Дидактическая игра «Какие вещи нужны человеку, чтобы быть чистым и опрятным»

На столе разложены различные предметы: зубная щетка, мыло, утюг, мочалка и т.д.

Дети выбирают любой предмет и составляют предложения.

Например: Расческа нужна человеку, чтобы причесывать волосы, и т.д.

Учебное задание — составь фигуру человека

Итог занятия

Дети по «цепочке» называют основные части тела человека.

Материал для закрепления

I. Повторить названия частей тела и уметь называть и показывать их на себе, на кукле, на другом человеке. Знать, что глазами видим, ушами слышим, носом дышим и т.д.

И. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Составление предложений по данной теме с предлогами: на, в, за, между, около, перед.

2. Образование существительных множественного числа. Например: ухо — уши, шея — шеи и т.д.

3. Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Например: нос — носик, рот — ротик и т.д.

4. Подбор слов-антонимов.

Например: большой — маленький, высокий — низкий, тонкий — толстый, длинный — короткий.

5. Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай».

Занятие 2. «Геометрические фигуры и основные цвета»

Цели: рассмотреть геометрические фигуры; уточнить их названия и внешние признаки; учить ориентироваться на листе бумаги; образовывать сложные слова: прямоугольник, треугольник, разноцветные; образовывать уменьшительно-ласкательную форму существительных; образовывать существительные множественного числа родительного падежа; согласовывать числительные с существительными; учить правильно употреблять предлоги; развивать память, внимание, мышление.

Оборудование: демонстрационный материал — геометрические фигуры разного цвета и величины; раздаточный материал — подносы для каждого ребенка, геометрические фигуры разного цвета и величины, листы бумаги и цветные карандаши.

Ход занятия

Знакомство с геометрическими фигурами разного цвета

Логопед показывает геометрические фигуры разного цвета: квадрат, треугольник, прямоугольник, круг, овал; уточняет название и внешние признаки каждой геометрической фигуры; проводит дидактическую игру «Разложи фигуры».

У детей на подносах лежат такие же геометрические фигуры. Надо распределить их по любому признаку (цвет, размер, форма).

Физкультминутка «Сделай фигуру, которую я назову»

Дидактическая игра «Скажи слово»

а) Образование уменьшительно-ласкательной формы существительных.

Логопед показывает квадраты: большой и маленький. — Большой квадрат назовем обычным словом — квадрат, а маленький ласковым — квадратик. (Аналогично со всеми фигурами.)

б) Согласование числительных с существительными. Дидактическая игра «Сосчитай». (1 квадрат, 2квадрата,..., 5 квадратов.) (Аналогично со всеми фигурами.)

в) Образование существительных множественного числа родительного падежа. Дидактическая игра «Чего не стало?»

Логопед берет со стола у ребенка одну или несколько геометрических фигур, ребенок проговаривает, чего не стало у него на столе. (Двух красных квадратов.)

г) Игра на внимание «Что изменилось?»

Логопед выставляет геометрические фигуры разного цвета, затем меняет их местами. Дети восстанавливают их первоначальное расположение.

д) Правильное употребление предлогов.

Дидактическая игра «Поручение».

Дети выполняют инструкции логопеда. («Положи красный квадрат на пенал, под пенал, за пенал и т.д.»)

Дидактическая игра «Каждой фигуре — свое место» Ориентировка на листе бумаги: верхняя, нижняя, правая, левая стороны и верхние правый, левый углы, нижние правый, левый углы.

Итог занятия

Материал для закрепления

I. Уметь различать основные цвета и геометрические фигуры: круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник. Знать, что у квадрата четыре одинаковые стороны, четыре угла.

— У треугольника три стороны, три угла. Аналогично — описание прямоугольника. У круга нет углов, он круглый. У овала нет углов, он овальный.

Знать понятие «геометрические фигуры». Уметь описать геометрическую фигуру.

— Это квадрат. У него четыре одинаковые стороны, четыре угла, он красного цвета. (Аналогично составить описание остальных геометрических фигур.)

Нарисовать и заштриховать: круг, квадрат, треугольник — сверху вниз; овал, прямоугольник — слева направо.

Найти в своем окружении предметы квадратной, прямоугольной, круглой, овальной, треугольной формы.

II. Грамматический строй речи и словообразование.

1. Согласование прилагательных с существительными в роде, числе.

Например: прямоугольное окно, красный квадрат, прямоугольная дверь, коричневый треугольник, прямоугольный стол, зеленый овал, прямоугольные книги, оранжевый прямоугольник и т.д.

2. Согласование притяжательных местоимений. Например: Что это? — Овал. Овал чей? — Мой и т.д.

3. Образование существительных множественного числа именительного и родительного падежей.

Например: круг — круги — кругов и т.д.

4. Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Например: прямоугольник — прямоугольничек и т.д.

5. Употребление предлогов: в, на, под, над, между, около, за, из-за. Например: Где лежит треугольник? — На столе и т.д. (со всеми предлогами).

Занятие 3 «Игрушки»

Цели: уточнить с детьми названия игрушек, способы игры с ними; научить выделять составные части, форму, цвет, материал; образовывать существительные родительного падежа, существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, прилагательные от существительных и согласовывать их в роде с существительными; составлять описательные рассказы по игрушкам; развивать зрительную и слуховую память; активизировать словарь.

Оборудование: демонстрационный материал — таблица на развитие зрительного внимания, картинно-графический план по теме «Игрушки»; игрушки — мяч, пирамида, машина, медведь, кукла.

Ход занятия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: