Ческою и притеснительною, она иногда благоприятствовала
Развитию цивилизации и даже свободы. Она подобна голове,
Которая может быть приставлена ко множеству различных ту-
Ловищ, или плоду, который может произрастать на самых раз-
Нообразных растениях. Из этого факта мы могли бы извлечь
Несколько важных и любопытных выводов; ограничусь толь-
Ко двумя. Прежде всего, невозможно допустить, чтобы такое
Явление было простою случайностью, было продуктом одной
Только силы или насильственного присвоения власти, меж-
Ду сущностью королевской власти как учреждения и сущно-
Стью природы человека или человеческого общества неиз-
Бежно должно существовать сильное, глубокое сходство. Ко-
Нечно, сила участвует в происхождении королевской власти
И в значительной мере содействует его прогрессу; но когда ве-
Ликое событие развивается, воспроизводится в течение длин-
Ного ряда веков, среди самых разнородных положений, ко-
|
|
Гда история учреждения представляет такой результат, какой
Я указал в истории королевской власти, — то не приписывайте
Никогда это событие, это учреждение действию одной только
Силы. Материальная сила играет важную роль в обыденных де-
206
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
Лах человека: но она не высший двигатель их; над тою ролью,
Которую она играет, всегда возвышается нравственная при-
Чина, решающая общее направление его деятельности. Сила
В истории развития государств — то же самое, что тело в исто-
Рии развития человека. Конечно, тело имеет огромное зна-
Чение в жизни человека, но оно не составляет принцип ее.
Жизнь обусловливается телом, но не определяется им. То же
Явление повторяется и в обществе: какую бы роль не играла
В нем сила, — не она управляет им, не она руководит его судь-
Бою; под проявлениями силы скрываются идеи, нравствен-
Ные влияния, которые и управляют прогрессом общества. Та-
Кого рода причины, а не материальная сила, без сомнения,
И решили судьбу королевской власти.
Второй, не менее важный факт, это гибкость учреждения,
Способность его видоизменяться, приспособляться к множе-
Ству разнородных обстоятельств. Заметьте, какая противопо-
Ложность: форма учреждения — одна, постоянная, простая; она
Не представляет того изумительного разнообразия, которым
Отличаются некоторые другие учреждения, а между тем она ус-
Ваивается самыми разнородными обществами. Отсюда ясно,
|
|
Что она может существовать при весьма разнородных услови-
Ях, что она соответствует в природе человека и общества мно-
Гим, весьма различным элементам и принципам. Роль коро-
Левской власти во всемирной истории, ее свойства, ее послед-
Ствия не всегда понимались как следует и часто подвергались
Неправильной оценке. Причина таких ошибок заключается
В том, что институт королевской власти не всегда рассматри-
Вался во всем своем объеме, с соответствующих ему двух то-
Чек зрения. С одной стороны, не все проникали до основно-
Го принципа королевской власти, до существенных свойств
Ее, независящих от обстоятельств, при которых она проявля-
Ется; с другой стороны, не обращали достаточного внимания
На все превращения, допускаемые ею, на все принципы, с ко-
Торыми она может вступать в союз. Наша цель — решить эту
207
UKMzOS RK{STYS
Двойную задачу и таким образом дать себе полный отчет в ре-
Зультатах, принесенных королевскою властью новейшей Ев-
Ропе, т. е. в дознании, проистекают ли эти результаты из су-
Щественных начал самого учреждения или же из видоизмене-
Ний, которым оно подвергалось.
Сила королевской власти, нравственное могущество, служа-
Щее ее истинной основой, без сомнения заключается не в соб-
Ственной, личной воле человека, в данное время облеченного
Королевским саном. Народы, принимая королевскую власть
Как учреждение, философы, поддерживая ее как систему, без
Сомнения, не думали, не хотели признавать над собою господ-
Ства личной воли одного человека, по самому существу своему
Узкой, произвольной, прихотливой, невежественной.
Королевская власть нимало не соответствует личной воле
Человека, хотя и проявляется в ее форме. Она есть олицетво-
Рение правовой державности, верховной власти по праву, т. е.
Той существенно разумной, просвещенной, справедливой,
Беспристрастной, самобытной воли, которая выше всякой от-
Дельной личной воли, и потому имеет право управлять людь-
Ми. Таково значение королевской власти в понятии народов,
Такова причина, по которой они подчиняются ей. Но сущест-
Вует ли такая правовая верховная власть, есть ли такой выс-
Ший закон, который имеет право управлять людьми? Несо-
Мненно по крайней мере то, что люди верят в существование
Такой власти, такого закона; они стараются, постоянно стара-
Лись и не могут не стараться подчинить себя ему. Представим
Себе, не говорю народ, но хотя бы самое незначительное соб-
Рание людей, подчиненное властителю не по праву, а только
Фактически, властителю, право которого есть право сильно-
Го, который в управлении своем нимало не руководствуется
Ни разумом, ни справедливостью, ни истиною. Человеческая
Природа восстает против такого предположения; для нее не-
Обходимо верить в право. Она ищет себе властителя по праву,
Лишь ему одному добровольно повинуется человек. Что такое
208
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
История, как не проявление этого всеобщего факта? Что такое
Большая борьба, волнующая жизнь народов, как не страстное
Стремление к правовой верховной власти, стремление встать
Под руководство ее? И не только народы, но и мыслители твер-
До верят в существование такой власти, неутомимо ищут ее.
Что такое все системы политической философии, как не изы-
Скание правовой верховной власти? Не обсуждается ли в них
Именно вопрос о том, кто имеет право управлять обществом?
|
|
Возьмите системы теократическую, монархическую, аристо-
Кратическую, демократическую; представители их глубоко убе-
Ждены, что открыли сущность правомерной верховной вла-
Сти; все они обещают даровать обществу законного владыку.
Такова, повторяю, цель как мыслителей, так и народов, пред-