Всегда остается нечто неполное, непоследовательное, низмен-

Ное, унижающее в умственном отношении самих победителей

И отражающееся иногда в самом ходе событий. Вот, по моему

Мнению, слабая сторона реформации в борьбе нового поряд-

Ка вещей против прежнего духовного мира; вот что нередко

Затрудняло реформацию и препятствовало ее защищаться так,

Как бы следовало ей защищаться по праву.

Я мог бы рассмотреть религиозную революцию xvi века

С нескольких других точек зрения. Я ничего не сказал и не мог

Сказать о чисто догматической стороне ее, о том, что она со-

Вершила собственно в религии, в отношениях души челове-

Ческой к Богу и к будущей, вечной жизни; я мог бы показать

Ее в разнообразии ее отношений к общественному быту, куда

Она внесла результаты неизмеримой важности. Например,

она возвратила религию в среду мирян, в общество верных;

До того времени религия была, можно сказать, исключитель-

Ным достоянием духовенства, церковного сословия; оно раз-

Давало плоды ее, но в сущности одно располагало ею и поч-

Ти одно пользовалось правом говорить о ней. Реформация

Ввела религиозные верования в общий оборот идей; она от-

Крыла мирянам поприще веры, прежде недоступное для них.

В то же время она имела и другой результат: она вовсе или

Почти вовсе изгнала религию из политики, восстановила не-

Зависимость светской власти. Сделавшись, если можно так

Выразиться, достоянием мирян, религия вместе с тем пере-

Стала входить в состав общественного правительства. В про-

Тестантских странах, несмотря на все различие церковного

283

UKMzOS R{KQYRzYTYS

Устройства, —даже в самой Англии, где это устройство наибо-

Лее приближается к прежнему порядку вещей, духовная власть

Уже не имеет серьезных притязаний на управление светскою

Властью.

Я мог бы исчислить многие другие последствия реформа-

Ции; но пора остановиться, и я довольствуюсь тем, что успел

Представить вам отличительный характер ее —эмансипацию

Человеческого духа и уничтожение абсолютной власти в ду-

Ховном мире, уничтожение, без сомнения, неполное, но тем

Не менее являющееся важнейшим шагом вперед, совершен-

Ным до нашего времени на этом пути.

В заключение прошу заметить, какое поразительное сход-

Ство представляется в новой истории между обществами ре-

Лигиозным и гражданским, в отношении к переворотам, ко-

Торым они оба подверглись.

Христианское общество (мы видели это, когда я говорил

О церкви) сначала было обществом совершенно свободным,

Образованным исключительно во имя общего верованья, без

Постоянных учреждений, без правительства в собственном

Смысле этого слова; оно управлялось одною только нравствен-

Ною властью, изменявшеюся смотря по потребностям време-

Ни. Подобно тому началось в Европе и гражданское общест-

Во; оно было основано, по крайней мере отчасти, отдельными

Союзами варваров и отличалось полною свободою; члены его

Оставались в нем исключительно по доброй воле и не знали

Ни законов, ни благоустроенных властей. По выходе из такого

Положения, несовместимого с широким общественным раз-

Витием, религиозное общество подчинилось правительству

По преимуществу аристократическому; управление сосредото-

Чилось в руках духовного сословия —епископов, соборов, цер-

Ковной аристократии. Такое же явление видим мы и в граж-

Данском обществе, по выходе его из варварства; и в нем полу-

Чает преобладание аристократия, светский феодализм. Далее,

Религиозное общество оставляет аристократическую форму

X. [OPI. OWTILOS zO{OUOPYzOO { K{LI|K

И принимает форму чистой монархии: это время победы рим-

Ского престола над соборами и европейскою церковною ари-

Стократиею. Тот же переворот совершается и в гражданском

Обществе; и в нем преобладание и господство над европей-

Ским миром приобретает королевская власть на развалинах

Светской аристократии. В xvi веке в недрах религиозного об-

Щества обнаруживается восстание против системы чистой мо-

Нархии, против абсолютной власти в духовном мире. Этот пе-

Реворот ведет за собою, утверждает, освящает в Европе пра-

Во свободного исследования. Подобное событие видели мы

В нашу эпоху и в гражданском мире: для гражданской абсолют-

Ной власти также настало время борьбы и поражения. Итак,

Оба общества подвергались тем же изменениям, тем же пере-

Воротам, но религиозное общество всегда предшествовало

Гражданскому на этом пути.

Теперь мы ознакомились с одним из великих фактов новей-

Шего общества: с свободою исследования, свободою челове-

Ческого духа. В то же время мы видим повсеместное преоб-

Ладание политической централизации. В следующей лекции

Я рассмотрю английскую революцию, т. е. то событие, которое

Представляет собою первое столкновение свободного анализа

И абсолютной монархии, одинаково обязанных своим проис-

Хождением развитию европейской цивилизации.

285

ЛЕКЦИЯ ТРИНАДЦАТАЯ

О бщ ийх ар ак те р а нг ли йс ко й р ев ол юц ии —Г ла вн ыеп ри чи ные е. —Н ап ра вл е-

Н иее е б ол ееп ол ит ич ес ко е, н еж ел и р ел иг ио зн ое —Т риг ла вн ыеп ар ти и, п ос ле

Д ов ат ел ьн о м ен яю щи е д ру г д ру га 1) п ар ти я з ак он но й р еф ор мы 2) п ар ти я

П ол ит ич ес ко й р ев ол юц ии 3) п ар ти я с оц иа ль но й р ев ол юц ии —Н и о дн а

И з н ихн е и ме ету сп ех а. —К ро мв ел ь. —Р ес та вр ац ияС тю ар то в. —Л ег ал ьн ое м ин ис те рс тв о. —М ин ис те рс тв о К аб ал ы. —Н ац ио на ль но е м ин ис те рс тв о. — Ор ев ол юц ии1688 г од а вА нг ли и ивЕ вр оп е.

Мы видели, что в продолжение xvi века все элементы преж-

Него европейского общества привели к двум весьма важным

Фактам: к свободному исследованию и к централизации вла-

Сти. Один из них получил преобладание в религиозном обще-

Стве, другой —в гражданском. В Европе в одно и то же время

Торжествовали и эмансипация человеческого духа, и абсолют-

Ная монархия.

Рано или поздно непременно должна была разгореться

Борьба между этими двумя, столь противоположными друг

Другу фактами. Один из них был поражением абсолютной

Власти в духовном мире, другой —торжеством ее в мире гра-

Жданском, один склонял к упадку древнюю церковную монар-

Хию, другой довершал уничтожение древних феодальных и об-

Щинных вольностей. Их одновременность, как вы уже видели,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: