Ное, унижающее в умственном отношении самих победителей
И отражающееся иногда в самом ходе событий. Вот, по моему
Мнению, слабая сторона реформации в борьбе нового поряд-
Ка вещей против прежнего духовного мира; вот что нередко
Затрудняло реформацию и препятствовало ее защищаться так,
Как бы следовало ей защищаться по праву.
Я мог бы рассмотреть религиозную революцию xvi века
С нескольких других точек зрения. Я ничего не сказал и не мог
Сказать о чисто догматической стороне ее, о том, что она со-
Вершила собственно в религии, в отношениях души челове-
Ческой к Богу и к будущей, вечной жизни; я мог бы показать
Ее в разнообразии ее отношений к общественному быту, куда
Она внесла результаты неизмеримой важности. Например,
она возвратила религию в среду мирян, в общество верных;
До того времени религия была, можно сказать, исключитель-
Ным достоянием духовенства, церковного сословия; оно раз-
|
|
Давало плоды ее, но в сущности одно располагало ею и поч-
Ти одно пользовалось правом говорить о ней. Реформация
Ввела религиозные верования в общий оборот идей; она от-
Крыла мирянам поприще веры, прежде недоступное для них.
В то же время она имела и другой результат: она вовсе или
Почти вовсе изгнала религию из политики, восстановила не-
Зависимость светской власти. Сделавшись, если можно так
Выразиться, достоянием мирян, религия вместе с тем пере-
Стала входить в состав общественного правительства. В про-
Тестантских странах, несмотря на все различие церковного
283
UKMzOS R{KQYRzYTYS
Устройства, —даже в самой Англии, где это устройство наибо-
Лее приближается к прежнему порядку вещей, духовная власть
Уже не имеет серьезных притязаний на управление светскою
Властью.
Я мог бы исчислить многие другие последствия реформа-
Ции; но пора остановиться, и я довольствуюсь тем, что успел
Представить вам отличительный характер ее —эмансипацию
Человеческого духа и уничтожение абсолютной власти в ду-
Ховном мире, уничтожение, без сомнения, неполное, но тем
Не менее являющееся важнейшим шагом вперед, совершен-
Ным до нашего времени на этом пути.
В заключение прошу заметить, какое поразительное сход-
Ство представляется в новой истории между обществами ре-
Лигиозным и гражданским, в отношении к переворотам, ко-
Торым они оба подверглись.
Христианское общество (мы видели это, когда я говорил
|
|
О церкви) сначала было обществом совершенно свободным,
Образованным исключительно во имя общего верованья, без
Постоянных учреждений, без правительства в собственном
Смысле этого слова; оно управлялось одною только нравствен-
Ною властью, изменявшеюся смотря по потребностям време-
Ни. Подобно тому началось в Европе и гражданское общест-
Во; оно было основано, по крайней мере отчасти, отдельными
Союзами варваров и отличалось полною свободою; члены его
Оставались в нем исключительно по доброй воле и не знали
Ни законов, ни благоустроенных властей. По выходе из такого
Положения, несовместимого с широким общественным раз-
Витием, религиозное общество подчинилось правительству
По преимуществу аристократическому; управление сосредото-
Чилось в руках духовного сословия —епископов, соборов, цер-
Ковной аристократии. Такое же явление видим мы и в граж-
Данском обществе, по выходе его из варварства; и в нем полу-
Чает преобладание аристократия, светский феодализм. Далее,
Религиозное общество оставляет аристократическую форму
X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K
И принимает форму чистой монархии: это время победы рим-
Ского престола над соборами и европейскою церковною ари-
Стократиею. Тот же переворот совершается и в гражданском
Обществе; и в нем преобладание и господство над европей-
Ским миром приобретает королевская власть на развалинах
Светской аристократии. В xvi веке в недрах религиозного об-
Щества обнаруживается восстание против системы чистой мо-
Нархии, против абсолютной власти в духовном мире. Этот пе-
Реворот ведет за собою, утверждает, освящает в Европе пра-
Во свободного исследования. Подобное событие видели мы
В нашу эпоху и в гражданском мире: для гражданской абсолют-
Ной власти также настало время борьбы и поражения. Итак,
Оба общества подвергались тем же изменениям, тем же пере-
Воротам, но религиозное общество всегда предшествовало
Гражданскому на этом пути.
Теперь мы ознакомились с одним из великих фактов новей-
Шего общества: с свободою исследования, свободою челове-
Ческого духа. В то же время мы видим повсеместное преоб-
Ладание политической централизации. В следующей лекции
Я рассмотрю английскую революцию, т. е. то событие, которое
Представляет собою первое столкновение свободного анализа
И абсолютной монархии, одинаково обязанных своим проис-
Хождением развитию европейской цивилизации.
285
ЛЕКЦИЯ ТРИНАДЦАТАЯ
О бщ ийх ар ак те р а нг ли йс ко й р ев ол юц ии —Г ла вн ыеп ри чи ные е. —Н ап ра вл е-
Н иее е б ол ееп ол ит ич ес ко е, н еж ел и р ел иг ио зн ое —Т риг ла вн ыеп ар ти и, п ос ле
Д ов ат ел ьн о м ен яю щи е д ру г д ру га 1) п ар ти я з ак он но й р еф ор мы 2) п ар ти я
П ол ит ич ес ко й р ев ол юц ии 3) п ар ти я с оц иа ль но й р ев ол юц ии —Н и о дн а
И з н ихн е и ме ету сп ех а. —К ро мв ел ь. —Р ес та вр ац ияС тю ар то в. —Л ег ал ьн ое м ин ис те рс тв о. —М ин ис те рс тв о К аб ал ы. —Н ац ио на ль но е м ин ис те рс тв о. — Ор ев ол юц ии1688 г од а вА нг ли и ивЕ вр оп е.
Мы видели, что в продолжение xvi века все элементы преж-
Него европейского общества привели к двум весьма важным
Фактам: к свободному исследованию и к централизации вла-
Сти. Один из них получил преобладание в религиозном обще-
Стве, другой —в гражданском. В Европе в одно и то же время
Торжествовали и эмансипация человеческого духа, и абсолют-
Ная монархия.
|
|
Рано или поздно непременно должна была разгореться
Борьба между этими двумя, столь противоположными друг
Другу фактами. Один из них был поражением абсолютной
Власти в духовном мире, другой —торжеством ее в мире гра-
Жданском, один склонял к упадку древнюю церковную монар-
Хию, другой довершал уничтожение древних феодальных и об-
Щинных вольностей. Их одновременность, как вы уже видели,