественного зако-
На она обуздывает человеческую природу. Следовательно, она
Имеет дело главным образом со свободою человека: в этой сво-
Боде встречается сопротивление, ее старается победить она.
Такова задача религии, ее назначение, ее надежда.
Правда, направляя свои усилия против человеческой сво-
Боды, стараясь подчинить себе волю человека, религия может
Действовать на человека одним только нравственным средст-
Вом — им же самим, его волею и свободою. Прибегая к другим
Внешним средствам, к силе, обольщению, одним словом, к ме-
Рам, чуждым свободному участию и согласию человека, рели-
Гия обходится с человеком, как с водою, ветром, как со всякою
Чисто материальною силою; тогда она не идет к своей цели,
Не приобретает власти над волею и не управляет ею. Для того
Чтобы религия действительно соответствовала своему назна-
Чению, нужно, чтобы она была принята свободною волею че-
Ловека; нужно, чтобы человек подчинялся ей добровольно,
Непринужденно, в самом подчинении сохраняя свою свободу.
|
|
Вот двойственная задача, которую должна решить религия.
Но она слишком часто не понимала этой задачи, видела
В свободе не средство, а препятствие, забывала свойство той
148
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Силы, на которую действовала, и с душою человека обраща-
Лась, как с материальною силою. Вследствие такого заблужде-
Ния, ей почти всегда приходилось принимать сторону власти,
Деспотизма, против свободы человека: видя в этой свободе
Не что иное, как сильного врага, она старалась скорее обуз-
Дать, нежели обеспечить ее. Если бы церковь отдавала себе
Ясный отчет в своем образе действий, если бы она не увлека-
Лась естественным, но опасным заблуждением, то она увиде-
Ла бы, что для нравственного ограничения свободы необхо-
Димо обеспечить ее, что религия может и должна действовать
Одними только нравственными средствами; она стала бы ува-
Жать человеческую волю, стараясь управлять ею. Она забыва-
Ла все это, и духовная власть сама потерпела от того столь же
Сильно, как и свобода.
Этим я закончу исследование главных последствий влияния
Церкви на европейскую цивилизацию; я представил их в сле-
Дующем двойственном результате: великое и благотворное
Влияние на умственный и нравственный мир человека и влия-
Ние более вредное, чем полезное, на мир политический. Теперь
Мы должны подтвердить наши положения фактами, оправдать
Историей то, что вывели из самой природы и состояния цер-
Ковного общества. Посмотрим, какова была судьба христиан-
Ской церкви от v до xii века, развивались ли вышеупомянутые
Начала и результаты так, как это предположено мною.
Не предполагайте, чтобы эти начала и последствия появля-
Лись одновременно и с такою же ясностью, с какою я изложил
Их. При изучении давно минувших веков, весьма часто впада-
Ют в важную ошибку, забывают нравственную хронологию, за-
бывают — странная забывчивость! — что отличительный харак-
Тер истории есть последовательное развитие. Возьмем жизнь
Какого-либо великого человека — Кромвеля, Густава Адольфа,
Кардинала Ришелье. Он выступает на историческое попри-
Ще, подвигается вперед, приближается к цели; он испытыва-
Ет на себе влияние великих событий и сам в свою очередь про-
149
UKMzOS.KWTYS
Изводит влияние на них; наконец, он доходит до конца своего
Поприща; тогда только мы узнаем его таким, каким он, словно
После долгой работы, вышел из рук Провидения. Между тем
В начале своей деятельности он не был тем, чем мы его видим
Впоследствии; ни в одну из отдельных минут его жизни не най-
Дем мы в его характере совершенной полноты и оконченно-
Сти; он образовался, выработался постепенно, последова-
Тельно. Люди развиваются в нравственном отношении точно
так же, как и в физическом; они изменяются с каждым днем;
В духовной природе их беспрестанно совершаются переворо-
Ты. Кромвель 1650 года не был Кромвелем 1640 года. Конечно,
Индивидуальность человека в известной степени всегда оста-
Ется верною самой себе; но сколько переменяется в нас идей,
чувств, желаний! Как много мы теряем и приобретаем! В тече-
Ние всей своей жизни человек ни разу не бывает во всех отно-
Шениях тем, чем в конце своего жизненного поприща.
Между тем вот ошибка, которая часто встречается у истори-
Ков: составив себе полное понятие о человеке, они видят его
Таким во все продолжение его деятельности для них. Кром-
|
|
Вель, вступающий в 1628 году в парламент, ничем не отличает-
Ся от Кромвеля, тридцать лет спустя умирающего в Уайт-Галль-
Ском дворце. Та же ошибка беспрестанно распространяется
И на учреждения, на общие причины и влияния. Постараем-
Ся избегнуть ее. Я представил вам в главных чертах принципы
Церкви и происшедшие от них последствия; но заметьте, что