Источники конституционного права

 

       Под источниками КП понимаются писаные и неписаные нормы, которые регулируют конституционно- правовые отношения.

1)Законы и иные государственно- правовые акты. Эта группа включает 6 видов законов.

-конституция- это основной закон, имеющий особые форму и содержание и являющийся основным источником конституционного права.

-конституционные законы делятся на 2 разновидности.

Первая разновидность - это те законы, которые вносят изменения в текст конституции либо существенно дополняют его. Классический пример конституционных законов - так называемые поправки к американской конституции. Их 27, и каждая из них - существенное дополнение текста в части общественных отношений.

Вторая разновидность - это группа законов, составляющих так называемую неписаную конституцию, т.е. формально это обычные законы, но в силу своей важности они выполняют функцию конституции. Это Хабеас Корпус Акт 1679г., Магна Карта 1215, Законы о парламенте, входящие в качестве статутного права в неписаную британскую конституцию. Для принятия конституционных законов требуется квалифицированное большинство голосов.

В федеративных государствах конституционные законы, которые изменяют федеральную конституцию, должны быть одобрены большинством субъектов федерации. Например, для того, чтобы была внесена поправка в Конституцию США, необходимо одобрение не менее 38 штатов. Такой порядок объясняет тот факт, что за 200 с лишним лет существования американской конституции в нее было внесено только 27 поправок.

-органические законы. Их принятие прямо предусмотрено в конституции. Суть органических законов в отличие от конституционных в том, что они дополняют конституцию, не изменяя ее основных принципов, не затрагивая ее глубинной сущности. Эти законы занимают определенное место, ибо они регулируют целый правовой институт. Например, органическими законами являются законы о выборах, о гражданстве.

-акты исполнительной власти, имеющие силу закона. Иногда их называют делегированным законодательством. Эти акты формально не называются законами, а имеют особое название, например, ордонанс (во ФРАНЦИИ), декрет, прокламация. Принимаются они главой государства, либо правительством, главой правительства, а иногда и отдельным министром. Это акты исполнительной власти, но в данном случае они регулируют очень важные вопросы, относящиеся, как правило, к сфере законодательного регулирования. В качестве данного источника могут быть названы декреты правительства о введении военного положения и т.д.

-обычные законы. Они регулируют отдельные вопросы государственной и общественной жизни. Далеко не все законы могут быть источников КП. Примером может служить закон Франции о предоставлении избирательного права гражданам, достигшим 18 лет (1974г.).

-парламентские уставы и регламенты. Некоторые авторы не относят их к числу законов, но это спорный вопрос. Парламентские уставы и регламенты регулируют важную сферу конституционно- правовой жизни (определяют внутреннюю структуру парламента и порядок его работы).

Судебный прецедент

Судебные прецеденты, или решения судов, имеющие характер закона, делятся на два вида- решения общих судов и решения специальных судов. Судебный прецедент характерен для стран с англосаксонской правовой системой. Прежде всего, это Великобритания, США, а также бывшие колонии и доминионы Великобритании: Индия, Новая Зеландия, Австралия и т.д. Судебный прецедент – это решения суда, которое служит основанием для применения другими судами при рассмотрении аналогичных дел или вообще имеет характер общеобязательной нормы. В Великобритании судебные прецеденты являются равноправным источником права и определяют ряд прав британских подданных, полномочия монарха (прерогативы короля). В США и Индии особое значение имеют решения верховных судов по толкованию конституции. В ряде стран общие суды не имеют права давать какие-то обязательные толкования конституции и законов. Там источниками права могут быть лишь решения специальных, конституционных судов либо органов, выполняющих функции конституционного суда. Например, право на проведение митингов, шествий и демонстраций в Великобритании не имеет законодательного закрепления, а начале 19 века решение оного из судей по конкретному делу послужило нормой для закрепления правил проведения митингов, шествий и демонстраций в стране.

Конституционный обычай (конституционные соглашения, конвенционные нормы).

       Это правило поведения, которое сложилось исторически и поддерживается государством. Конституционные и вообще правовые обычаи, как правило, носят не политический, а церемониальный, обрядовый характер. Особенно много их в Великобритании, Новой Зеландии, Австралии. Например, по обычаю, лорд-канцлер (глава Палаты лордов) сидит на так называемом «мешке с шерстью»; при открытии британского парламента посланник из Палаты лордов при подходе к Палате общин трижды стучит в дверь- это означает, что он как бы просит принять посланника от королевы; Члены британского парламента голосуют не путем поднятия рук, а проходя в специальные двери и т.д.

       Но кроме таких обычаев есть и существенные, затрагивающие основные институты государства. Конституционным является британский обычай, по которому премьер- министром Великобритании становится лидер партии, победивший на выборах в Палату общин. Как ни странно, это нигде не записано, но такой порядок в качестве обычая существует несколько сотен лет. Конституционные обычаи сохраняются потому, что они придают государственным органам и их действиям некий особый ореол власти.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: